Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты
Города-миллионники, за исключением столичных мегаполисов, необоснованно остаются на периферии национальной экономики. Их экономический потенциал не позволяет раскрыть существующая система регулирования. Получив дополнительную степень экономической свободы за счет присвоения статуса «город федерального значения» и соответствующие фискальные ресурсы, города-миллионники могут стать новыми локомотивами социально-экономического развития как на региональном, так и на макро- уровне.
Экономическое развитие внутреннего пространства России находится в состоянии покоя, которое лишь консервирует и усиливает проблемы, среди которых массовая дотационность регионов и муниципальных образований, ослабленность экономических связей между территориями, их избыточная социально-экономическая дифференциация.
Развитию регионов нужен крепкий импульс, имеющий под собой не «создание благоприятных условий», а реальные экономические рычаги и финансовые ресурсы. На наш взгляд, внутренним драйвером для экономического роста является перераспределение фискальных потоков и усиление экономической мощи 13 городов-миллионников, обладающих по умолчанию крупными рынками сбыта, трудовыми ресурсами: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград. Приобретая дополнительные экономические, инвестиционные возможности, города-миллионники получают шанс стать точками роста в федеральных округах, могут запустить конструктивный межрегиональный перелив инвестиций и человеческого капитала.
В инструментальном плане вывод 13 городов-миллионников на более высокую позицию возможен при установлении в их отношении статуса «город федерального значения». Данный маневр перераспределят фискальные потоки из региональных бюджетов в пользу городов-миллионников и, таким образом, увеличивает доходную часть городских бюджетов. В первую очередь, перераспределение затрагивает следующие крупные налоги: НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на имущество организаций.
Как изменится доходная часть города-миллионника, если он получит статус города федерального значения?
В основе методики оценки дополнительных доходов городского бюджета в результате получения городом статуса «город федерального значения» лежит вклад города-миллионника в экономику материнского региона. Этот вклад оценивается как среднее арифметическое доли города в объеме инвестиций по региону и доли города в численности населения региона (таблица 1).
Таблица 1 – Вклад городов-миллионников в экономику материнских регионов, 2013 год.
№ | Город | Доля населения города в численности населения региона, % | Доля инвестиций города в объеме инвестиций региона, % | Вклад города-миллионника в экономику материнского региона, % |
---|---|---|---|---|
1 | Новосибирск | 56,7 | 49,2 | 53,0 |
2 | Екатеринбург | 33,5 | 32,4 | 33,0 |
3 | Нижний Новгород | 38,8 | 29,1 | 34,0 |
4 | Казань | 31,0 | 20,8 | 25,9 |
5 | Челябинск | 33,5 | 29,2 | 31,4 |
6 | Омск | 59,1 | 59,4 | 59,3 |
7 | Самара | 36,5 | 31,5 | 34,0 |
8 | Ростов-на-Дону | 26,1 | 37,3 | 31,7 |
9 | Уфа | 26,9 | 25,1 | 26,0 |
10 | Красноярск | 36,3 | 18,4 | 27,4 |
11 | Пермь | 38,9 | 51,1 | 45,0 |
12 | Воронеж | 43,6 | 34,0 | 38,8 |
13 | Волгоград | 39,6 | 38,1 | 38,9 |
Примечание: на момент подготовки материала в официальной статистике 2013 год является последним отчетным периодом для городов, за который опубликованы данные об объемах инвестиций.
Величина указанного вклада применяется для выделения из регионального бюджета приходящихся на город-миллионник фискальных потоков по налогу на прибыль организаций, акцизам и налогу на имущество организаций.
Для оценки дополнительных доходов городского бюджета от НДФЛ работает более точная схема. В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет города-миллионника, имеющего статус городского округа, зачисляется 15% от всего объема НДФЛ, уплачиваемого зарегистрированными на территории города налогоплательщиками. Остальные 85% налога зачисляются в региональный бюджет (статья 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основываясь на данных параметрах, определить зачисленный в региональный бюджет объем НДФЛ от городского населения не представляет сложности.
Ниже приведена формула, с помощью которой рассчитывается размер дополнительных налоговых доходов города-миллионника в статусе «город федерального значения»:
Исходные данные и расчетные значения WC приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Дополнительные налоговые доходы городов-миллионников, приобретающих статус города федерального значения.
№ | Город | Налоговые поступления в бюджет материнского региона города-миллионника, млн.рублей (на 1 января 2014 года) | Налоговые поступления по НДФЛ в бюджет города-миллионника в статусе муниципального образования, млн.рублей, 2013 год | Дополнительные доходы бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения, млн.рублей | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Налог на прибыль организаций | Акцизы | Налог на имущество организаций | ||||
1 | Новосибирск | 21 888,03 | 14 109,04 | 9 988,13 | 12 205,00 | 93 587,30 |
2 | Екатеринбург | 46 355,63 | 13 245,94 | 15 738,51 | 10 377,00 | 83 429,30 |
3 | Нижний Новгород | 24 184,25 | 12 498,21 | 10 354,88 | 6 222,00 | 51 230,30 |
4 | Казань | 51 165,82 | 16 862,36 | 18 091,82 | 5 172,00 | 51 710,90 |
5 | Челябинск | 17 460,41 | 9 951,01 | 12 990,45 | 6 198,00 | 47 848,90 |
6 | Омск | 11 839,09 | 12 956,20 | 5 161,66 | 4 697,00 | 44 403,10 |
7 | Самара | 39 446,19 | 16 541,11 | 12 622,43 | 9 153,00 | 75 195,70 |
8 | Ростов-на-Дону | 20 974,81 | 14 712,49 | 11 725,27 | 7 292,00 | 56 406,50 |
9 | Уфа | 31 854,23 | 17 106,23 | 9 788,77 | 4 719,00 | 42 101,60 |
10 | Красноярск | 38 335,01 | 9 626,14 | 15 708,33 | 7 371,00 | 59 343,60 |
11 | Пермь | 33 057,99 | 8 982,86 | 9 249,10 | 9 304,00 | 75 913,80 |
12 | Воронеж | 14 491,05 | 7 475,43 | 6 425,76 | 5 103,00 | 39 980,30 |
12 | Воронеж | 14 491,05 | 7 475,43 | 6 425,76 | 5 103,00 | 39 980,30 |
13 | Волгоград | 15 398,71 | 7 989,90 | 6 106,87 | 4 598,00 | 37 534,00 |
Проведенный сравнительный анализ фактических доходов городских бюджетов и потенциально возможных объемов средств, которые могут прийти в городскую казну при получении городом статуса «город федерального значения», показывает очень большой регуляторный потенциал предлагаемой реформы и качественно новые экономические возможности самих городов (таблица 3). Например, Омск, Самара, Пермь, Воронеж могут рассчитывать на 3-х кратный прирост доходной части городского бюджета. Остальные города, за исключением Уфы и Челябинска, получат 2-х кратный прирост бюджета.
Таблица 3 – Оценка масштаба дополнительных налоговых доходов для городов, приобретающих статус города федерального значения (оценки по данным за 2013 год).
№ | Город | Доходы бюджета города-миллионника в статусе муниципального образования, млн.руб. | Дополнительные доходы бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения, млн.рублей | Процентное отношение дополнительных доходов бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения к доходам бюджета города-миллионника в статусе муниципального образования, % |
---|---|---|---|---|
1 | Новосибирск | 39 498 | 93 587,3 | 236,9 |
2 | Екатеринбург | 35 923 | 83 429,3 | 232,2 |
3 | Нижний Новгород | 22 951 | 51 230,3 | 223,2 |
4 | Казань | 21 845 | 51 710,9 | 236,7 |
5 | Челябинск | 29 900 | 47 848,9 | 160,0 |
6 | Омск | 13 857 | 44 403,1 | 320,4 |
7 | Самара | 21 875 | 75 195,7 | 343,8 |
8 | Ростов-на-Дону | 25 897 | 56 406,5 | 217,8 |
9 | Уфа | 23 227 | 42 101,6 | 181,3 |
10 | Красноярск | 29 092 | 59 343,6 | 204,0 |
11 | Пермь | 23 470 | 75 913,8 | 323,4 |
12 | Воронеж | 13 488 | 39 980,3 | 296,4 |
13 | Волгоград | 15 631 | 37 534,0 | 240,1 |
Приобретая права субъекта Российской Федерации, город-миллионник примет на себя и повышенные расходные обязательства. Однако резкий всплеск доходов городских бюджетов дает городским властям беспрецедентные инвестиционные возможности, которые можно реализовать с высокой эффективностью совместно с местным и приглашенным бизнесом, в том числе на условиях паритетного софинансирования проектов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00430).
Написать комментарий
Согласен на все 100%. Но вы забываете о экспансии Москвы на Восток! Пока не скупят всю Россию. Не дадут никаких статусов.... Потому как, а вдруг Сибирь проснется?