28 МАР, 20:58 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Сокращение «долгих денег»

13 Ноября 2012 9536 0 Интервью и комментарии
Сокращение «долгих денег»

В проекте пенсионной реформы правительство хочет сократить накопительную часть пенсии. Владимир Путин готов принять это предложение по изменению пенсионной системы. Известно, что накопительная часть пенсий это долгие деньги. «КС» спросил у аналитиков, как это отразится на финансовом секторе, и как будет выглядеть проблема «долгих денег»?

1. Как, по вашему мнению, это отразится на финансовом секторе?

2. Насколько эффективны до последнего момента были «долгие деньги», если возник дефицит Пенсионного фонда, который хотят покрыть за счет сокращения накоплений?

3. Как в ближайшее время будет выглядеть проблема «долгих денег»?

4. Может ли это сказаться на инвестициях? Каким образом?

Сергей Звенигородский, инвестиционный консультант УК «СОЛИД Менеджмент»:

.jpg_01
  1. С рынка уйдут так называемые «фонды-пылесосы», которые собирают сейчас только ОПС и не занимаются развитием корпоративных программ («Китфинанс», Стальфонд, Европейский). Произойдет сокращение притока новых средств и  стагнация на фондовом рынке России (2/3 отечественных средств, ценных бумаг внутреннего долга страны лежат в пенсионных накоплениях - это опора рынка с 2008 года и по законодательству размещение их за рубежом почти невозможно). Основная «кормушка» УК - это ЗПИФы (отечественные «оффшоры») ренты, земли и недвижимости, пенсионным бизнесом занимается серьезно всего около десятка компаний и закрытия компаний не произойдет. Основная «кормушка» НПФ (изначально) - корпоративные программы у предприятий-учредителей и контрагентов, но теперь основной приток средств обеспечивается средствами по ОПС, что слегка расслабило руководство фондов. Со следующего года им придется сворачивать ЧАСТЬ своего бизнеса и многие агенты по «пенсионке» лишатся работы (возможно улучшится качество их работы).
  2. Дефицит ПФР возник в страховой части пенсии, поскольку в накопительной части пенсии дефицита возникнуть не может по определению (сколько есть средств, столько и выдадут). Проблема была заложена еще в начале реформы 2002 года. Предполагалось, что за 10 лет чиновники разработают механизм покрытия выпадающих из страховой в накопительную часть пенсии доходов (должны были покрывать разрыв в поступлениях, пока не заработает в полную силу накопительный компонент, налоговыми отчислениями из других источников (средства от конкретного налога типа НДС и СтабФонд). К сожалению, за 10 лет не были определены даже ответственные за ее проведение лица (!), что было особенно ярко заметно на собраниях представителей от бизнеса и государства в 2008-2009 годах. Таким образом, дефицит ПФР за 10 лет накопился уже порядочный, но проблему хотят решить за счет будущих пенсионеров. Эффективность «долгих денег» проявилась в 2008 году, когда рынок удержался только за их счет. С 2008 года основной драйвер роста рынка - пенсионные накопления. Эффективность средств может стать выше, если отправлять их напрямую на инвестиционные проекты, приносящие прибыль выше инфляции (официальной) и рассчитанные на десятилетия работы. Для повышения их эффективности для граждан следует ужесточить правила для работы с ними УК и НПФ (явных аутсайдеров, по которым и судят об «эффективности», убрать от управления), создать среднюю (коэффициент полезности), на которую и надо ориентироваться (что сейчас и создается бизнесом). Необходимо добавить больше возможностей для управляющих при коррекциях, чтобы потери денег были минимальны, поскольку для роста накоплений условия уже созданы.
  3. Основной проблемой станет дальнейшая утечка свободных капиталов и постепенное сжатие рынка ценных бумаг и внутреннего долга страны. Как показала практика - замещение отечественных денег иностранными губительно сказывается на возможности роста экономики...  Шантаж и скупка конкурентов перевешивают выгоды от использования, в данных условиях, каких то иностранных вливаниях. На Западе (мы ведь на них ориентируемся) финансовый сектор держится на деньгах из банковского, страхового, пенсионного секторов. «Долгие деньги» работают  на экономику своей страны и аккумулируются в очень больших объемах, это не только раздувает «пузыри потребления», но и дает необходимый приток средств в фундаментальные отрасли (прибыль там редко возникает напрямую, но именно там создаются предпосылки для прогресса).
  4. Постоянная смена правил работы финансовых потоков внутри страны (особенно в долгосрочных сферах, направленных на развитие страны ближайшие несколько десятков лет) отпугивает потенциальных инвесторов (нам ведь нужны их технологии и практики управления, а деньги есть и у нас). Отсутствие грамотного планирования и самой стратегии, на которую можно опереться - главная проблема всего управленческого аппарата, сейчас идет движение по «затыканию дыр» и психология сложилась соответствующая.
 

Дмитрий Журавлев, генерального директора института региональных проблем :

_911
  1. Отразится отрицательно. Хотя я не стал бы переоценивать масштабы негативных последствий. Наш финансовый сектор базируется не на деньгах рядовых граждан, а на деньгах крупных российских и иностранных инвесторов. И в этом смысле он архаичен.
  2. У дефицита пенсионного фонда много причин: это и демографическая ситуация и не эффективное управления самим фондом. Что касается «долгих денег» как таковых, то Россия дает большие возможности для эффективных капиталовложений, чем любая развитая страна. По этому эффективность долгих денег определяется эффективностью управления ими или точнее наличии их хозяина, который был бы заинтересован в их эффективном вложении.
  3. Если говорить о пенсионных деньгах, то останется в эффективном управлении или точнее мотивации чиновнику или фонду ими эффективно управлять. (Управляющему чужими деньгами чиновнику все равно как будут работать эти деньги через десять лет, его-то на этом месте уже не будет). Что же касается «долгих денег» вообще, то у крупного инвестора в виде пенсионных денег.
  4. Да в отсутствии конкуренции эгоизм инвестора не будет ограничен ни чем. А значит, деньги у нас останутся дорогими и не очень «долгими».
 

Дарья Желаннова, старший аналитик компании «Альпари»:

___1
Сокращение накопительной части пенсии рынок остро ощутит на себе, лишившись доступа к длинным деньгам. За ежегодные полтриллиона рублей «дармовых денег» готовы побороться банки и страховые компании, ведь даже если управление ими будет неэффективным, государство обязано будет компенсировать потери пенсионерам.

Однако проблему  дефицита Пенсионного фонда надо решать. Поскольку увеличение пенсионного возраста - мера очень болезненная для общества и точно не добавит популярности власти, пока, видимо, решиться на нее не смогут.

В пользу отмены накопительной части так же говорит тот факт, что доходность по распределительной системе составляет 20% в год (при инфляции 6-7%), а по накопительной системе - 6,7-6,9%.

Изначально цель реформы - снизить зависимость растущего ПФР от бюджета, защитив тем самым пенсионеров от возможных просадок цен на нефть ниже значений, заложенных в бюджет.

 

Надежда Сидорова, зам. главного бухгалтера АКБ "Ланта-Банк"(ЗАО):

Министерство труда, обнародовавшее свой проект реформы пенсионной системы в конце августа, предлагает в качестве временной меры сократить накопительную часть пенсии с 6 до 2 процентов, а высвободившееся средства направить на ликвидацию дефицита Пенсионного фонда. Кроме того, проект Минтруда предлагает с 2015 года предоставлять гражданам право добровольно отказываться от накопительной части пенсии. Если же будущий пенсионер решит сохранить накопительную часть, то перечислять на нее часть зарплаты он должен будет самостоятельно.

Минфин, в свою очередь, выступает за сохранение существующего порядка формирования накопительной части пенсии, предлагая стимулировать более поздний выход граждан на пенсию и повысить минимальный трудовой стаж, необходимый для получения выплат, с пяти до десяти лет.

С 2002 года пенсии в России разделены на три части: базовую, страховую и накопительную. Накопительную часть, финансируемую за счет уплаты работодателем страховых взносов в размере 6 процентов от зарплаты, россияне могут передать в негосударственные пенсионные фонды или, по умолчанию, оставить на счетах госкорпорации ВЭБ.

Первый этап реформы будет реализован в 2013-2015 годах, расходы на него уже заложены в проект бюджета, который недавно был внесен в правительство. Будет увеличен размер пенсионных отчислений для вредных производств и для самозанятого населения. Будет продлен и период выплаты пенсии - с 19 до 21 года.

Накопительная часть пенсии, которая сейчас составляет 6% от зарплаты, сократится до 2%, а остальные 4% будут направлены на солидарную часть - в общий Пенсионный фонд. При этом у россиян будет выбор: можно и целиком отправить все 6% в солидарную часть.

На втором этапе - с 2016 по 2020 год - правительство собирается стимулировать будущего пенсионера, выбравшего отчисления в накопительную часть - еще 2% отправлять туда самостоятельно. Третий и последний этап закончится в 2030 году - в течение этих 10 лет правительство собирается развивать корпоративное страхование населения.

В итоге, к 2030 году для россиянина, отработавшего 40 лет и получавшего среднюю заработную плату, пенсия будет равняться 40% от зарплаты. Дефицит пенсионного фонда при этом сократится с текущих 2% ВВП до 0,8%. Впрочем, окончательно проект еще не утвержден - в администрации признают, что в нем еще есть много спорных моментов.

 

Нарек Авакян, Аналитик финансовой компании "Aforex":

Сокращение накопительной части пенсии в два раза может сильно ударить по финансовому сектору страны, особенно банкам, которые итак испытывают значительные трудности с фондированием и доступом к ликвидности. Все дело в том, что пенсионные деньги - длинные, и они могут быть использованы, например, на ипотечные кредиты населению, через соответствующие схемы. Однако, к сожалению, у нас в стране финансовая система вообще и пенсионная система в частности находятся не сказать что в зачаточном состоянии, но определенно точно на ранней стадии своего развития. Пока что в этом отношении крайне не урегулирована законодательная база, поэтому и нет прозрачности в деятельности пенсионных фондов. Кроме того, существует множество ограничений, препятствующих эффективному управлению пенсионными накоплениями. Сейчас объем пенсионных накоплений граждан не превышает 2 трлн. рублей, в случае же, если эти поправки будут приняты, то этот показатель не будет дотягивать и до 1 трлн. Однако вряд ли получится подобными мерами полностью ликвидировать дефицит ПФР, поскольку, как известно, у каждой медали есть и обратная сторона - сокращение в той или иной форме финансирования пенсионного фонда еще больше снизит его работоспособность, а соответственно и ожидать существенного улучшения ситуации в отечественной пенсионной системе в долгосрочной перспективе не стоит, хотя и прибавит пенсии в ближайшие год два. Если смотреть в горизонте 10-20 лет, то однозначно можно сказать, что это еще больше усугубит проблему «длинных денег». Сейчас долгосрочный капитал, который обращается с периодом от 10 лет и свыше, в России очень большая редкость, и именно поэтому в нашей стране высокие ставки по кредитам и высокая инфляция. Если бы действительно т.н. «длинные деньги» эффективно управлялись, то сейчас рост экономики составлял бы не меньше 6% в год. Долгосрочный капитал крайней необходим в ключевых отраслях и сферах экономики, начиная от жилищного строительства и различными секторами промышленности и заканчивая банковской системой и социально-экономической сферой. Однако доступность длинных денег в России сейчас крайне низкая, а принятие же подобных мер может еще больше усугубить ситуацию. Могут еще больше сократиться инвестиции в основной капитал, поскольку эти инвестиции требуют большого срока окупаемости, а также инвестиции в экономику в целом. Уповать же на иностранные инвестиции пока что не приходится - уровень инвестиционного климата в стране довольно низкий, а нестабильность в мировой экономике в ближайшие год-два сохранится. В таких условиях ни о каких крупных иностранных инвестициях говорить не приходится. Кроме того, стоит также подчеркнуть, что если и дальше будут приниматься подобные законопроекты, это может и вовсе сократить ежегодный рост ВВП ниже 2%.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more