Где маржа: вопрос или утверждение?
Чтобы оценить глобальный интерес к сельскому хозяйству организаторы III международной конференции «Где маржа» обратились к цифрам. Самая значимая в России сельскохозяйственная конференция в качестве участников собрала 10 заинтересованных инвестиционных компаний и фондов. Чем обусловлен такой интерес? И чего мы не знаем об экономике сельского хозяйства?
Сельское хозяйство в условиях глобализации
В сравнение с предыдущими достижениями можно констатировать – тема набирает обороты. Так, на конференции «Где маржа» 2011 года участники представляли 3,7 млн га земли, а первая конференция насчитывала менее 3 млн га. С одной стороны можно объяснить тенденцию возросшего интереса тем, что конференция отображает реальное положение дел, в соответствии с которым сельское хозяйство как никогда притягательно для свободного капитала. С другой – возможно это свидетельство расширяющейся год от года дискуссионной площадки, которая претендует на самый полный обзор текущего момента. Скорее всего, имеет место и первое и второе.
То ли вопросительное, то ли пояснительное название «Где маржа» не случайно. Сельское хозяйство в последние десять лет стало предметом пристального внимания диверсифицированных инвестиций и институциональных инвестиционных фондов. В них концентрируется глобальный подход к развитию мировых сельхозугодий, тогда как национальные производители обеспокоены рентабельностью на внутренних рынках и осуществлением стабильного экспорта. Профессор Университета Северной Дакоты Вильям Вилсон говорит о мировом спросе и предложении, формирующихся под знаком растущего населения, уменьшения плодородных земель, изобретения биотоплива и замедления производительности труда, выражающемся в коэффициенте 1,7 на 2010 год при показателе 3,5 в 1980 году.
По всей вероятности продуктами будущего будут соя, кукуруза и бройлерное мясо. Именно они подвергаются наибольшему влиянию новейших технологий производства. В течение последнего времени ученые наблюдают смещение кукурузных и соевых поясов в США и Китае, лидерах по выращиванию этих культур. Профессор Вилсон демонстрирует, что в США они уже достигли канадской границы, сменив привычные для них климатические пояса. Это происходит благодаря внедрению биотехнологий, которые в сложившихся обстоятельствах помогут прокормить девятимиллиардное человечество. Наверное, надо прислушаться к словам профессора, говорящего, что большие риски и возрастающую волатильность на рынках сельхозпродукции нужно преодолевать усовершенствованием и разнообразием технологических средств, применяя риск менеджмент.
В то время как развивающиеся страны получают до 30% дохода, используя биотехнологии и новые способы ведения хозяйства, в России рентабельность субсидируемого сельского хозяйства крайне низка. Заместитель Министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков считает, что рыночные цены должны иметь стабильную динамику и обеспечивать рентабельность в 15-20% с учетом государственных субсидий. Но пока сбалансированных цен на рынке нет, и правительство, совершенствуя регулирование отрасли, должно позаботиться о создании ценового коридора, в рамках которого производители могли бы ориентироваться.
В 2011 году Россия заняла второе место в мире по объему экспорта зерна, но аналитики считают это конъюнктурным успехом и предпочитают указывать на проблемы, которые обозначили 27 тонн экспортного зерна. Это и дисбаланс в развитии региональных зерновых рынков, и диспаритет между западом и востоком страны, и никуда не годящаяся инфраструктура. Заместитель начальника отдела агропромышленного комплекса Минэкономразвития Юлия Фетисова считает, что высокий урожай снизил рентабельность на фоне растущих издержек, в числе которых: цены на ГСМ, минеральные удобрения и адаптация сектора к ВТО. Поэтому у России нет другого выбора кроме как следование приоритетам глубокой переработки, улучшенной логистики и мелиорации, что соответствует мировым тенденциям.
Инвестиционный климат в сельском хозяйстве
Самой большой прямой инвестицией в российское сельское хозяйство стало недавнее вложение $400 млн компанией Olam International в молочное животноводство и растениеводство Пензенской области. Исполнительный директор Национального союза производителей молока Игорь Владимирович Лупинос говорит, что смотря в перспективу 20-30 лет, инвесторы, тем не менее, рассчитывают на государственную поддержку и компенсацию затрат. По прогнозам многих специалистов в аграрной области, Россия будет особо привлекательна для инвестиций в ближайшее время из-за дешевых земельных ресурсов и повсеместного доступа к воде.
Мировой рост агрикультуры измеряется 4-5% ежегодно. Отрасль приносит в общей сложности порядка $6,4 трлн в год. 26,7% инвесторов уже ориентируются на сельское хозяйство. 10% всех инвестиций в агропромышленный сектор приходится на Россию и страны СНГ. Для сравнения – США получают 26,7% от всего объема инвестиций, а Африка – 8,3%. Управляющий директор инвестиционной группы «ХайКвест Партнерз» Филипп де Лаперуз говорит, что «вы смотрите куда инвестировать, учитывая все риски: политические, экономические и прочие». По мнению американского бизнес канала CNBC, инвестирование в сельское хозяйство изменит мир в предстоящее десятилетие. Среди крупных инвестиционных игроков уже объявились управляющие компании, суверенные и пенсионные фонды.
В последние 5-7 лет рынок сельского хозяйства существенно вырос. На нем появилось большое количество профессионалов из других областей. Но с Россией у инвесторов отношения пока не складываются. Генеральный директор Зюдцукер Интернациональ Георг Фирлинг говорит, что в Восточной Европе намечается давка инвесторов, на первых позициях у которых значатся Румыния и Болгария. Россия же, несмотря на гарантированную 15-22% доходность, не входит в число привлекательных стран из-за того, что формальная сторона и неразвитость инфраструктуры тормозят ее развитие. «Проблема России в том, что она не может указать инвестору на возможности и риски», – считает Филипп де Лаперуз. С другой стороны инвесторы прекрасно понимают – чем выше доходность, тем волатильнее новая ценовая парадигма и тем больше нужно рисковать инвестициям.
Другой вопрос, что Россия будет нуждаться в инвесторах не меньше, а то и больше, чем они в ней. После вступления в ВТО, как считает Президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский, Россия не только ослабит целые сельскохозяйственные отрасли, отменив ряд пошлин на ввоз импорта, но вместе с тем снизит их инвестиционную привлекательность, что негативно повлияет на производство и поставит под угрозу продовольственную безопасность страны.
Руководитель английской компании «Фармлэнд Инвестментс» Мартин Дэвис говорит, что проблемы есть с обеих сторон. Появляется все больше инвесторов, которые никогда не вкладывали в сельское хозяйство и поэтому налицо недостаток понимания с их стороны. Но в России объективно существуют трудности с выходом на рынок, и нет уверенности в тенденциях, определяющих стоимость цены на землю. Ко всему прочему в России, по его мнению, плохо осуществляется контроль.
Если резюмировать сказанное, вывод напрашивается один: России нужно срочно усваивать и вводить в практику современные технологические и управленческие подходы. Отвечая на главный вопрос конференции, Председатель совета директоров «АДВАГ» Олег Фесенко говорит, что «маржа в правильном подходе, в современной практике ведения сельского хозяйства, и она должна быть претворена в России». Возможно, что тогда участники конференции будут прочитывать название «Где маржа» без вопросительной интонации, как это делали их иностранные коллеги. Хотя дело тут, наверное, в превратностях перевода: в английском варианте вопрос и не подразумевался.
Статьи по теме:
Написать комментарий