21 НОЯ, 22:27 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Кто и зачем устраивает лазерное шоу вокруг самолетов?

1 Августа 2011 9664 1 Политика
Кто и зачем устраивает лазерное шоу вокруг самолетов?

В последнее время лазерное хулиганство стало одной из самых популярных тем в СМИ. Чем это вызвано: реальной угрозой для летчиков и авиапассажиров или желанием отвлечь народ от существующих проблем в авиации, да и вообще в стране? Насколько серьезна опасность со стороны «лазерных хулиганов»?

 

1. Нагнетание лазерной угрозы

 

О том, что лучи лазерных установок могут угрожать безопасности полетов, задумались с середины 1990-х гг. Первые прецеденты произошли в США. "19 ноября 1993 г., в 10 часов вечера по местному времени самолет В-737, вылетающий из Лас Вегаса (Невада, США), подвергся воздействию лазерного луча зеленого цвета на высоте 500 футов над землей. Луч попал в пилотскую кабину через боковое стекло правого летчика, в результате чего у обоих пилотов наступила кратковременная слепота, продолжавшаяся в течение 5–10 секунд. Второй пилот сообщил о проблемах с его правым глазом, и после завершения полета ему потребовалась медицинская помощь. Командир корабля высказал мнение, что если бы лазерный луч прошел через переднее стекло и осветил обоих пилотов под более острым углом к направлению полета, они бы полностью потеряли контроль над воздушным судном. Как сообщалось, источник лазерного излучения находился в одном из отелей недалеко от аэропорта. В течение последующих двух лет в районе аэропорта Лас Вегаса было зарегистрировано более 150 случаев облучения воздушных судов дальних и региональных авиалиний, военных самолетов и вертолетов местных служб, включая службы срочной медицинской помощи и правоохранения. 11 декабря 1995 г. в Лас Вегасе был введен запрет на любое использование лазерного излучения в открытом пространстве" [1].

Доклад о негативном воздействии лазеров на безопасность полетов был опубликован соответствующим правительственным агентством США еще в 2001 году [2]. В 2005 году появился еще один доклад. На сайте Росавиации этот вопрос освещается в "Руководстве по лазерным излучателям в спектре безопасности полетов", изданном в 2003 г. [1].

В этих документах речь идет в основном о достаточно мощных лазерных установках, владельцы которых должны зарегистрировать их и оформить на них соответствующую документацию. Однако с середины 2000-х всем желающим становятся все более доступны карманные лазерные указки, причем мощность их все время возрастает. Возможно, поэтому в последние годы количество "лазерных инцидентов" в авиации стремительно увеличивается. Так, в Великобритании в 2007 г. было зафиксировано 29 случаев, в 2008 г. – 206, а в 2009 г. – 461 [3].

Лазерный бум настиг и Россию. У нас, по данным Росавиации, первые пять случаев атак на самолеты лазерными лучами были зафиксированы в 2010 г., а за первые семь месяцев 2011 г. летчики сообщили уже о 67 лазерных инцидентах [4].

 

2. Лазерный меч дебилов?

 

Лазерная указка действительно вещь небезопасная. При желании можно измыслить массу ситуаций, когда она создает угрозу для жизни и здоровья. Об этом есть множество интересных заметок на соответствующих форумах. Производители же указок предупреждают, что нельзя светить лазером прямо в глаза: это приведет к полной или частичной потере зрения.

Однако возможно ли обычной лазерной указкой попасть пусть даже не в глаза летчику, а хотя бы в кабину самолета, заходящего на посадку? Приводимые в СМИ данные о хулиганах, пойманных с поличным, повергают в ступор. Так, например, задержанный в Ростове-на-Дону владелец указки, находился на расстоянии не менее 10 км до аэродрома. Учитывая курс самолета, с улицы, на которой "повязали" злоумышленника, практически невозможно под прямым углом попасть лучом в кабину – в лучшем случае можно попасть сзади под углом градусов в 30. Позже это признали и специалисты – именно поэтому "взятого с поличным" ростовчанина отпустили, а вовсе не из-за отсутствия нужного закона и трудностей с уликами.

Столь же нелепо выглядит и рассказ о незадачливом любителе лазерных шоу в Москве. Развлекая свою девушку на Воробьевых горах, он включил светомузыкальную установку в своем автомобиле. При этом лазерные лучи из открытого багажника иномарки ослепили пилотов самолета, садившегося в Домодедово. Нелегко приходится летчикам, заходящим на посадку в Домодедово: откуда их только не ослепляют, если верить СМИ – то из Люберец, то с Воробьевых гор [5]. Удивительно, что Красная Площадь и Парк культуры остались еще не задействованы.

Теоретически, предлагаемые сейчас в Интернете лазерные указки с точки зрения мощности и дальности действия вполне могут "добить" до заходящего на посадку самолета. Так, синяя лазерная указка мощностью 1000 милливатт (=1вт) имеет дальность луча 50 км, а зеленая мощностью 500 мВт – дальность 40 км. Стоят они, соответственно 12500 руб. и 6000 руб. Самые распространенные на сегодня и самые дешевые красные лазерные указки для сбивания самолетов пригодны меньше: у них меньше и мощность, и дальность. Кстати, поэтому сообщение об 11-летнем мальчике из поселка Жуково Уфимского района, который ослепил летчиков, заходивших на посадку в аэропорту Уфы, лазерной указкой, найденной на улице, тоже звучит странно [6].

Тем не менее, даже без учета траектории самолета и географического местоположения предполагаемого хулигана, насколько велика вероятность попасть крохотным пятнышком лазерной указки на расстоянии в несколько километров в кабину самолета, несущегося со скоростью более 200 км/ч? Желающие могут попробовать на неживых наземных целях. Для того чтобы на мгновение ослепить пилота, достаточно просто на секунду или даже долю секунды "мазнуть" лазерным лучом по стеклу кабины. Однако стоит иметь в виду, что когда указка в руках сдвинется всего на 1 см, то на расстоянии 500 м, узкий лазерный луч сдвинется примерно на 500 м. Легко ли, размахивая такой тоненькой "кисточкой", попасть по кабине? Нет, конечно, вероятность такого попадания не равна нулю, но все же она гораздо ниже, чем можно судить по сообщениям СМИ. Впрочем, стараниями все тех же СМИ лазерное хулиганство стало модным, так что лучей в небе прибавится, и вероятность повысится.

 

3. "Все на борьбу с указками!"

 

Возможно, злоумышленники использовали не обычные указки, а специализированные мощные лазеры на штативе с биноклем и прицелом. Но тогда к чему трубить о хулиганах и шпынять 11-летних подростков и безответственных любителей девушек и светомузыки? Есть ли у СМИ еще какие-то задачи, кроме повышения собственных рейтингов и тиражей? Чего они добиваются? Подбросить новые идеи отморозкам и террористам? Отвлечь внимание от катастрофического состояния российской авиации?

Эта задача весьма своевременна. Сегодня, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, необходимо заменить больше 2/3 авиафлота страны. Российские самолеты устарели морально и технически, но они еще могли бы сохранить запас надежности, если бы их осмотр и ремонт осуществлялся своевременно и в полном объеме. Очевидно, что при стремлении экономить на всем российские авиакомпании этого не делают [8]. Даже обновление техники производится весьма специфическим образом – например, за счет покупки бу-самолетов в Китае [7]. Участившиеся авиакатастрофы вызваны, в первую очередь, изношенностью авиапарка. Однако авиакомпании и государство продолжают препираться, за чей счет стоит обновлять технику, а встревоженных пассажиров отвлекают байками о лазерных указках. Интересно, получится ли списать на лазерных хулиганов катастрофы, если они произойдут в сравнительно безлюдной местности?

Лазерное хулиганство может послужить и отличным предлогом для внедрения в обязательном порядке специальных защитных очков и светоотражающего покрытия, а также оснащения аэродромов беспилотниками со специальной фотоаппаратурой для отслеживания злоумышленников.

Помимо этого, энергичная борьба с указками позволяет властям продемонстрировать свое неустанное радение о благе народа. Власти Чечни показательно отчитывают 17-летнего подростка и запрещают продажу указок. Госдума принимает соответствующий закон – уже для всей страны. Количество авиакатастроф от этого вряд ли уменьшится, но общественный резонанс налицо.

 

Литература

 

1. http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/ICAO_doc9815_0.pdf - официальный сайт Росавиации. "Руководство по лазерным излучателям в спектре безопасности полетов". Издание первое – 2003.

2. http://www.hf.faa.gov/docs/508/docs/cami/0107.pdf.

3. http://news.bbc.co.uk/cbbcnews/hi/newsid_8300000/newsid_8304800/8304810.stm.

4. http://www.1tv.ru/news/crime/181170.

5. http://www.newsmsk.com/article/28Jul2011/lazer_again.html.

6. http://www.rg.ru/2011/07/19/malchik.html.

7. http://www.km.ru/bez-kupyur/2011/07/14/rossiiskaya-ekonomika/novaya-ekonomika-i-trupy-na-volge.

8. http://www.fontanka.ru/2011/07/25/111/.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
D
03.06.2012 0 0
Deonis http://creng.ru:

да уж, тупизм на лицо, сам закончил авиационный... и понимаю в экономике кое что, так что рыба гниет с головы... Всё дело в политике!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more