29 МАР, 01:46 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Бюджет 2010: предотвращение социальных потрясений вместо модернизации экономики

5 Октября 2009 9496 3 Экономика
Бюджет 2010: предотвращение социальных потрясений вместо модернизации экономики

Проект федерального бюджета на 2010 год вызывает сдержанное недоумение и критику экономистов. Сможет ли он обеспечить сохранение макроэкономической стабильности, приемлемый уровень дефицита, уменьшение объемов заимствований и сохранение резервов?

 Министр финансов Алексей Кудрин считает, что в целом представленный проект решает эти задачи, "бюджет сбалансирован, выдержаны главные параметры, которые сохраняют стабильность макроэкономики на следующий год".

Однако параметры представленного бюджета и предусмотренная в нем структура расходов демонстрирует нежелание или неспособность правительства реализовать собственные тезисы антикризисной политики, которые, таким образом, остаются чисто декларативными.

Согласно проекту, параметры бюджета на 2010 год таковы: расходы - 9,89 трлн руб, доходы - 6,95 трлн рублей. Таким образом, дефицит составит 2,94 трлн руб или 6,8 проц ВВП. Предполагается, что темпы роста ВВП составят 1,6 %, инфляция - 10 %, среднегодовой курс доллара США - 33,5-33,9 рублей за доллар. Рассчитывая бюджет, правительство исходит из цены на нефть марки Urals на уровне 58 долл за баррель.

Стоит отметить, что прогнозируемые доходы складываются из нефтяной и ненефтяной части почти поровну - 7,4 % к ВВП и 8,7 проц соответственно. Доходная часть бюджета 2009 года формировалась из другого соотношения: 7,2 % ВВП составляли нефтегазовые доходы и 10 % - ненефтегазовые.

Что касается расходной части, то власти сократили расходы на национальную экономику, сокращены также межбюджетные трансферты субъектам РФ, но увеличены выплаты внебюджетным Государственным фондам.

Соцрасходы вместо инноваций и диверсификации экономики

Представленный проект бюджета РФ 2010 года нацелен, в первую очередь, на предотвращение социальных потрясений, а не на модернизацию экономики. Такое мнение было высказано экспертами, собравшимися на заседание Экономического клуба "Экспертиза кризиса" в РИА "Новости".

В 2010 году Россия от бюджета национальной экономики переходит к бюджету социальному, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он считает достаточно спорным решение увеличить выплаты пенсионному Фонду, сокращая при этом расходы по большинству статей и, в первую очередь, на национальную экономику, в то время как все остальные отрасли остаются в тяжелом положении. В основном, именно из-за социальной статьи расходов бюджет остается дефицитным, хотя затраты на антикризисные меры будут уже не столь велики, отмечает экономист. При этом, по его мнению, увеличение расходов на пенсии преследует скорее популистские цели, поскольку все равно не приведет к кардинальному улучшению положения пенсионеров. С ним согласен и главный экономист Национального банка "Траст" Евгений Надоршин, который отмечает: "Весь дефицит федерального бюджета складывается из выплат Пенсионному Фонду,- отмечает он. Неплохая цель, но всех проблем пенсионеров это все равно не решает".

Эксперты признают правомерность увеличения социальных расходов в условиях ухудшения социальных показателей, но опасаются, что такой подход может увеличить темпы инфляции. "Инфляционные последствия от роста социальных расходов в два раза более значительны, чем от расходов, которые направлены в инвестиционную сферу", - предупреждает главный экономист "Дойче банка" Ярослав Лисоволик. Правда, по мнению профессора Российской экономической школы Олега Замулина, опасаться инфляции не стоит, поскольку она в большей степени определяется не бюджетом, а денежной политикой, которая на сегодняшний день достаточно жесткая и не допускает значительного увеличения денежной массы.

При этом, как указывают экономисты, бюджет 2010 года, несмотря на приоритет социальных расходов, не предусматривает "вложений в человеческий капитал", продекларированных правительством в качестве одной из антикризисных мер. Президент банка "Российская финансовая корпорация", бывший министр финансов Андрей Нечаев отмечает, что, согласно представленному проекту, "растут, причем резко, лишь расходы на национальную оборону и правоохранительные органы - на 41,3 миллиарда и 56,1 миллиарда соответственно. Тогда как расходы на национальную экономику снижаются сразу почти на 500 миллиардов рублей, здравоохранение - на 15,6 миллиарда, образование - на 14,4 миллиарда рублей, науку - на 13 млрд. руб." Такой подход, по мнению экс-министра, резко контрастирует с позицией администрации США, которая в бюджете на следующий год предусматривает значительное увеличение расходов на науку и образование.

Структура расходов предлагаемого федерального бюджета не обеспечивает реализации антикризисных тезисов, продекларированных правительством, подчеркивает Андрей Нечаев. Расходы на инновационные программы остаются на прежнем уровне, продолжается поддержка неэффективных предприятий - эта мера, тоже нацелена скорее на предотвращение роста социальной напряженности, чем на реальную перестройку производств и рост экономики.

"Нет ничего подтверждающего, что мы готовы к структурной перестройке экономики, - отмечает экономист. - Приоритет "соцсоображений" приведет к тому, что мы выйдем из кризиса с той же моделью экономики, с которой мы в него вошли". По его мнению, это весьма ухудшит положение нашей страны в поскризисном мире, поскольку наши основные конкуренты - Китай и США - выйдут из кризиса с обновленными и более конкурентоспособными экономиками и усилят свои позиции.

Бюджет роста, а не развития

Бюджет 2010 года не станет дополнительным фактором выхода российской экономики из кризиса, считает бывший министр финансов: "с одной стороны, бюджет в принципе не создает дополнительного спроса в реальном исчислении за счет того, что его расходы снижаются, а с другой - безусловно меняющаяся структура расходов не обеспечивает тех приоритетов антикризисной политики, которых само же правительство и продекларировало".

По мнению главного экономиста национального банка "Траст" Евгения Надоршина, бюджет 2010 года можно, в лучшем случае, назвать бюджетом роста, а не развития. Правительство "в очередной раз пожертвовало модернизацией в пользу социальной стабильности", - отмечает эксперт, поэтому в проекте бюджета на 2010 год "инновации присутствуют очень слабо", в основном средства выделяются на инфраструктуру, которая стимулирует рост - то есть, увеличение уже достигнутого, а не развитие - то есть, создание чего-то нового. Поэтому, как считает Евгений Надоршин, развитие российской экономики возможно, но бюджет не окажет на него большого влияния. Он поясняет, что для развития экономики государство, помимо финансов, может использовать и другие стимулы: новые законы, механизмы использования фонда национального благосостояния, систему госгарантий и т.д.

По мнению Евсея Гурвича, судя по количественным характеристикам, бюджет 2010 года не направлен на поддержку диверсификации экономики, поскольку предполагает снижение расходов на национальную экономику по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, если при этом будут проводиться серьезные реформы в системе образования, в сфере государственных инвестиций, в сфере распределения расходов на национальную экономику, то бюджетная политика все же окажет положительное влияние на экономику России.

Однако эксперты с сожалением констатируют отсутствие внятной и, главное, действенной государственной политики в этом направлении. По мнению Евгения Надоршина, в такой обстановке бюджет "обеспечивает средства, которые могут пойти как в развитие экономики, так и уйти за пределы российской экономики, не обеспечив никакого развития". Отсутствие активных действий со стороны государства приводит к тому, что развитие российской экономики зависит, в основном, от внешних условий и становится возможным лишь при благоприятной внешней обстановке. Если же что-то пойдет не так, то бюджет 2010 года может и не обеспечить стабильности российской экономики, отмечает экономист.

Между тем, дальнейший экономический рост России невозможен без модернизации экономики, считает профессор Российской экономической школы Олег Замулин. До последнего времени российская экономика показывала рост за счет восстановления со времен разрухи 90-х гг., поясняет экономист, теперь же этот ресурс исчерпан, однако новый бюджет на модернизацию не рассчитан.

Впрочем, "задача модернизации и диверсификации не может быть решена исключительно за счет бюджета, - считает Ярослав Лисоволик. - Вся экономическая система не может полностью уповать на бюджет. Существенную роль должны сыграть частные инвестиции. Бюджетная политика должна исходить из того, что надо не заливать всю экономику ликвидностью и денежными средствами, а стимулировать участие частного сектора в инвестиционных проектах". Для этого, по мнению экономиста, можно использовать "механизм обусловленности, который прописан в антикризисной программе, но пока не очень активно задействован. Если он будет активно использован, особенно в случае адресной помощи различным секторам экономики и предприятиям, тогда бюджетная политика будет больше стимулировать экономику к реструктуризации".

Сокращение расходов заставляет перейти к интенсивной экономике

Ситуация жестких бюджетных ограничений более продуктивна для экономики, указывает Евсей Гурвич, поскольку заставляет повышать эффективность и стимулирует переход от экстенсивного развития к интенсивному. В бюджетной же сфере, отмечает экономист, все последние годы развитие было экстенсивным: все проблемы пытались решать просто увеличением расходов. Однако, как показывает международный опыт, одно увеличение расходов без институциональных реформ ничего не дает. Сейчас, по мнению эксперта, есть шанс начать реальные реформы, давно назревшие во всех отраслях. Впрочем, замечает он, дефицит ресурсов затрудняет и проведение реформ - ведь они также требуют инвестиций.
Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
П
26.06.2010 0 0
Пушкин Александр:

Данная статья довольно подробно обрисовала различные точки зрения на проект федерального бюджета 2010 года. Параметры главного финансового документа свидетельствуют о том, что Россия еще не скоро выберется из кризиса. Бюджет сохраняет высокий дефицит, поэтому о восстановлении российской экономики в ближайшие годы говорить рано. Нам, чтобы выкарабкаться из кризиса, нужно стимулировать активность бизнеса, развивать инфраструктурные проекты. Пожалуй, стоит согласиться с мнением экспертов, что разрабатывая новый проект федерального бюджета, правительству не стоило увеличивать расходы на национальную оборону и правоохранительные органы за счет сокращения финансирования социальной сферы. Государство уже не первый год продолжает курс по увеличению расходов на оборонную отрасль, но ситуация в этой сфере не улучшается, т.к. средства, выделенные на оборону, расходуются неэффективно. Одновременно с увеличением данной статьи расходов, правительство снижает расходы на национальную экономику, здравоохранение, образование, науку. И все же, несмотря на довольно пессимистичные взгляды экспертов основной финансовый документ страны не так безнадежен. Будем надеяться, политика сдерживания расходов позволит поддержать и стабилизировать макроэкономическую ситуацию.

Б
13.05.2010 0 0
Беломестнова А.реклама 1-1:

В статье отражены различные точки зрения на проект федерального бюджета на 2010 год. При всех плюсах и минусах видно, что основным принципом бюджета 2010 является тезис : «экономика для народа, анне народ для экономики». Ориентация расходов на уже начатые проекты, а не создание чего-то нового также обусловлено требованием сегодняшнего кризисного времени. Рассматриваемый бюджет 2010 и политика государства дает простор и широкое поле деятельности для частных инвестиций, в первую очередь в экономику, здравоохранение, образование и науку и стимулирует интенсивное развитие. Возможно, при нынешней обстановке, когда первичный дефицит (т.е. дефицит до выплат государственного долга) составляет около 3 трлн. Рублей, стоит «в очередной раз пожертвовало модернизацией в пользу социальной стабильности». Поэтому пессимистическая составляющая статьи на первый взгляд может показаться доминирующей, но после анализа с привязкой к реальному времени и социальной обстановке в нашей стране становится совершенно очевидным прогрессивный курс бюджета 2010.

С
14.12.2009 0 0
Сланова Нино:

Что бы мы делали без нефти?! О каком развитии можно говорить? Нам бы выжить! В какой части он «социально ориентированный» также «туманно», сокращение расходов на науку, образование и здравоохранение ставит это под явным вопросом. Таким образом, остается только верить и «Ждать, как манны небесной» рост и развитие.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more