Зачем России нужны частные военные компании?
В Госдуму внесен законопроект о создании в России частных военных компаний – ЧВК. Какую роль играют они в современной политике и экономике? В чем видят законодатели их социальную функцию? Какие перспективы у ЧВК в России?
В ногу со временем
Идея о создании частных военных компаний в России была высказана на государственном уровне еще пару лет назад. Владимир Путин, занимавший тогда пост премьера, положительно отнесся к этой инициативе, отметив, что ЧВК помогают отстаивать национальные интересы страны без прямого участия государства.
Действительно, услуги ЧВК в последние несколько десятилетий пользуются все большим спросом, заказчиками выступают и бизнес-структуры, и международные организации, и целые государства. Сегодня, по разным оценкам, в мире насчитывается порядка 450 крупных военных и охранных компаний, большинство их сосредоточены в США, Великобритании и Франции. Спектр услуг ЧВК довольно широк: от охраны объектов до консалтинга, обучения и снабжения войск. По официальной статистике ООН, рынок этот оценивается в 120 млрд долларов. ЧВК действуют более чем в 110 странах мира, в том числе практически во всех горячих точках. По данным Ассоциации по международным миротворческим операциям, большинство военных услуг ЧВК до 2010 года выполнялись в Ираке, Афганистане, Иордании, Кувейте, ОАЭ и Колумбии.
Бизнес этот весьма доходен, а потому растет и расширяется. Если в начале 90-х годов на 50 кадровых военных во внешних операциях США приходился лишь один представитель ЧВК, то во время иракской войны 2000-х это соотношение было уже 1 к 1.
Создаются структуры, координирующие деятельность ЧВК на международном уровне и в отдельных регионах. Укрупняются и сами частные военные компании, в том числе путем слияния с компаниями энергетического сектора. Так, например, в 2010 году стало известно о планах компании Cerberus Capital Management, L.P., которая занимается нефтедобычей и имеет офисы в Нигерии, Туркменистане и Азербайджане, вложить 1,5 млрд долларов в акции крупнейшего подрядчика Пентагона по тыловому обеспечению военных баз в Афганистане и по подготовке полиций Афганистана и Ирака – компании DynCorp International Inc. При реализации этого проекта возникает новая транснациональная военная компания, годовой бюджет которой исчисляется десятками миллиардов долларов.
Бизнес или просто наемники?
Тем не менее, до сих пор бизнес этот в значительной степени остается «серым». Первый проект конвенции ООН о ЧВК появился в 2010 году и сразу был отправлен на доработку. Грань между наемниками и сотрудниками ЧВК зачастую весьма условна. Пока в качестве основного разграничивающего критерия используется статья 47 Дополнительного Протокола № 1 Женевской конвенции 1977 года. Согласно ей, наемник – это иностранец, который временно завербовался для непосредственного участия в вооруженном конфликте, с целью получить личную выгоду; причем его вознаграждение значительно превышает зарплату военнослужащих местной армии. Сотрудники же ЧВК работают по долгосрочным контрактам и, как указывается в официальных документах, привлекаются не для участия в боевых действиях, а в качестве советников и технических специалистов. Однако на деле, как показала практика, ЧВК нередко участвуют в реальных боевых действиях. Что же касается вознаграждения, то сотрудникам компании Blackwater, которая выступала подрядчиком правительства США в Ираке, госконтракты приносили до 50 тыс. долларов в месяц. Для сравнения, жалованье обычного американского солдата за месяц на войне составляло 3-4 тыс. долларов.
При этом, хотя ЧВК, как правило, позиционируют себя в качестве гарантов мира и порядка, деятельность их далеко не всегда соответствует морально-этическим нормам. Однако ответственности за это они обычно не несут. Та же Blackwater после расстрела демонстрации в Багдаде в 2004 году и скандала с контрабандой оружия в 2007 году отделалась ребрендингом и сменой названия на Academi. Британская ЧВК Aegis Defence Services в 2005 году оскандалилась, выложив ролик, на котором ее сотрудники стреляли в иракских мирных жителей. Однако никаких судебных взысканий за этим не последовало.
Американскую фирму DynCorp, в 2001 году воевавшую по контракту с Вашингтоном с наркомафией в Колумбии, 10 тыс. фермеров соседнего Эквадора обвинили в пытках, детоубийстве и причинении вреда здоровью, подав коллективный иск. На репутации компании это оказалось далеко не единственным пятном. Так, миротворческую миссию в Боснии сотрудники DynCorp успешно сочетали с торговлей местными женщинами и детьми – причем под прикрытием сотрудников ООН, также замешанных в этом деле. История наделала много шума и легла в основу фильма «Стукачка» с кинозвездами в главных ролях, но для компании это обернулось всего лишь увольнением нескольких специалистов без привлечения их к уголовной ответственности. Бойцы военной компании были всего лишь малой частью той группы, которая оказалась вовлечена в грязную историю, причем они не имели большого веса в принятии решений, поясняет президент американской организации International Stability Operations Association Даг Брукс. «DynCorp, может быть, и не самая лучшая компания, но и не самая худшая, определенно. И те, кто обвиняет ее в секс-скандалах, не имеют никакого представления, о чем они говорят», – уверен эксперт.
ЧВК – это весьма эффективный инструмент геополитики, но при этом зачастую незаконный и жестокий, отмечает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. «Западные ЧВК, которые действовали в Ливии, а сейчас воюют в Сирии, практически не отличаются от боевиков. Они так же не соблюдают нормы международного права, допускают жестокость, бесцельно убивают мирных жителей, женщин и детей. Для регулирования деятельности частных военных компаний требуются, конечно, международно-правовые нормы, но их нет. В реальности, сегодня бойцы западных ЧВК ради денег готовы на все».
Иммунитет от международного права
Растущая востребованность ЧВК со стороны госструктур объясняется тем, что власти таким образом получают возможность влиять на ситуацию практически в любом регионе, не прибегая при этом к открытой агрессии. «Революциями сегодня занимаются не НКО (некоммерческие организации), а именно ЧВК», – утверждает директор Центра стратегической конъюнктуры, соавтор книги «Эволюция частных военных компаний» Иван Коновалов. По сути, ЧВК – это инструмент военного вмешательства государства в дела другой страны под покровом юридической шапки-невидимки.
Ведение военных действий руками ЧВК позволяет перевести любой политический конфликт в плоскость корпоративного права, где никто, даже ООН, не может в полной мере требовать публичности и правовой транспарентности. И хотя использование ЧВК помогает уйти от соприкосновения официальных государственных структур и не создавать оснований для прямого конфликта между государствами, но тенденция замены регулярных армий частными военными компаниями может привести к глобальному политико-правовому кризису.
Рассуждать о пользе или вреде подобной тенденции бессмысленно, ее остается просто признать, поскольку таково развитие государства и общества. Понятия патриотизма и долга по отношению к государству все более и более размываются. Меняется и отношение к частным военным структурам, которые постепенно начинают восприниматься как обычные и вполне легальные компании, предоставляющие работу, пусть и несколько специфическую, отмечает военный эксперт Олег Валецкий.
Под контролем государства
«ЧВК – это общемировой тренд, приносящий триллионные доходы, но эти компании являются частными лишь де-факто, – поясняет вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Василий Верещак. – На деле они преследуют те же цели, что и регулярные армии. Координацией их деятельности занимаются государственные структуры. В США – Госдеп и ЦРУ. В Британии – министерство иностранных дел. В Испании – минтруда».
В чьем ведении будут находиться российские ЧВК, (или ЧВОК – частные военно-охранные компании) пока неясно. Рассматриваемый Госдумой законопроект предлагает отдать контроль над ними ФСБ. Однако ряд экспертов считает, что лучше предоставить эту функцию Минобороны или Службе внешней разведке. Тем не менее, все эксперты единодушны в одном: необходим жесткий контроль со стороны государства и строгая регламентация деятельности ЧВК. «Безусловно, контроль над ЧВК будет у государства – слишком они опасны, чтобы быть полностью свободными», – подчеркивает депутат от «Справедливой России» Евгений Носовко, который внес законопроект в Госдуму.
Однако автор другого, аналогичного проекта о ЧВОК, единоросс Франц Клинцевич, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, выражает сомнение в том, что государство сможет контролировать компанию, существующую на деньги частных инвесторов. «Что, если полусумасшедший человек будет ими рулить, думать, что он царь и бог? Тогда у нас появятся легализованные киллеры». Есть риск, что ЧВОК могут стать армиями олигархов, как спецбатальоны олигарха Игоря Коломойского на Украине, предупреждает депутат.
Детали нового закона
Внесенный в Госдуму законопроект был разработан в течение двух лет частной юридической фирмой Tenzor Consulting Group. Он регламентирует деятельность не только российских, но и иностранных частных военных компаний, работающих на территории России.
Под частной военно-охранной компанией (ЧВОК) в документе предлагается понимать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью, – которое имеет специальное разрешение (лицензию) ФСБ. Передать контроль службам безопасности решено было потому, что «у них есть возможность "пробить" учредителей и сотрудников», – поясняет один из авторов законопроекта, юрист Tenzor Consulting Group Виктория Комарова.
Уставной капитал у ЧВОК будет гораздо выше, чем у обычных охранных предприятий. На сотрудников ЧВОК не распространяются государственные льготы, как на военнослужащих, поэтому возможную гибель и увечье охранника будет покрывать страховка – компании обязаны будут страховать всех сотрудников, подчеркивает Виктория Комарова. Суммы самих контрактов с сотрудниками должны быть достаточно серьезными, но все же не на порядок выше, чем у военнослужащих, иначе эта работа может быть квалифицирована как наемничество, уточняет юрист.
Компании будут «осуществлять охранную деятельность в сочетании с военной – вооруженное сопровождение морских грузов, разминирование, урегулирование вооруженных конфликтов». Кроме того, ЧВОК будут предоставлять консультации по вопросам безопасности и обучения личного состава, а также проводить военный консалтинг и предоставлять услуги военных переводчиков. Услугами ЧВОК сможет воспользоваться государство, а также физические или юридические лица, в том числе и иностранные – для этого надо будет заключить договор.
В законе уточняется, что ЧВОК не имеют права участвовать в свержении правительства и осуществлять деятельность, связанную с подрывом конституционного порядка, нарушением территориальной целостности государства, продавать оружие без соответствующей лицензии и проводить захват иностранной территории. «Я, как автор законопроекта, это предусмотрел и прописывал. Есть ряд ограничений, и как раз там есть отдельные статьи о том, что частные военные компании не имеют права участвовать в государственных переворотах, поддерживать какие-либо политические режимы, участвовать в переделе границ – это все прописано. Но нарушаться будет или нет – это уже компетенция надзорных органов, это дело ФСБ. Это дело очень серьезное, поэтому это будет стоять на особом контроле. В первую очередь, они создаются, чтобы поддерживать порядок и стоять на страже наших интересов, а не для того, чтобы нашему государству взять еще одну угрозу на свою голову», – поясняет Геннадий Носовко.
Эффективность военная и экономическая
В свете проводимой сегодня реформы вооруженных сил и сокращения личного состава, новый закон весьма актуален и в экономическом, и в социальном плане, считает руководитель группы компаний безопасности «Витязь», эксперт в области комплексной безопасности Александр Решетников. Во-первых, он поможет создать рабочие места для бывших военных, а во-вторых, позволит России включиться в конкурентную борьбу на перспективном и быстрорастущем рынке. «Если же закон не будет принят, то, помимо упущенной экономической выгоды, это приведет к вымыванию военных специалистов из страны и военному отставанию РФ от мирового уровня... В настоящее время часть крупных российских компаний ведет свою деятельность в разных уголках мира, и они вынуждены прибегать к услугам частных военных компаний других государств. Деньги идут куда угодно, но только не к нам в бюджет», – отмечает Александр Решетников.
«ЧВК нужны России, – считает Иван Коновалов, – Это серьезный сегмент международного бизнеса, который приносит хороший доход организаторам и существенные дивиденды стране, где этот бизнес зарегистрирован. Выгода государства здесь в том, что с помощью ЧВК можно решать щепетильные политические вопросы за рубежом, не привлекая силовые структуры».
Однако эксперты предупреждают, что экономия и эффективность ЧВК могут оказаться мнимыми. Поскольку частные компании гораздо сложнее контролировать общественным институтам и ревизорам, то переадресация им государственных военных контрактов создает большое поля для коррупции и злоупотреблений. Причем разоблачения и скандалы вовсе не означают, что ситуация будет исправлена. Так, недавно стало известно, что цены в программе реконструкции Ирака увеличивались многократно строительными и энергетическими компаниями США и Великобритании при посредничестве ЧВК. В ходе аудиторских проверок выяснилось, в частности, что известная американская ЧВК Kellog Brown and Root, получившая самый большой контракт (более 11 млрд долларов) на снабжение армии, строительство и восстановление нефтекомплекса Ирака, обманула Пентагон на 1,8 млрд долларов. Однако вместо судебного преследования Пентагон продлил контракт с KBR, поскольку за нее вступился экс вице-президент Дик Чейни.
При этом Пентагон обнаружил, что ВС США не могут больше без ЧВК провести даже ограниченную военную операцию. «Например, вдруг выяснилось, что подвоз горюче-смазочных материалов для американской группировки в Ираке приватизирован на 100%. Поначалу привлечение частников лоббировалось под предлогом экономии средств военного бюджета. Теперь же ситуация развернулась на 180 градусов, услуги ЧВК обходятся гораздо дороже, чем если бы ВС выполняли их самостоятельно, но альтернативы больше нет».
Западные эксперты высказывают опасения, что армия, включающая в себя слишком большой блок сотрудников частных военных компаний, может стать более уязвимой и менее боеспособной из-за специфики работы ЧВК. Неясные отношения командования-подчинения, условия контрактов, которые не предусматривают все варианты развития ситуации – все это уменьшает гибкость действий ЧВК в боевой обстановке. Отрицательно скажутся на боеспособности также отсутствие единого плана мероприятий и единого оперативного центра управления войсками и ЧВК.
Написать комментарий
Читал тут недавно одно интервью, как раз по этому вопросу, суть такова - чвк , для нормальной работы хорошо бы иметь вертолёты и бмп...Если так дальше пойдёт, то рано или поздно у нас танк боевой можно будет в частное пользование купить, и каждый мелкий(и не о очень) царёк, смогет творить все, что ему в голову взбредет. Феномен частной армии крайне опасен, и для государства и для общества в целом. Все это дело сильно напоминает сюжеты из плохой научной фантастики, с корпоративными армиями и разборками крупного капитала в стиле 90-ых, только с применением военных-профессионалов, жутко становиться одним словом, Союза нет всего 20 лет, а у нас уже наблюдаются наиболее одиозные черты западных армий, надеюсь, не доживу до того дня когда на 9-ое мая вместо нормальных солдат будут маршировать буржуины в форме(сам факт марша буржуев на 9-ое мая и смешон ,и страшен одновременно). В общем и чвк ,и их легализаторов, следует привлечь по соответствующей статье.
Такие компании есть.Но они действуют в соответствии с государственной лицензией и отвечает за их деятельность ИМЕННО ГОСУДАРСТВО!!!!!
А мне идея представляется достаточно здравой. В США подобные фирмы популярны. В России они тоже были бы востребованы, например, для защиты судов от пиратов. Сергей Миронов ("Справедливая Россия"): "Также услуги частных военных компаний будут востребованы частными и государственными организациями, которые работают в различных странах мира, в том числе в тех странах, где сейчас неспокойная обстановка, а также внутри нашей страны на различных объектах". Здесь имелась в виду, конечно, Новороссия.
Переворот в стране легко будет сделать - кто платит, тот и заказывает музыку!
Честь и оборона государства за частные средства? Это ведь подрыв самой концепсии государства, истребление ответственности гражданина. Теперь каждый сможет сказать: ,,ну, это объязанность такой то такой фирмы оборонять страну, это частный бизнес". Сраный бизнес и никаково патриотизма. В США вся создана в частных фирмах военная техника хуже техники России. А ещё надо будет проследить капитал частной фирмы- не враги-ли государства денюшки вложили, чтобы секреты красть?