Выживание украинской науки в условиях кризиса
Масштабные реформы в странах, которые были республиками СССР, породили массу негативных эффектов. К их числу относится почти полное разрушение науки на Украине. Почему такое произошло? Какую роль сыграло в этом процессе непомерное усиление образовательного сектора экономики? Что нужно делать в создавшихся условиях? Как исправить ситуацию?
До развала СССР Украина была экономически достаточно мощным государством. Ее позиции в Европе по важнейшим отраслям оценивались весьма высоко, в первой десятке стран. Украинская наука занимала ведущие места в мировом рейтинге, так как была тесно интегрирована с производством. Казалось, такое положение будет вечным, вот только произведем нужные рыночные реформы, подправим экономику – и наука тут же подхватит перемены, став еще более эффективной. Однако в жизни все оказалось не так.
Все, что имели
Для осознания происходящего вернемся в плановую систему экономики. План упорядочивал все стороны хозяйственной жизни, сводил в единое целое многие виды деятельности, устанавливал межотраслевые взаимосвязи в экономике Украины. Основой было производство, выпуск которого потреблялся в стране и шел за рубеж на экспорт. Производство требовало квалифицированного, научного управления, новых разработок, достижения определенных технических и технологических показателей. Была создана и успешно работала цепочка «производство→наука→производство», причем производство в этом цикле всегда было первичным.
Структура науки в плановой системе представляла единый взаимосвязанный комплекс, включающий академическую, отраслевую и заводскую науку. Любые вопросы производства, требующие научного обоснования и вмешательства, решались оперативно и эффективно. Государственный план позволял сосредотачивать усилия науки на перспективных направлениях развития народного хозяйства Украины. Результаты научной деятельности – знания – использовались в системе образования для подготовки кадров в производстве. Если специалист, закончивший институт, вдруг оказывался некомпетентным, тут же следовали государственные меры воздействия и "учителей" серьезно наказывали, план не прощал халатности в подготовке специалистов. Научная и исследовательская деятельность всячески стимулировалась. Новизна научных разработок бесплатно защищалась государством через патентную систему и поддержку рационализаторства на предприятиях. Всеобщим уважением пользовались изобретатели, инженеры, исследователи, разработчики новых технологий.
Мы и рынок
Рынок за последние 20 лет на Украине разрушил плановую систему хозяйствования. Стремление извлечения максимальной выгоды направило бизнес из сферы производства в посредничество и спекуляции. Это привело к массовому закрытию предприятий на Украине и в Луганской области, в частности. Причем разрушению подверглись наукоемкие производства – бывшая гордость экономики страны. Так, например, исчезли целые высокотехнологичные отрасли промышленности: авиастроение, станкостроение, электронное машиностроение, локомотивостроение, горное машиностроение и др. Это отрицательно сказалось на науке – большинство украинских НИИ утратили сферу своей деятельности и прекратили существование, заводская наука свернулась – научные разработки оказались невостребованными в разрушенном производстве. Академическая наука потеряла вектор своего развития, уценилась до "рыночной стоимости" занимаемых ею площадей. Остро стал вопрос, что делать науке в современной Украине?
Новая схема научного обмана
Кризис украинской экономики породил интересное явление – нашествие преподавателей в науку, которое требует честного и детального анализа.
Как известно, научная деятельность состоит в решении интеллектуальных задач стандартными способами (нормальная наука) и в открытии ранее неизвестных свойств и закономерностей окружающей природы (разработка аномалий). Научный работник по роду своей деятельности проводит исследования – решает "головоломки" (по Т.Куну), которые подтверждает экспериментами. В случае возникновения несоответствий с существующей теорией исследователь разрабатывает новое научное покрытие, то есть формирует теоретические положения, которые образуют новые знания. Работа достаточно кропотливая, требующая определенных физических усилий и напряженной работы мозга.
Преподавательская деятельность состоит в оказании гуманитарных услуг населению – повышении квалификации трудовых ресурсов. При этом преподаватель не разрабатывает ничего нового, просто читает курс дисциплины в соответствии с принятым учебным планом. В процессе обучения преподаватель популярно объясняет студентам достижения и логику прошлых научных исследований (начитывает компиляции), которые положены в основу устоявшейся системы знаний. Затем следует проверка усвоенного материала и выдача квалификационного документа. При этом преподаватель, как всякий творческий человек, отождествляет себя с научным работником только лишь потому, что популяризирует известные знания. В результате у него постоянно присутствует "научный зуд" – желание поисследовать чего-нибудь в перерывах между лекциями, зачетами и экзаменами. Данная перспектива подогревается возможными будущими научными степенями и званиями и, конечно же, всякими надбавками, то есть преподаватель-дилетант при определенных условиях может (мечтает) стать "большим ученым", не работая в науке ни единого дня. В результате на Украине сформировался новый вид достаточно алчного научного работника – преподавателя, который не имеет никакого отношения к реальной науке.
Первые и последние результаты
Рыночные условия на Украине подорвали базис науки – промышленность. В результате грамотные специалисты из-за невостребованности (отсутствия настоящего дела) ушли из науки, а их места тут же заняли преподаватели (за дополнительный приработок). Как грибы выросли "потемкинские деревни" – научные учреждения, укомплектованные преподавательским составом. Повсеместно распространилось "многостаночничество", когда преподаватель читает сразу несколько дисциплин в различных учебных организациях, заседает в нескольких специализированных советах по присвоению ученых степеней и при этом еще умудряется проводить (руководить) какие-то "исследования" в научной организации. В результате наблюдаем массовый упадок украинской науки – рынок с его жаждой наживы дает свои плоды.
Нас удивляет, как это прошлые "советские ученые" находят себе место в науке развитых стран. Оказывается, все просто – они умеют работать и давать научный результат, в то время как зарубежные представители науки постоянно барахтаются в "рыночной карусели" по извлечению прибыли. Постоянно до нас доходят слухи о научной мощи зарубежных университетов, о проведении ими каких-то запредельных научных исследований и получении сенсационных результатов. Однако следует усомниться в этом, исходя из простой логики: преподавание и наука – совершенно разные и несовместимые виды деятельности. Преподаватель мог внести вклад в науку только, когда та находилась в зародышевом состоянии. Нам никто не скажет, каким университетам подчиняются научные центры компаний "Эйрбас", "Боинг", "НАСА", "Дженерал моторс", "Форд", "Фольксваген" и др., потому что такой связи просто нет; реальная наука далеко ушла от преподавательства.
На Украине как раз наоборот: для выживания структуры под названием "наука" из ее состава исключили научную деятельность, а рабочие места заняли преподаватели – такой, своеобразный "факультатив". Результаты не заставили себя долго ждать, сейчас украинская наука – наиболее отсталая среди цивилизованных стран. Украинские научные исследования – сплошное переписывание учебников, так называемое развитие вширь. По созданию нематериальных активов – изобретений – потенциал Украины снизился более чем в 20 раз. У нас катастрофически упало количество выдаваемых патентов за год, которое соизмеримо с числом патентов средней американской фирмы.
Свобода личности ученого на Украине не защищена – отсутствуют государственные структуры регистрации и охраны права на научные открытия. А это как раз то, ради чего ученый работает – открывает новые, ранее неизвестные явления, свойства, закономерности материального мира. Даже в случае, когда украинскому ученому удается найти что-то действительно новое в науке, зарегистрировать это в установленном порядке он не может. Следовательно, он заведомо проигрывает спор об авторстве на научное открытие и никто на Земле ему уже не поможет. Наиболее "хитроумные" продают свое авторство за рубеж ради публичности и денег, однако с точки зрения морали эти действия, мягко говоря, ущербны и непонятны.
Изобретательство на Украине обложено непомерными податями. Затраты на оформление заявки, пошлины, стоимость экспертизы на корню уничтожают стремление к разработке новых конкурентоспособных технических решений.
Статистика научной деятельности на Украине представлена в табл.1.
Годы | Численность научных работников, чел. | Численность докторов наук в экономике Украины, чел. | Численность кандидатов наук в экономике Украины, чел. | Численность рядового состава научных работников, чел. |
---|---|---|---|---|
1990 | 313079 | … | … | … |
1991 | 295010 | 8133 | … | … |
1992 | 248455 | 8797 | … | … |
1993 | 222127 | 9224 | … | … |
1994 | 207436 | 9441 | … | … |
1995 | 179799 | 9759 | 57610 | 112430 |
1996 | 160103 | 9974 | 58132 | 91997 |
1997 | 142532 | 10322 | 59332 | 72878 |
1998 | 134413 | 10446 | 59703 | 64264 |
1999 | 126045 | 10233 | 59547 | 56265 |
2000 | 120773 | 10339 | 58741 | 51693 |
2001 | 113341 | 10603 | 60647 | 42091 |
2002 | 107447 | 11008 | 62673 | 33766 |
2003 | 104841 | 11259 | 64372 | 29210 |
2004 | 106603 | 11573 | 65839 | 29191 |
2005 | 105512 | 12014 | 68291 | 25207 |
2006 | 100245 | 12488 | 71893 | 15864 |
2007 | 96820 | 12845 | 74191 | 9784 |
2008 | 94138 | 13423 | 77763 | 2952 |
2009 | 92403 | 13866 | 81169 | -2632 |
2010 | 89534 | 14418 | 84000 | -8884 |
2011 | 84969 | 14895 | 84979 | -14905 |
В табл.1 приведена государственная статистика о численности научных работников на Украине по годам, численности докторов и кандидатов наук. Простым вычитанием получаем динамику количества рядового состава в науке Украины (работников без степеней) (см. столбец 5). Получаем казус: с 2009 года число работников без степеней в науке становится отрицательным!!! В науке не осталось лаборантов, простых исследователей – всюду остепененные люди! Где же наши кандидаты и доктора наук? Конечно же, в высшем образовании (большинство), на госслужбе, в высшем менеджменте, но только не в научных лабораториях.
В результате можно сделать вывод, что за развалом украинского производства тут же последовал крах науки, причем это происходит незаметно под шум реформ и успехов в рекламе "инновационности" пива и водки.
Что делать? Извечный вопрос
Для преодоления краха украинской науки и выхода из создавшегося положения следует принять ряд безотлагательных мер государственного регулирования, в том числе:
- ввести, наконец, на Украине систему защиты прав авторов на научное открытие;
- стимулировать новые разработки путем отмены государственных пошлин при подаче заявки на патент изобретения. Расходы на патентование должно взять на себя государство. Платежи с изобретателей брать только в виде налога за использование патента – этого более чем достаточно;
- запретить преподавателям любую работу в научно-исследовательских организациях;
- запретить действующим научным работникам участвовать в образовательном процессе. Исключение составляют только публичные лекции о проведенных исследованиях, научных достижениях, прочитанные вне учебных планов;
- преподавателям начислять надбавки только за защиту диссертаций в сфере педагогических наук;
- произвести рациональную реструктуризацию Министерств, отделить науку от образования. При этом должно быть создано Министерство науки и инноваций и Министерство гуманитарных услуг, в том числе образования, культуры и спорта;
- ввести систему государственного планирования научных исследований на Украине. Наука не может быть полностью частной, а потому требует координирующих усилий со стороны государства. Кроме того, многие аспекты современной научной деятельности связаны с государственной безопасностью Украины, а потому никак не могут оставаться без контроля государства;
- усовершенствовать сотрудничество между производством и наукой, причем, регулятором данного процесса должно выступить государство.
Предложенные меры могут изменить положение дел, освободить науку от нашествия преподавателей, приблизить ее к производству, создать синергию между исследованиями и их практическим внедрением, что возродит украинское производство на более высоком интеллектуальном уровне. Государственное регулирование позволит сократить "рыночный вектор" в науке, который во все времена и во всех странах только ухудшал экономическое положение.
Написать комментарий