Власть с голым торсом. В чем смысл рыбалок Путина в Туве?
Поездки президента Владимира Путина на отдых в Туву давно значат больше, чем они есть на самом деле. Пресс-служба главы государства тщательно запечатлевает летние вылазки в далекий край, оформляя их в памятный фотоальбом или даже, как в этот раз, представив 40-минутный видеофильм. Затем снимки пышущего физическим здоровьем президента с каким-то особым пристрастием тиражируются российской и зарубежной прессой. Так было в 2007 и 2009 годах, а затем и в 2013-м. В 2017 году они снова становятся главной новостью скудного на события августа.
Голый король
С аппаратной точки зрения политологи объясняют любовь Путина к Туве его близостью с Сергеем Шойгу, ныне министром обороны, который происходит родом из небольшой республики на границе с Монголией, вошедшей в состав России при СССР в 1944 году и довольно плохо интегрированной в пространство остальной страны. Настолько, что одна из ее ключевых проблем – плохое владение русским языком среди местного населения, преимущественно тувинцами. Моноэтническим регион оказался после того, как в начале 90-х на волне национализма республику покинули представители других народов, главным образом русские.
Но президент в сопровождении Шойгу едет не к людям, он забирается в глухой таежный угол, чтобы сбросить рубашку и явить «голого короля». Бульварные издания сразу приписывают президентскому эксгибиционизму мотив: «Ну как можно не проголосовать за такой торс?» – спрашивает «Московский комсомолец». Он же добавляет, что Путин примеряет на себя образ Индианы Джонса – одержимого сакральными артефактами искателя приключений. И действительно, не будет ошибкой приписать последнюю тувинскую поездку к развернутой предвыборной кампании, о которой, впрочем, официально пока не объявлено. Как не будет преувеличением за представленными фактами разглядеть знаки и символы, которые сегодня наполнены важным смыслом для власти.
«По щучьему велению»
Итак, на новостном безрыбье хозяин Кремля появляется с итальянским подводным ружьем в итальянском же гидрокостюме и маске, чтобы предстать «Путиным, изгоняющим дьявола». В 2013 году президент поймал 21-килограмовую щуку и целовал ее на камеру – он боялся порвать ей губу крючком и пространно рассказывал, как ему удалось ее выловить. За это он получил порцию критики от знатоков, выставивших его дилетантом. На сей раз, учтя прошлые недочеты, президент с видеокамерой Go Pro и гарпуном два часа напролет гонялся за щукой под водой. И хотя те же знатоки пояснили, что лучше рыбу все же выжидать с удочкой на поверхности, он смог акцентировать несколько очевидных и не очень моментов.
Во-первых, здесь нужно обратить внимание на то, что щука обыкновенная по-латыни называется Esox lucius. В предложенном контексте не случайно у нас имеется намек на однокоренное слово Люцифер – «несущий свет». На дне озера президент выловил увертливого дьявола, пронзив нечестивого стрелой. Безусловно, перед нами пример коммуникации на символическом уровне: у скользких гадов нет шансов ускользнуть от первого лица.
Во-вторых, рыбалка – это не столько знание, умение и усердие, как думают диванные критики президента, сколько удача. Именно поэтому сцену со щукой пресс-служба расписывала столь подробно: она в очередной раз подтверждает – ключевое качество Путина удачливость (или на блатной манер «фартовость»). Щука, рыба хищная, тоже подчеркивает удачу своего ловца. Более того, в русской традиции она предстает исполнительницей желаний: «по щучьему велению» Емеля на печи получает и дочь, и царство в придачу. На таком глубинном, архетипическом уровне и работают сообщения о президентском улове.
Они укрепляют миф о вечном везении политика, избранного даже не народом, но историей, который сопутствует Путину как преодолевшему медленный распад государства 90-х годов. Президенту везло всегда и почти во всем – от мировых цен на нефть и победы над ельцинскими олигархами до решенных в пользу России региональных конфликтов, в том числе в Абхазии и Южной Осетии. Поэтому в момент аннексии Крыма перепугавшаяся элита уповала лишь на то, что он «тот самый» и страна вместе с ним не потонет в пучине катастрофы, но проскочит через еще один этап международной напряженности.
Этим можно объяснить самоубийственный фатализм российских политиков и держателей крупных капиталов, всего Федерального собрания – они, как и народонаселение в целом, ожидающее, куда кривая выведет, полагаются на исключительность судьбы президента, в которой, как предполагается, «не записан» оглушительный крах, но лишь серия побед.
Сильный или мудрый?
Тем не менее, для Путина недостаточно быть удачливым представителем света, он чувствует потребность в том, чтобы быть сильным. Иногда он пропадает на недели, как это было после убийства Бориса Немцова, и тогда по телевизору показывают «консервы» – заготовленные видео с его встреч, а свободная пресса пишет и говорит о серьезных проблемах со здоровьем, в частности со спиной, которую Путин повредил во время тренировок. Еще со времен Бориса Ельцина и под очевидным влиянием «гонки на лафетах» первой половины 80-х здоровье лидера государства становится предметом пристального интереса общественности. И чем сильнее авторитаризм власти, тем градус интереса выше.
Путин, по всей видимости, находится в заложниках у не отпускающей темы: его поездки в Туву стали для него не столько традицией, сколько личной Янцзы. Продолжая ритуал династии Сун, великий кормчий Мао Цзэдун переправлялся через реку Янцзы 42 раза. Причем впервые в возрасте 63 года в 1956 году, а в последний раз в 73 года. Последняя историческая переправа заняла без малого два часа и стала проверкой физической выносливости вождя. Путин тоже старается привести доказательства своего физического благополучия.
Однако, как заметил писатель Эдуард Лимонов, Путину пора сменить образ физически сильного вождя на облик – мудрого. «Мудрость ценится выше физической силы», – отметил Лимонов, напомнив, что президенту уже 65 лет. Пока же власть выбирает маскулинность и подвергается влиянию культа молодости, интеллектуальных акцентов в имидже Путина публика не видит. Хотя к мудрости обязывает и довольно продолжительный срок правления – 18 лет.
И все же, несмотря на то, что Кремль обставил отдых президента скрытыми и явными смыслами, серьезно его воспринимать не получается. Кажется, извращенная ирония уже заложена и в официальных сообщениях, и в фотографиях и президент на самом деле не рассчитывает, что его подвиги, совершенные на досуге, расширяют его народную поддержку или поправят сложившееся мнение о нем на мировой арене. В Туве Путин словно вспоминает слова Александра III: «Пока Русский Император удит рыбу, Европа может подождать» и отстраняется от всего.
Возможно, на излете третьего президентского срока, неудачного и слабого во всех отношениях, обернувшегося «потерянным десятилетием» в экономике, геополитической катастрофой на Украине и нарастающей изоляцией страны, только рыбалка и может внушить национальному лидеру уверенность в себе. В тувинской воде он по-прежнему и удачливый, и сильный, и все еще может. А, возможно, что Путин относится к поездкам в Туву как к своеобразному паломничеству, ритуалу, который исключает худшее развитие событий тогда, когда он долго медлил и откладывал, но все-таки принял судьбоносное для себя решение.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Удивляюсь на автора, хотя что тут удивляться - наши американские "коллеги" ещё круче пишут. Обидно малость что среди соотечественников есть свои такие "коллеги", но это же естественный процент отсева шелухи. Зерно без шелухи не созревает.
что только не выдумают щелкоперы-фантасты,которые ни разу рыбу не ловили,Отдых на рыбалке превратили в какую то бредятину,Зачем Путину пиариться,у него и так рейтинг высокий и народ его уважает,Автору статьи советую обратиться к психиатру,чтобы не тянуло на такие бредовые статьи.
Какая хрень..... какая хрень, эти ваши умозаключения.