Спортивный подход к образованию или научное освоение спорта?
Инновационные эксперименты над наукой и образованием – явление отнюдь не сугубо российское. Это, можно сказать, общемировой тренд. Вот, например, соседняя с нами Украина предпринимает еще более решительные шаги к светлому Болонскому будущему. Чего стоит только Министерство образования и науки, молодежи и спорта? Что все это означает?
Все лучшее – детям
Перенимая передовой западный опыт, в 2000 году Украина ввела в школах 12-летний срок обучения и 12-балльную систему оценки. Если к баллам все скрепя сердце привыкли, то против 12-летнего школярства до сих пор выступают более 79% населения – отличный ресурс для политиков, стремящихся завоевать популярность.
С 2004 года продвигается система внешнего независимого оценивания (ВНО) – аналог российского ЕГЭ. С 2008 г. прохождение тестов ВНО стало обязательным условием поступления в вузы. Как и в случае с ЕГЭ, планировалось, что ВНО искоренит коррупцию и обеспечит равный доступ к получению высшего образования – независимо от материального положения и места жительства абитуриентов. На деле, конечно, все оказалось иначе: коррупция никуда не делась, а правила приема в вузы меняются каждый год, так что важнее оказываются не результаты ВНО, а перечень льготных категорий, поступающих вне конкурса.
При этом ВНО служит мощным инструментом по принудительному овладению украинским языком, поскольку тестирование по украинскому языку и литературе является обязательным для всех абитуриентов. Поначалу планировалось и все тесты по всем предметам проводить исключительно на украинском, однако с этим пока пришлось повременить из-за массовых протестов. Особенно сильно возмущались жители Крыма, где 95,6% школьников обучаются на русском языке, 6,3% - на крымско-татарском и только 3,2% - на украинском языке. Так что в 2011 г., например, тесты для ВНО по истории Украины, математике, биологии, географии, физике, химии были переведены на крымско-татарский, молдавский, польский, русский, румынский и венгерский языки. Языковая стратегия государства в сфере образования – это еще один ресурс для политиков и во многом зависит от "личного фактора".
Ну и, конечно, основным трендом остается сокращение, укрупнение и оптимизация. По мнению нынешнего президента Януковича, чем меньше школа, тем хуже образование. Маленькие школы продолжат закрывать, переводя учеников в более крупные, пусть и подальше от дома. В зону риска попадает почти четверть сельских школ. Возможно, на Украине ситуация с транспортом и дорогами все же лучше, чем в России. Президент, например, утверждает, что почти все школы обеспечены школьными автобусами.
Некоторые итоги реформ можно подвести уже сегодня. За два десятилетия количество школ на Украине уменьшилось более чем на 10%, только за последние пять лет было закрыто около 1000 школ. Качеством образования недовольны более 60% жителей страны. Зарубежные оценки украинских школ противоречивы. Так, председатель Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка Жан Зерматтен отмечает, что степень охвата школьным образованием на Украине "выше, чем в Европе, и качество образования в школах высокое". В то же время по результатам тестов ТIMSS (знание точных и естественных наук) украинские школьники занимают лишь 40-е место в мире. Отчасти об уровне образования свидетельствуют и результаты ВНО. По данным Украинского центра оценки качества образования, максимально возможное количество тестовых баллов по математике в 2011 году набрали всего 232 из 145 тыс. выпускников, проходивших экзамен. По гуманитарным дисциплинам результаты и того хуже: по истории Украины максимальные 84 очка получили всего три абитуриента из 161 тыс., а высший балл по украинскому языку и литературе не набрал никто.
Нетривиальные дивиденды Болонской системы
В сфере высшего образования, вопреки обещаниям инициаторов "болонских реформ", качество образования тоже ухудшилось, так и не поднявшись до европейского уровня (неизвестно, правда, кто и когда определил этот самый уровень и каковы его точные параметры). Но западные черты у системы вузов появились.
Например, знания студентов оценивают не только по привычной 4-балльной шкале, но и по 100-балльной системе:
-от 90 (или 91) до 100 – "отлично";
-от 70 до 89 (или 90) – "хорошо";
-от 60 (или 61) до 70 – "удовлетворительно";
-от 0 до 59 (или 60) – "неудовлетворительно".
Введена трехуровневая система высшего образования:
-бакалавр – базовое высшее образование, приравнивается к выпускникам техникумов;
-специалист – полное высшее образование, имеет право занимать первые должности "в определенном виде экономической деятельности";
-магистр – полное высшее образование, может не только занимать высшие должности в компаниях, но и вести научную деятельность.
Все вузы разбиты на четыре типа – в зависимости от уровня аккредитации:
первый уровень – техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
второй уровень – колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) – институт, консерватория, академия, университет.
Как и со школами, здесь несоответствие целей и результатов также служит эффективным ресурсом популизма. Ряд украинских политиков уже предлагает отказаться от болонской системы, а новый закон о высшем образовании упраздняет специалистов, оставляя лишь магистров и бакалавров. В результате, и высшее, и среднее образование на Украине сотрясает непрерывная череда реформ, что отнюдь не способствует ни качеству образования, ни желанию учиться.
Вузов нужно гораздо меньше
В соответствии с генеральной линией оптимизации, главным лекарством от падения уровня образования объявлено сокращение и укрупнение. Так же, как и его российский коллега, украинский министр образования считает, что вузов на Украине слишком много и необходимо сократить их количество в соответствии с европейскими стандартами. "Мировым параметрам отвечает показатель, когда один успешный университет соответствует 500-800 тысячам жителей страны. То есть если на Украине живут около 48 миллионов человек, значит, нам было бы достаточно порядка 90 высших учебных заведений", - заявил он. По результатам проверки Государственной инспекции учебных заведений Украины (ГАК) в 2010-2012 было закрыто свыше ста учебных заведений, больше всего – в Крыму (43). В планах Министерства образования Украины до 2013 года сократить количество высших учебных заведений на 33%.
Оставшиеся вузы будут сливаться и укрупняться – опять же по европейскому примеру. Сегодня на Украине среднее количество студентов в высшем учебном заведении составляет 6,7 тысяч, в Испании – 22 тысячи, в Италии – 23 тысячи, в Словении – 8 тысяч. Правда, что с чем сливать и для чего, будет определено лишь после принятия новой редакции Закона Украины "О высшем образовании". Пока, например, объединены в один четыре университета в Закарпатье. В Кривом Роге создан единый национальный университет, который "вобрал" в себя шесть вузов. По словам министра образования, в более крупном вузе средства расходуются эффективней. Например, в том же Кривом Роге вместо шести ректоров остался один, вместо 30 проректоров – пять. "У каждого проректора есть еще помощник и секретарь. Кроме того, автомобиль с водителем. Содержание персонала обходится вузу в немалые суммы — приблизительно до 300 тысяч гривен в год. Пусть деньги пойдут на пополнение библиотек и ремонт общежитий".
Цены растут быстрее качества
Повысится ли качество высшего образования от всех этих манипуляций, вопрос довольно спорный, цена же диплома увеличится совершенно точно. После сокращений и укрупнений конкурс в оставшиеся вузы возрастет – а с ростом спроса вырастет и стоимость образования. Помимо этого идет постепенное сокращение госзаказа, т.е. количества бюджетных мест в вузах. Выдвигаются также предложения исключить из закона "О высшем образовании" пункт о минимальном количестве студентов на бюджетной форме обучения (51%).
Изыскиваются все новые способы монетизировать учебный процесс. Массовые студенческие протесты прокатились по всей стране в ответ на попытки правительства официально ввести плату за пользование библиотекой, пересдачу экзаменов и отработку пропущенных лекций – таких платных "дополнительных услуг" предполагалось ввести более двух десятков.
Что же касается объединения науки и образования, то предложенный правительством закон этому отнюдь не способствует. Сегодня преподаватели при всём желании не могут заниматься научной деятельностью из-за слишком высокой аудиторной нагрузки. Если в Европе непосредственная учебная нагрузка преподавателя составляет 200-300 часов в год, то на Украине эта цифра может достигать 920 часов. При этом в структуре ставок оплата часов занятий научной деятельностью вообще не предусмотрена. Законопроект же снимает и норму о максимальной учебной нагрузке – это позволит увеличивать часы работы преподавателей без какой бы то ни было материальной компенсации.
Безудержная экономия
Надо отдать должное украинскому правительству: ради экономии бюджетных средств оно идет на самые решительные меры. Так, например, слиты воедино министерства спорта, науки и молодежи. Итогом стало уникальное Министерство образования и науки, молодежи и спорта, возникшее в декабре 2010 г. Мало того, специалисты в области спорта и молодежи унаследовали и функции упраздненного в 2011 г. Высшего аттестационного комитета (ВАКа). На новом посту они, в свою очередь, стремятся к экономии – видимо, чтобы не было перепроизводства докторов наук. Теперь для защиты докторской диссертации соискателю на Украине нужно представить 20 публикаций, из них "не менее четырех публикаций в зарубежных изданиях, включенных в международные наукометрические базы". Точного перечня изданий не утверждено – возможно, тоже в целях экономии.
Для сравнения: в России для защиты докторской диссертации основная ее часть (не меньше 80%) должна быть опубликована в журналах из перечня ВАК, включающего почти 2,5 тысячи изданий. В апреле 2011 г. была сделана попытка обсудить проект закона, согласно которому с 1 января 2012 года для защиты докторской диссертации от соискателя потребуется не менее 15 статей в журналах, входящих в Перечень ВАК. При этом не менее 5 статей должно было быть опубликовано в журналах, входящих в международные базы цитирования. Однако это предложение вызвало такой шквал возмущения среди ученых, что закон так и не был принят. Как сообщается на сайте ВАК России, "решения Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о рекомендуемом количестве публикаций в журналах и изданиях, включенных в Перечень, не являются нормативным документом и носят сугубо рекомендательный характер".
К новым рекордам в образовании
Пока неясно, какую пользу научно-спортивный симбиоз принес украинскому спорту. Что же касается образования, то стремление к рекордам здесь налицо. Так, реформа предусматривает обязательное дошкольное образование с 5 лет. Причем все обучение в детсадах будет вестись только на украинском языке. Помимо него, дети будут изучать арифметику, компьютерную грамоту, шахматы, хореографию и ряд других предметов.
В школах с 1-го класса вводится обязательный иностранный язык, со 2 класса – информатика и с 5 класса – второй иностранный язык. Здесь, как и в спорте: чем раньше начнешь тренироваться, тем большего достигнешь. Интересно, выдержат ли впоследствии вузы темп, заданный нынешним детсадовцам?
Статьи по теме:
Университетский сектор США и российские реформы в сфере науки и высшего образования
Написать комментарий