Регионы в конкуренции за инвесторов
Каковы необходимые составляющие улучшения инвестиционного климата в регионах? Всегда ли конкуренция между регионами оказывается эффективной? Эти и многие другие вопросы обсудили участники пресс-конференции "Регионы в конкуренции за инвесторов", состоявшейся 18 сентября в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2010».
Необходимые компоненты успешной региональной инвестполитики
У эффективной инвест. политики регионального уровня есть 3 компонента: климат, подготовленные инвестплощадки и культура проектного сопровождения, считает генеральный директор IRP Group Булат Столяров.
1)Климат
Для создания благоприятного инвестиционного климата необходима ясная и четкая стратегия развития региона. Инвестсообщество должно понимать и разделять эту стратегию и находить себя в ней. Все большее значение приобретает информационная открытость. Регион должен уметь говорить с инвесторами, уметь говорить с обществом.
Важно наличие работающего инвестиционного законодательства. Если нет юридической основы для взаимодействия с инвесторами, то никакие благие начинания не реализуются или реализуются с очень большими рисками, которые повышают цену вопроса.
Большое значение имеет также качественный человеческий капитал: какими кадрами регион располагает, как он умеет содействовать тому, чтобы цена и качество рабочей силы складывались оптимальным образом.
Региональный инвестклимат во многом зависит и от уровня развития общественной среды - с этим напрямую связаны коррупция и противодействие коррупции, развитость средств массовой информации и т.д.
Все большее значение приобретает также привлекательность городской среды. Инвесторы и работники их компаний тоже люди и хотят жить и работать в интересных городах, с интересным событийным наполнением и интересной средой.
2)Инвестплощадки
Стратегия развития региона, безусловно, должна быть рассчитана на подготовленные региональными властями инвестплощадки. Хороший регион готовит не только те площадки, которые находятся в его собственности, но и складывает этот сервис от лица всех государственных органов, которые действуют на его территории. Если необходима инфраструктура не только регионального, но и муниципального и федерального значения для реализации того или иного стратегического приоритета, то такая площадка должна быть сформирована, и регион здесь должен уметь выступать системным интегратором этой услуги для бизнеса.
3)Проектное сопровождение
Чем выше в стране уровень административных барьеров, чем сложнее и подробнее правила регулирования, тем выше цена этого сервиса. Практика показывает, что даже у очень мускулистой команды в проектном сопровождении не может находиться больше 20 приоритетных проектов. Эти 20 проектов должны иметь менеджера в очень высоком статусе, которые будут взаимодействовать и с федеральным, и с муниципальным уровнем и стягивать весь региональный сервис для того, чтобы государственная услуга была представлена инвестору в комплексе.
"Необходимо иметь желание, любовь к инвесторам, стратегию развития, орган, который будет ее реализовывать, великолепное региональное инвестиционное законодательство, - согласен губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. - Должны быть компетентные кадры. Должна быть создана полная инфраструктура. Особое внимание надо уделить повышению комфортности жизни. Бизнесменов, особенно иностранных, не очень интересуют налоговые преференции. Им важнее удобство проживания и передвижения".
"Нужны технологии управления, нужны долгосрочные стратегии, нужны люди, которые понимают, как этими инструментами пользоваться, или доверяют тем, кто эти инструменты им предоставляет", - считает председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец. Он подчеркивает, что на региональном уровне сегодня не хватает грамотных специалистов, освоивших технологии управления. "Ум не заменяет технологий, ум и опыт - не одно и то же. Если федеральные органы власти имеют сильный аналитический аппарат, имеют консультантов, научно-исследовательский институт, то губернатор, в основном, имеет здравый смысл и стратегию сверху. Причем такая стратегия сверху - это палка о двух концах : либо мы принимаем достаточно взвешенное решение без учета местной специфики, либо мы принимаем на месте решение на коленке. Технологии управления требуют очень серьезного и долгосрочного изучения, их нельзя заменить опытом. Управленцев необходимо посылать учиться в бизнес-школы", - поясняет он.
Первый заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов в дополнение ко всем перечисленным условиям напоминает о необходимости персонифицировать ответственность власти за реализацию конкретных проектов. По его мнению, проектные команды и команды менеджеров от власти, которые реализуют данные проекты, должны персонально отвечать за результаты своей работы.
На каком уровне больше всего административных барьеров?
Основные административные барьеры располагаются сегодня на региональном уровне, считает министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин. Примером того, насколько ускоряет дело отсутствие административных барьеров, он назвал строительство жилья для пострадавших от летних пожаров, осуществляемое в режиме "ручного управления".
Однако с этим мнением не согласен заместитель губернатора Калужской области Максим Ширейкин. Он считает, что большинство барьеров находится не на региональном, а на федеральном уровне - например, при получении разрешения на земельный участок. Зачастую вмешательство губернатора требуется инсвесторам для того, чтобы решать федеральные проблемы: с Газпромом, с федеральными территориальными органами и т.д.
Реализация инвестпроектов должна быть выгодна не только бизнесу, но и региону
"Сегодня местные органы самоуправления просто бездействуют: мэр или какой-то представитель власти предпринять какие-то действия, чтобы активизировать инвестиционный процесс. Задача губернатора - сделать так, чтобы все соответствующие структуры в регионе - будь о территориальное представительство федеральных органов, региональные органы и, самое главное, муниципальные органы в этом отношении не бездействовали", - считает Виктор Басаргин.
Однако, требуя от регионов эффективной инвестиционной политики, не стоит забывать, какое количество ресурсов централизовано на уровне федерации, и какими инструментами регионы оперируют - сегодня эти инструменты чрезвычайно незначительны, - признает Булат Столяров. - На муниципальном и региональном уровне ощущается явный недостаток инструментов и стимулов для того, чтобы местные власти самостоятельно осуществляли эффективные меры экономической политики".
"Не только бизнес, но и регион должен быть заинтересован в реализации каждого конкретного инвестпроекта, подчеркивает Максим Ширейкин. - Губернатор региона не просто должен понимать, что привлечение инвесторов и абстрактных инвестиций создает абстрактные рабочие места, он должен рассчитать свой интерес - только тогда он получит реальный инструмент для реализации этой политики. Необходимо стимулировать регионы, чтобы они могли для себя рассчитать этот интерес. В первую очередь - деньгами, которые они могли бы сами заработать. Распределение налоговых поступлений между различными уровнями бюджетов сейчас перекошено от новых проектов в сторону федерального бюджета. НДС федеральный бюджет начинает получать сразу. Налог на прибыль регион получает не сразу, а через какое-то время реализации проекта, от налогов на имущество и на землю регион инвесторов освобождает. Из рубля налогов, которые генерит новый большой проект, 85 копеек идет в РФ, 14 - региону, а 1 копейка - в муниципалитет. Эту пирамиду необходимо перевернуть. Необходимо, чтобы муниципалитеты финансово были заинтересованы развивать у себя бизнес. Сегодня их целевая аудитория - это, в первую очередь, областные и федеральные бюджеты, откуда они подсасывают деньги. А они должны ориентироваться на собственный бизнес. Переворот этих налоговых стимулов и налоговых распределений в пользу муниципалитета приведет не просто к наличию заинтересованности, а к появлению лидеров, которые привлекают инвесторов, и к тому, что появится 30 тыс. конкурирующих между собой структур, борющихся за предпринимательский климат. Только в этих условиях мы получим хорошую практическую реализацию существующих федеральных законов с точки зрения здравого смысла и хорошего бизнес-климата в регионах".
Стимулирование регионов и поддержка предпринимателей
"Необходимы целевые показатели для территориальных органов местной власти, которые бы ориентировались на параметры экономического развития региона. Сегодня Росимущество оценивает регионы по таким показателям как объем доходов и процент сдачи имущества. Давайте спустим им показатель "Темп роста ВРП". В этом случае они не будут нас тормозить в реализации наших проектов - для них это будет целевой показатель развития экономики того региона, в котором они реализуют свои федеральные полномочия", - предлагает Максим Ширейкин.
"Федеральная помощь должна оказываться всем, кто реально привлекает инвестиции, подчеркивает Сергей Морозов. - При этом очень важно исключить субъективный фактор, который обязательно присутствует сейчас при распределении, например, средств инвестфонда РФ". В качестве примера ульяновский губернатор привел решение этого вопроса в Германии. Там при реализации любого инвестпроекта любой инвестор сразу получает субсидии, покрывающие часть его затрат - причем субсидии эти поступают сразу из трех источников: от Евросоюза, от федеральной земли и от муниципальной власти.
Однако такой порядок также может привести к негативным последствиям, замечает председатель правления Российско-Германской Внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. Сегодня в Германии инвесторы выбирают не там, где лучше и нужнее было бы строить, а где больше выплатят поддержки. Расцвела гагантская индустрия консультантов, которые проводят инвесторов через эти "джунгли поддержки" и показывают наиболее денежные места. Поэтому он предостерегает российские власти от прямого копирования западного опыта.
В качестве нерешенных проблем Михаэль Хармс указывает на необходимость поддержки не только крупных, но и средних инвестпроектов и предпринимателей - поскольку именно они создают ту систему поставщиков, которая потом формирует среду и для крупных инвесторов.
Надо отказаться от ручного управления
Задачу власти, и в первую очередь - федеральной, управляющий директор компании «Тройка Диалог» Андрей Шаронов видит в создании институтов и процедур, которые бы минимизировали роль властей, в том числе и губернатора. Большое количество процессов должно идти вне внимания и занятости властей. Существует два пути улучшения ситуации с госуправлением, считает он. Во-первых, это повышение квалификации и обучение работников (власти). Однако этот первый путь может сработать только вместе со вторым: - уменьшением полномочий, которые им принадлежат. Нужно уменьшить количество сфер, за которые они отвечают, потому что нельзя одинаково блестяще разбираться во всем.
Законы есть, осталось грамотно ими воспользоваться
"На данный момент объем нормативной базы, касающейся инвестиционных проектов, у нас, как в Китае, а результативность ее - на уровне Зимбабве. Проблема не в том, что у нас нет законодательства, а в том, что у нас недостаточно качественное использование нормативной базы", - считает управляющий партнер Юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. - Прежде чем, разрабатывать региональное законодательство, необходимо понять, какие проекты мы хотим в него уложить. При этом надо понимать, что есть два пласта этого регионального законодательства:
1) налоговые льготы, которые дают все - т.н. "гигиенический уровень"
2) более сложные конструкции - например, законодательство в сфере государственно-частного партнерства.
Многие регионы просто не умеют работать с созданной ими же самими нормативной базой и имеющимися уже инструментами. Например, Внешэкономбанк - это отнюдь не то место, куда можно отправить проект, который больше никто не хочет спонсировать, потому что вообще непонятно, о чем он. Это орган, который финансирует долгосрочные проекты, на которые частные банки не могут выделить деньги.
На федеральном уровне уже есть все необходимые инструменты. Остается просто дополнить их двумя пластами регионального законодательства".
Пока же "бумаги и законы, которые очень хороши, имеют громадный разрыв с реальной практикой - особенно в регионах", - признает Леонид Казинец.
Необходима координация - законов, функций и преференций
В России уже существует множество инструментов поддержки инвестпроектов. Трудность заключается в том, чтобы скоординировать их между собой. На недостаток координации указывали многие участники конференции.
Михаэль Хармс отметил, что взаимодействие региональных и федеральных преференций представляет собой большую проблему.
Сергей Морозов считает, что отрицательную роль играет рассредоточение инвестиционной деятельности по большому количеству различных федеральных министерств. По его мнению, необходимо выбрать одно конкретное мнистерство, которое будет отвечать за инвестиции.
Успешная реализация инвестпроектов в регионе в значительной степени зависит от умения региональных властей увязать и синхронизировать между собой существующие инструменты поддержки, - считает Альберт Еганян. "Любой инвестпроект в финансовой и нормативной базе - это мозаика. Необходимо находить тех людей, которые умеют компилировать мозаику", - подчеркивает он
Конкуренция между регионам должна нивелироваться государством
"В чистом виде нерегулируемая конкуренция регионов за инвесторов нецелесообразна, - считает замглавы Красноярского края. - Необходимо учитывать существующие региональные различия. При нерегулируемой конференции, скорее всего, произойдет отток населения из восточной части страны - что и происходит уже на протяжении последних 10 лет. Конкуренция должна нивелироваться государством с использованием институтов развития - федерального инвестфонда, федеральных целевых программ, Внешэкономбанка, Роснано и других госкорпораций. Эти институты должны нивелировать различия между регионами - для того, чтобы конкуренция могла быть эффективной и результативной".
У эффективной инвест. политики регионального уровня есть 3 компонента: климат, подготовленные инвестплощадки и культура проектного сопровождения, считает генеральный директор IRP Group Булат Столяров.
1)Климат
Для создания благоприятного инвестиционного климата необходима ясная и четкая стратегия развития региона. Инвестсообщество должно понимать и разделять эту стратегию и находить себя в ней. Все большее значение приобретает информационная открытость. Регион должен уметь говорить с инвесторами, уметь говорить с обществом.
Важно наличие работающего инвестиционного законодательства. Если нет юридической основы для взаимодействия с инвесторами, то никакие благие начинания не реализуются или реализуются с очень большими рисками, которые повышают цену вопроса.
Большое значение имеет также качественный человеческий капитал: какими кадрами регион располагает, как он умеет содействовать тому, чтобы цена и качество рабочей силы складывались оптимальным образом.
Региональный инвестклимат во многом зависит и от уровня развития общественной среды - с этим напрямую связаны коррупция и противодействие коррупции, развитость средств массовой информации и т.д.
Все большее значение приобретает также привлекательность городской среды. Инвесторы и работники их компаний тоже люди и хотят жить и работать в интересных городах, с интересным событийным наполнением и интересной средой.
2)Инвестплощадки
Стратегия развития региона, безусловно, должна быть рассчитана на подготовленные региональными властями инвестплощадки. Хороший регион готовит не только те площадки, которые находятся в его собственности, но и складывает этот сервис от лица всех государственных органов, которые действуют на его территории. Если необходима инфраструктура не только регионального, но и муниципального и федерального значения для реализации того или иного стратегического приоритета, то такая площадка должна быть сформирована, и регион здесь должен уметь выступать системным интегратором этой услуги для бизнеса.
3)Проектное сопровождение
Чем выше в стране уровень административных барьеров, чем сложнее и подробнее правила регулирования, тем выше цена этого сервиса. Практика показывает, что даже у очень мускулистой команды в проектном сопровождении не может находиться больше 20 приоритетных проектов. Эти 20 проектов должны иметь менеджера в очень высоком статусе, которые будут взаимодействовать и с федеральным, и с муниципальным уровнем и стягивать весь региональный сервис для того, чтобы государственная услуга была представлена инвестору в комплексе.
"Необходимо иметь желание, любовь к инвесторам, стратегию развития, орган, который будет ее реализовывать, великолепное региональное инвестиционное законодательство, - согласен губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. - Должны быть компетентные кадры. Должна быть создана полная инфраструктура. Особое внимание надо уделить повышению комфортности жизни. Бизнесменов, особенно иностранных, не очень интересуют налоговые преференции. Им важнее удобство проживания и передвижения".
"Нужны технологии управления, нужны долгосрочные стратегии, нужны люди, которые понимают, как этими инструментами пользоваться, или доверяют тем, кто эти инструменты им предоставляет", - считает председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец. Он подчеркивает, что на региональном уровне сегодня не хватает грамотных специалистов, освоивших технологии управления. "Ум не заменяет технологий, ум и опыт - не одно и то же. Если федеральные органы власти имеют сильный аналитический аппарат, имеют консультантов, научно-исследовательский институт, то губернатор, в основном, имеет здравый смысл и стратегию сверху. Причем такая стратегия сверху - это палка о двух концах : либо мы принимаем достаточно взвешенное решение без учета местной специфики, либо мы принимаем на месте решение на коленке. Технологии управления требуют очень серьезного и долгосрочного изучения, их нельзя заменить опытом. Управленцев необходимо посылать учиться в бизнес-школы", - поясняет он.
Первый заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов в дополнение ко всем перечисленным условиям напоминает о необходимости персонифицировать ответственность власти за реализацию конкретных проектов. По его мнению, проектные команды и команды менеджеров от власти, которые реализуют данные проекты, должны персонально отвечать за результаты своей работы.
На каком уровне больше всего административных барьеров?
Основные административные барьеры располагаются сегодня на региональном уровне, считает министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин. Примером того, насколько ускоряет дело отсутствие административных барьеров, он назвал строительство жилья для пострадавших от летних пожаров, осуществляемое в режиме "ручного управления".
Однако с этим мнением не согласен заместитель губернатора Калужской области Максим Ширейкин. Он считает, что большинство барьеров находится не на региональном, а на федеральном уровне - например, при получении разрешения на земельный участок. Зачастую вмешательство губернатора требуется инсвесторам для того, чтобы решать федеральные проблемы: с Газпромом, с федеральными территориальными органами и т.д.
Реализация инвестпроектов должна быть выгодна не только бизнесу, но и региону
"Сегодня местные органы самоуправления просто бездействуют: мэр или какой-то представитель власти предпринять какие-то действия, чтобы активизировать инвестиционный процесс. Задача губернатора - сделать так, чтобы все соответствующие структуры в регионе - будь о территориальное представительство федеральных органов, региональные органы и, самое главное, муниципальные органы в этом отношении не бездействовали", - считает Виктор Басаргин.
Однако, требуя от регионов эффективной инвестиционной политики, не стоит забывать, какое количество ресурсов централизовано на уровне федерации, и какими инструментами регионы оперируют - сегодня эти инструменты чрезвычайно незначительны, - признает Булат Столяров. - На муниципальном и региональном уровне ощущается явный недостаток инструментов и стимулов для того, чтобы местные власти самостоятельно осуществляли эффективные меры экономической политики".
"Не только бизнес, но и регион должен быть заинтересован в реализации каждого конкретного инвестпроекта, подчеркивает Максим Ширейкин. - Губернатор региона не просто должен понимать, что привлечение инвесторов и абстрактных инвестиций создает абстрактные рабочие места, он должен рассчитать свой интерес - только тогда он получит реальный инструмент для реализации этой политики. Необходимо стимулировать регионы, чтобы они могли для себя рассчитать этот интерес. В первую очередь - деньгами, которые они могли бы сами заработать. Распределение налоговых поступлений между различными уровнями бюджетов сейчас перекошено от новых проектов в сторону федерального бюджета. НДС федеральный бюджет начинает получать сразу. Налог на прибыль регион получает не сразу, а через какое-то время реализации проекта, от налогов на имущество и на землю регион инвесторов освобождает. Из рубля налогов, которые генерит новый большой проект, 85 копеек идет в РФ, 14 - региону, а 1 копейка - в муниципалитет. Эту пирамиду необходимо перевернуть. Необходимо, чтобы муниципалитеты финансово были заинтересованы развивать у себя бизнес. Сегодня их целевая аудитория - это, в первую очередь, областные и федеральные бюджеты, откуда они подсасывают деньги. А они должны ориентироваться на собственный бизнес. Переворот этих налоговых стимулов и налоговых распределений в пользу муниципалитета приведет не просто к наличию заинтересованности, а к появлению лидеров, которые привлекают инвесторов, и к тому, что появится 30 тыс. конкурирующих между собой структур, борющихся за предпринимательский климат. Только в этих условиях мы получим хорошую практическую реализацию существующих федеральных законов с точки зрения здравого смысла и хорошего бизнес-климата в регионах".
Стимулирование регионов и поддержка предпринимателей
"Необходимы целевые показатели для территориальных органов местной власти, которые бы ориентировались на параметры экономического развития региона. Сегодня Росимущество оценивает регионы по таким показателям как объем доходов и процент сдачи имущества. Давайте спустим им показатель "Темп роста ВРП". В этом случае они не будут нас тормозить в реализации наших проектов - для них это будет целевой показатель развития экономики того региона, в котором они реализуют свои федеральные полномочия", - предлагает Максим Ширейкин.
"Федеральная помощь должна оказываться всем, кто реально привлекает инвестиции, подчеркивает Сергей Морозов. - При этом очень важно исключить субъективный фактор, который обязательно присутствует сейчас при распределении, например, средств инвестфонда РФ". В качестве примера ульяновский губернатор привел решение этого вопроса в Германии. Там при реализации любого инвестпроекта любой инвестор сразу получает субсидии, покрывающие часть его затрат - причем субсидии эти поступают сразу из трех источников: от Евросоюза, от федеральной земли и от муниципальной власти.
Однако такой порядок также может привести к негативным последствиям, замечает председатель правления Российско-Германской Внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. Сегодня в Германии инвесторы выбирают не там, где лучше и нужнее было бы строить, а где больше выплатят поддержки. Расцвела гагантская индустрия консультантов, которые проводят инвесторов через эти "джунгли поддержки" и показывают наиболее денежные места. Поэтому он предостерегает российские власти от прямого копирования западного опыта.
В качестве нерешенных проблем Михаэль Хармс указывает на необходимость поддержки не только крупных, но и средних инвестпроектов и предпринимателей - поскольку именно они создают ту систему поставщиков, которая потом формирует среду и для крупных инвесторов.
Надо отказаться от ручного управления
Задачу власти, и в первую очередь - федеральной, управляющий директор компании «Тройка Диалог» Андрей Шаронов видит в создании институтов и процедур, которые бы минимизировали роль властей, в том числе и губернатора. Большое количество процессов должно идти вне внимания и занятости властей. Существует два пути улучшения ситуации с госуправлением, считает он. Во-первых, это повышение квалификации и обучение работников (власти). Однако этот первый путь может сработать только вместе со вторым: - уменьшением полномочий, которые им принадлежат. Нужно уменьшить количество сфер, за которые они отвечают, потому что нельзя одинаково блестяще разбираться во всем.
Законы есть, осталось грамотно ими воспользоваться
"На данный момент объем нормативной базы, касающейся инвестиционных проектов, у нас, как в Китае, а результативность ее - на уровне Зимбабве. Проблема не в том, что у нас нет законодательства, а в том, что у нас недостаточно качественное использование нормативной базы", - считает управляющий партнер Юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. - Прежде чем, разрабатывать региональное законодательство, необходимо понять, какие проекты мы хотим в него уложить. При этом надо понимать, что есть два пласта этого регионального законодательства:
1) налоговые льготы, которые дают все - т.н. "гигиенический уровень"
2) более сложные конструкции - например, законодательство в сфере государственно-частного партнерства.
Многие регионы просто не умеют работать с созданной ими же самими нормативной базой и имеющимися уже инструментами. Например, Внешэкономбанк - это отнюдь не то место, куда можно отправить проект, который больше никто не хочет спонсировать, потому что вообще непонятно, о чем он. Это орган, который финансирует долгосрочные проекты, на которые частные банки не могут выделить деньги.
На федеральном уровне уже есть все необходимые инструменты. Остается просто дополнить их двумя пластами регионального законодательства".
Пока же "бумаги и законы, которые очень хороши, имеют громадный разрыв с реальной практикой - особенно в регионах", - признает Леонид Казинец.
Необходима координация - законов, функций и преференций
В России уже существует множество инструментов поддержки инвестпроектов. Трудность заключается в том, чтобы скоординировать их между собой. На недостаток координации указывали многие участники конференции.
Михаэль Хармс отметил, что взаимодействие региональных и федеральных преференций представляет собой большую проблему.
Сергей Морозов считает, что отрицательную роль играет рассредоточение инвестиционной деятельности по большому количеству различных федеральных министерств. По его мнению, необходимо выбрать одно конкретное мнистерство, которое будет отвечать за инвестиции.
Успешная реализация инвестпроектов в регионе в значительной степени зависит от умения региональных властей увязать и синхронизировать между собой существующие инструменты поддержки, - считает Альберт Еганян. "Любой инвестпроект в финансовой и нормативной базе - это мозаика. Необходимо находить тех людей, которые умеют компилировать мозаику", - подчеркивает он
Конкуренция между регионам должна нивелироваться государством
"В чистом виде нерегулируемая конкуренция регионов за инвесторов нецелесообразна, - считает замглавы Красноярского края. - Необходимо учитывать существующие региональные различия. При нерегулируемой конференции, скорее всего, произойдет отток населения из восточной части страны - что и происходит уже на протяжении последних 10 лет. Конкуренция должна нивелироваться государством с использованием институтов развития - федерального инвестфонда, федеральных целевых программ, Внешэкономбанка, Роснано и других госкорпораций. Эти институты должны нивелировать различия между регионами - для того, чтобы конкуренция могла быть эффективной и результативной".
Написать комментарий