22 ДЕК, 23:42 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Региональные бюджеты страдают от недобора доходов

7 Июня 2013 9717 2 Исследования
Региональные бюджеты страдают от недобора доходов

Отчетность федерального казначейства показывает, что в текущем году регионы испытывают серьезные проблемы с доходами бюджетов. Стагнация экономики существенно повлияла на показатели прибыли, что не замедлило сказаться на поступлениях налога на прибыль, составляющего треть от налоговых и неналоговых доходов регионов. Разница между федеральным и региональными бюджетами заключается в том, что первый может себе позволить дефицит, а большинство регионов не могут.

По данным Федерального казначейства, налоговые и неналоговые доходы регионов выросли на 5,3%, но за счет того, что трансферты из федерального сократились почти на 20% (вы не видите ничего удивительного – Президент России дал указание повысить зарплаты бюджетникам, которые финансируются из региональных бюджетов), а Минфин в начале года резко сократил объемы межбюджетной поддержки, доходы консолидированных региональных бюджетов в первом квартале текущего года в номинальном выражении остались практически на уровне первого квартала прошлого года, то есть сократились в реальном выражении (потребительские цены за этот период выросли на 7%).

Намеченные в Основных направлениях бюджетной политики на 2013–2015 годы (ОНБП) параметры консолидированных бюджетов субъектов РФ, мягко говоря, не выполняются. Но если с сокращением поступлений налога на прибыль все ясно (откуда в стагнирующей экономике прибыль?), то объяснить то, что Минфин перечислил регионам на 14% меньше средств, чем было обещано, мы можем только одним – самим не хватает!

Таблица 3.1. Доходы и расходы консолидированных региональных бюджетов, млрд. руб.
2012 г. ОНБП 2012 г. Факт 2013 г. ОНБП в % к предыдущему году ОНБП I квартал 2013 г в % к предыдущему году
Доходы – всего
8074,3
8064,3
9061,7
112,2
1735,9
100
налоговые и неналоговые доходы
6716,5
6384,7
7764,8
115,6
1416,9
105,3
Налог на прибыль
2240,1
1979,9
2693
120,2
474,6
94,5
НДФЛ
2257
2261
2498
110,7
506,6
110,7
Акцизы
446,3
441,8
563
126,1
109,1
113,9
Трансферты
1357,8
1679,6
1296,9
95,5
319
81,8
Расходы
8106,8
8342,7
9182,5
113,3
1542,9
106,4
Дефицит
-32,5
-278,4
-120,8
193
Источник: Минфин РФ.

Таблица 3.2. Бюджетные показатели регионов, % ВВП
2011 г. Факт 2012 г. ОНБП 2012 г. Факт 2013 г. ОНБП I квартал 2013 г.
Доходы – всего
13,7
12,9
12,9
13,6
11,6
налоговые и неналоговые доходы
10,8
10,8
10,2
11,7
9,5
Налог на прибыль
3,5
3,6
3,2
4,0
3,2
НДФЛ
3,6
3,6
3,6
3,8
3,4
Акцизы
0,7
0,7
0,7
0,8
0,7
Трансферты
2,9
2,2
2,7
1,9
2,1
Расходы
13,8
13,0
13,4
13,8
10,4
Дефицит
-0,1
-0,1
-0,4
-0,2
1,3
Источник: Минфин РФ, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Динамика поступлений от налога на прибыль сильно варьируется по регионам. Из данных таблицы 3.3 следует, что в Центральном федеральном округе наиболее неблагоприятная ситуация с налогом на прибыль сложилась в Белгородской области (падение почти на 40%), в Брянской области (падение на 27%), в Тамбовской области (падение на 10%).


Таблица 3.3. Поступления по налогу на прибыль в ЦФО
I квартал 2012 г., млрд. руб. I квартал 2013 г., млрд. руб. Темп роста к прошлому году
Российская Федерация
502,4
474,6
0,94
Центральный федеральный округ
201,5
208,7
1,04
Белгородская обл.
5,6
3,4
0,61
Брянская обл.
1,5
1,1
0,73
Владимирская обл.
2,1
2,3
1,08
Воронежская обл.
3,7
4,2
1,14
г. Москва
143,3
146,1
1,02
Ивановская обл.
0,8
0,9
1,11
Калужская обл.
2,6
2,8
1,07
Костромская обл.
0,7
0,9
1,30
Курская обл.
2,4
2,8
1,16
Липецкая обл.
2,0
2,0
1,01
Московская обл.
25,2
28,4
1,13
Орловская обл.
0,6
0,8
1,25
Рязанская обл.
1,6
1,9
1,21
Смоленская обл.
1,7
1,8
1,08
Тамбовская обл.
0,9
0,9
0,90
Тверская обл.
1,9
2,0
1,08
Тульская обл.
2,3
3,7
1,62
Ярославская обл.
2,6
2,7
1,04
Источник: Минфин РФ.

Лучше всего выглядит ситуация с подоходным налогом, поступления которого за год выросли на 10,7%, что соответствует годовым показателям ОНБП, а вот рост поступлений акцизов на 13,9% при ожидавшемся годовом росте на 26,2% заставляет предположить, что Минфин заложил в бюджеты регионов нереальные планы. В противном случае мы должны признать, что наше население стало меньше пить, курить и ездить на машинах!

Снижение доходов региональных бюджетов диктует регионам проведение сдержанной расходной политики. Расходы регионов в первом квартале 2013 г. выросли на 6,4% и составили всего 17% от годового уровня, предусмотренного в ОНБП. В результате такой расходной политики первый квартал регионы свели с профицитом в 193 млрд. руб. (1,3% ВВП). В принципе, неравномерность расходов в течение года не является чем-то необычным для региональных бюджетов – в первом квартале 2012 г. отношение расходов к ВВП было таким же. Однако, как уже было сказано выше, в 2013 г. динамика доходов регионов существенно «просела» (см. данные таблицы 3.2). По нашей оценке, при сохранении сложившейся в первом квартале динамики налоговых и неналоговых поступлений в региональные бюджеты (с учетом сезонности), исполнении годового плана по перечислению регионам трансфертов и объеме годовых расходов регионов, намеченном в ОНБП, дефицит консолидированных региональных бюджетов к концу года составит около 1,2 трлн. руб. (1,8% ВВП), тогда как в ОНБП предполагался дефицит в 121 млрд. руб. (почувствуйте разницу!). Такой вариант развития событий представляется невероятным, регионы не могут профинансировать дефицит в таком объеме, не сможет существенно помочь и федеральный центр (принятые на прошлой неделе поправки в федеральный бюджет предусматривают дополнительные трансферты регионам на строительство детских садов в размере 50 млрд. руб., что, конечно, не выход).

На наш взгляд, на региональном уровне неизбежно будет проводиться политика секвестирования плановых расходов. В принципе, даже на финансирование президентских указов потребуется меньше затрат, если зарплаты в небюджетных секторах в условиях стагнации будут расти медленнее, чем ожидалось. Но и в этом случае экономическая структура расходов будет и дальше вынужденно меняться (будет увеличиваться доля зарплат и других выплат населению в соответствии с указами, а также – будут снижаться другие виды расходов, прежде всего, инвестиции). Условий для ускорения экономического роста и улучшения динамики доходов пока не видно, и на что еще могут надеяться регионы – непонятно.

Андрей Чернявский
Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Г
08.06.2013 0 0
Гость:

Понятное дело... воруют! Партия жуликов и воров что еще может делать???

В
07.06.2013 0 0
Владимир:

Откуда Результаты? Если по словам В.В.Путина в планах Правительства РФ в основном совещания,заседания,рабочие группы (то есть болтовня), а не конкретные результаты: высокотехнологичные рабочие места,товары и услуги,достижение конкретные потребительских свойств... Это говорит о том, что там в основном собрались безответственные столоначальники,бюрократы (озабоченные собственными доходами и не имеющие личных результатов в практической хозяйственной деятельности), а не профессиональные управляющие развитием страны. Удивляет, что по заявлению министра регионального развития у правительства еще не сложилась концепция что делать с проблемами ЖКХ. Народ стонет от этих проблем, а тут полный штиль (дерьмократический стиль руководства).Как на кладбище, все спокойненько".



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more