Доллар по 63 рубля. Почему Центробанк решил спасать экономику и «топить» рубль
В пятницу Центробанк снизил ключевую ставку до 11%. Это произошло, несмотря на существенное ослабление рубля в июле. При этом в своем комментарии регулятор обратил внимание на возможное углубление рецессии в российской экономике во втором полугодии.
Символическое понижение ключевой ставки – на 50 б.п., до 11% – на заседании совета директоров ЦБ 31 июля стало выбором в пользу экономики, а не рубля. Поможет ли эта мера разогреть российскую экономику, все больше погружающуюся в рецессию, и насколько во втором полугодии вероятно повторение ситуации, при которой ЦБ придется ужесточить денежно-кредитную политику и снова поднять ключевую ставку, в том числе из-за действий ФРС США?
Анна Бодрова, старший аналитик Альпари: Любое изменение ключевой процентной ставки отражается на экономике. Конечно, 0,5% вряд ли кардинально изменят экономическую ситуацию в стране, но удешевление заемных средств окажет позитивное влияние на корпоративный сектор. Дальнейшее изменение процентной ставки будет зависеть от темпов роста инфляции, существенное замедление может подтолкнуть ЦБ к дальнейшему снижению ставки. Однако если рецессия будет усугубляться, то даже при росте инфляции регулятор может пойти на снижение ставки. На текущий момент волатильность рубля выросла, цены на нефть низкие, поэтому вероятность дальнейшего снижения процентной ставки на заседании в сентябре вряд ли произойдет.
Вряд ли ФРС в сентябре подымет ставки, инфляция в Штатах остается низкой, сильный доллар не выгоден. Монетарные власти будут делать все, чтобы в ближайшие месяцы сохранить ставку на прежнем уровне. Выплаты по внешнему долгу не маленькие, но и не те, что были в конце 2014 года, небольшое падение по итогам выплат при низких ценах на нефть вряд ли заставит регулятор повышать ставку.
Нижняя точка падения ВВП действительно может быть еще ниже. Ситуация на валютном и сырьевом рынке остается нестабильной. Курс высокий, цены на сырье низкие. Внешний фон негативный, санкции усугубляются и снятие их в ближайшие полгода не предвидится. Как работает политика импортозамещения и антикризисный план, пока не понятно. Наглядной статистики нет. Мы не исключаем, что наиболее глубокая фаза кризиса придется на начало 4-го квартала.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex: Не думаю, что решение российского мегарегулятора по снижению процентной ставки до 11% можно охарактеризовать как действие, направленное на поддержку экономики. Скорее это попытка сохранить некое подобие исполнимости российского бюджета, которое возможно только при условии удержания стоимости барреля нефти выше 3,1 тыс. руб. ЦБ России прекрасно понимал, еще одно снижение ставки спровоцирует дополнительное давление на рубль, что собственно и произошло. Однако национальные монетарные власти забывают о том, что смягчение экономической политики на фоне стремительной слабости валюты может обернуться существенным ростом инфляционного показателя в стране. Пытаться оправдать свое решение только тем, что сейчас инфляции сохраняет тенденцию к постепенному снижению – абсолютно неправильная позиция, поскольку девальвация валюта не сразу разгоняет ИПЦ, а только по прошествии определенного времени (2-4 месяца). По этой причине, российская экономика рискует столкнуться с отложенным эффектом ускорения инфляции, и если это произойдет, первое что пострадает, так это потребительский спрос в стране, особенно на фоне продолжающегося снижения уровня располагаемого дохода. Если просядет потребительский спрос, просядет и промышленное производство, что автоматом приведет к углублению экономического спада и еще более удручающему показателю экономической рецессии. К сожалению, подобный сценарий мне кажется наиболее реальным, отчего перспективы рубля выглядят еще более мрачными, даже несмотря на уже актуальные потери.
Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банк: Действия регулятор – это скорее сигнал, а не реальная мера, поскольку 50 б.п. это «косметическое» понижение. ЦБ продемонстрировал свою нацеленность на стимулирование экономики и готовность принимать долгосрочные решения без оглядки на промежуточную конъюнктуру. При этом в моменте такое решение регулятора создало давление на курс, и мы увидели, насколько быстро доллар поднялся выше уровня 62 руб. Для бизнеса даже такое незначительно снижение ставки пойдет на пользу, но ощутимого эффекта ждать не стоит. При этом дальнейшего потенциала для снижения ставки на данный момент не просматривается, скорее всего, ЦБ сохранит ставку в 11% надолго.
Вероятность повышения ключевой ставки, с нашей точки зрения, крайне низка, поскольку конец 2014 года преподнес всем хороший урок, монетарные власти разработали и эффективно имплементировали сразу же несколько успешных механизмов насыщения рынка и валютной, и рублевой ликвидностью, поэтому никаких шоковых сценариев мы не ожидаем. Изменение ставок ФРС США – это крайне ожидаемое событие, которое во многом уже заложено в котировках, поэтому вряд ли оно может радикально повлиять на ситуацию.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Регулятор на текущий момент видит в ситуации на валютном рынке более высокие риски для экономики, но, тем не менее, считает важным и дальше стимулировать реальный сектор. Годовая инфляция по-прежнему находится на высоком уровне (15,6% к 27 июля), падение ВВП продолжается, инвестиционная активность низкая. Если бы рубль был стабилен, снижение ставки было бы более существенным. Тем не менее, в условиях падения цен на сырьевых рынках и свободного плавания рубля данное решение ЦБ РФ негативно отразилось на валютном рынке России, где рубль сейчас тестирует пятимесячные минимумы. Полагаем, что в ближайшее время можно ожидать мер со стороны регулятора, которые будут направлены на снижение волатильности на валютном рынке. К примеру, можно было бы возобновить аукционы годового валютного РЕПО, которое стало хорошим действенным методом стабилизации. С точки зрения рисков, наиболее сложным месяцем для России может стать декабрь, на который приходится погашений почти на 25 млрд долларов, а также существенная доля выданного в конце прошлого года валютного РЕПО. Кстати, новый запуск этого инструмента помог бы банкам рефинансировать уже имеющиеся долги без давления на открытый рынок. Также, полагаем, что негативный эффект по инфляции из-за падения рубля может пересилить позитивный эффект от снижения стоимости кредитования для бизнеса.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Для экономики такой выбор в ее пользу (снижение ключевой ставки ЦБ) столь же символичен, как и само снижение ставки. Проще говоря, серьезного влияния на реальный сектор такое снижение не окажет – кредиты вряд ли существенно подешевеют. А вот на валютный рынок это могло повлиять. Это рынок не реальных предметов, а ожиданий, и здесь любой символ может иметь значение. Влияние оказалось незначительным лишь потому, что одновременно с понижением ставки ЦБ объявил о прекращении закупки валюты для резервов, что привело к временному (на один день) росту курса рубля.
Ключевая ставка Центробанка в сторону понижения будет меняться только в том случае, если рубль слишком укрепится, что понизит рентабельность сырьевого сектора, чего ЦБ не может допустить. Ключевая ставка у нас является инструментом регулирования валютного рынка (курса рубля к иностранным валютам), а не кредитного (цены денег для заемщика). Цена кредита это вторичный результат игры с курсом.
Изменение ставки Федеральной резервной системы США и пик выплат по внешним долгам, конечно, повлияет на курс рубля, в сторону его понижения. Но при наличии нефтедолларов, даже при падении цен на нефть, ЦБ обладает достаточными возможностями, чтобы держать стабильный курс рубля. Изменения курса определяется не внешними, а внутренними факторами; в первую очередь, интересами экспортеров. Поэтому курс может падать более или менее, но он не будет серьезно расти.
Если говорить о состоянии российской экономики, то спад потребления у нас существует, и главная его причина в исчерпании денежных ресурсов населения, в условиях, когда все проблемы экономики мы решали за счет этого самого населения. Дальнейшее понижения курса рубля при рублевых зарплатах еще более ослабит покупательную способность населения и тем самым ударит по экономике и ВВП. Произойдет ли это в августе или осенью после сезона отпусков (второе вероятнее), но произойдет обязательно. Будет ли это нижняя точка падения экономики или нет, покажет будущее.
Мы живем в парадоксальной экономике: рыночная по форме, она полностью ориентирована на экспорт, а поэтому не заботится о людях, от покупательной способности которых она теоретически должна зависеть. Но без внутреннего рынка экономика не может быть ни самостоятельной, ни устойчивой.
Написать комментарий
Какие жалобные стоны сменили совсем недавний одобрямс! Люди те же, и сколько же слёз! Не уверен, что падение рубля является следствием снижения ставки, скорее это реакция на позицию России в СБ ООН по трибуналу: России больше никто не верит, не только чужие, но и свои. Вполне вероятно, что падение - это очередной вброс теневых и коррупционных рублей, которые снова накопились за период достаточно медленного падения рубля. Будет ли продолжаться падение - вопрос не ко мне. Я не прогнозирую ничего. По простой причине: 50-55 рублей за доллар - это экономическое соответствие российской экономики по отношению к мировой. Остальное падение уже имеет не экономический, а либо конъюктурный характер, либо намеренное снижение курса рубля для того, чтобы перейти от "щедрого" крепкого рубля, к слабому рублю, по опыу СССР и Китая. Будем посмотреть... Что до инфляции - то за неё расплачивается народ, не власть. И власти совсем не страшно: меньше будут есть, меньше проблем будет у канализации. Да и Россия большая - места на кладбишах много. Понятно, когда жгут сыр - там есть калории, можно утилизировать тепло. Коньяк сам не горит, но в топке спирт сгорит. А слабенькое винишко? Кстати, то незаконное, что попадало в торговлю, всё-таки мешало разгону инфляции. Так кому всё это нужно? Как же трудно догадаться - конечно, госдепу!