Новая программа Минтранса поможет привлечь инвесторов к строительству транспортной инфраструктуры
24 апреля Минтранс представил правительству федеральную целевую программу развития транспорта на 2010-2015 гг. Подпрограмма развития экспорта транспортных услуг предусматривает капиталовложения в размере 691,5 млрд руб. (около $30 млрд). Государство рассчитывает, что 45% от этой суммы вложат частные инвесторы. Остальные расходы возьмут на себя федеральный бюджет, инвестфонд и регионы.
По расчетам Минтранса, эти инвестиции позволят удвоить бюджетные доходы от экспорта услуг с нынешних $11,8 млрд до $23,4 млрд в 2016 г. Программа предусматривает реализацию нескольких масштабных проектов, среди них: три порта, два аэропорта и одна автодорога
На создание Новороссийского транспортного узла в программе предусмотрено 128,8 млрд руб. В порту должны быть построены терминалы по перевалке мазута, контейнерный, лесной и зерновой терминалы, бункеровочные мощности, комплекс по перевалке сухих минудобрений, новый железнодорожный терминал, пути и грузовые парки.
Чуть меньше - 121 млрд руб. - потребует реализация второго портового проекта - Мурманского узла. Здесь возведут угольный, нефтяной и контейнерный терминалы, проложат железнодорожную ветку с 10 новыми станциями. Еще 105 млрд руб. предлагается потратить на порт Тамани. Построить здесь нужно угольные, контейнерные терминалы, автомобильный и железнодорожный паромный комплекс и подходы к нему. Общие мощности морских портов за пять лет должны вырасти в пять раз до 55 млн т в год, транзит грузов по России вырастет с 30,11 млн т в 2009 г. до 4267 млн т в 2015 г.
Программа предусматривает выделение средств на развитие московских аэропортов «Шереметьево» и «Внуково». В «Шереметьево-3» планируется вложить 67,6 млрд руб. Деньги пойдут на новую взлетно-посадочную полосу, аэровокзал и топливно-заправочный комплекс. Это позволит «Шереметьево» к 2020 г. перевозить 35,6 млн пассажиров и 400 000 т грузов. Инвестиции во «Внуково» составят 41,8 млрд руб. Здесь будут реконструированы взлетно-посадочные полосы, построены рулежные дорожки и объекты инфраструктуры. В результате «Внуково» сможет перевозить 17 млн пассажиров и 170 000 т грузов в год.
В рамках Программы 50 млрд руб.(21,5 млрд из них — бюджетные) будет выделено Москве и области для строительства ЦКАД — Центральной кольцевой автодороги.
Всего программа предусматривает 11-кратный рост транзитного пассажиропотока — с 0,2 млн до 2,5 млн пассажиров в год.
По мнению экспертов, проекты, заявленные в Программе - не самые интересные для инвесторов. Однако, как отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, создание инфраструктуры на бюджетные средства может сделать их более привлекательными.
Одним из инвесторов готова стать РЖД: по словам ее представителя, компания будет претендовать на бюджетные деньги, но в некоторые проекты готова вложить и собственные средства.
Частный сектор инвестиций в развитие Новороссийского узла (около 60 млрд руб.) готов полностью взять на себя основной стивидор новороссийского порта «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). По словам замдиректора НМТП Дмитрия Болотова, бюджетная часть пойдет на инфраструктуру. А уже на ней НМТП на свои и заемные средства будет строить терминалы.
Возможность инвестиций в проекты Программы готова рассматривать и транспортная компания Fesco. Однако, как отметил директор департамента корпоративных коммуникаций Станислав Вартанян, перед этим компания хотела бы убедиться в их экономической целесообразности.
Написать комментарий