«На море»: особенности национального отдыха
Совместный отпуск с любимой семьей и лучшими друзьями на чудесном тропическом острове и при этом среди всех благ цивилизации – что может быть лучше?! Именно о таком отдыхе рассказывает новый российский фильм «На море», вышедший на экраны в начале 2010 года.
1. Только солнце, только небо, и… Об отдыхе с друзьями снято множество фильмов и написано множество книг. Классика жанра – «Трое в лодке, не считая собаки». Несмотря на совместные усилия, трем друзьям все же удалось осуществить задуманное путешествие по Темзе – возможно, потому что с ними еще не было жен.
Герои фильма «На море» до пляжа добраться так и не смогли. По сюжету, две русские пары с детьми и парочка их друзей, еще не связанных узами брака, 15 января приезжают на Тенерифе — испанский остров из архипелага Канарских островов в Атлантическом океане, чтобы провести там 10 дней новогодних каникул. Однако и героев фильма, и его зрителей ждет бо-о-льшое разочарование: вместо лазурных пляжей, рыбалки и яхт – шоппинг, детские дебоши в пиццерии и барбекю в бассейне. Все это время море было совсем рядом – его ласковые волны и резвящиеся дельфины появляются-таки в завершающих кадрах.
Впрочем, море – это символ. Герои фильма думают, что именно его не хватило им для полного счастья. Однако немецкое семейство, живущее на соседней вилле и каждое утро дисциплинированно занимавшее свои шезлонги на пляже, тоже не выглядит особо счастливым. Может быть, просто дело в том, что все мы разучились отдыхать? Наши дни заполнены множеством обязательных дел, которые приносят не удовольствие, а гипотетическую пользу. И даже отдых превращается в некий ритуал, когда надо обязательно воспользоваться всеми доступными услугами – не удовольствия ради, а пользы для. Похоже, нам просто страшно остаться наедине с собой – без обязательных рамок и трафаретов. Поэтому мы их старательно воспроизводим – не только для себя, но и для ближних своих. «Трудно быть креативным продюсером, ни на минуту нельзя расслабиться», – признается одна из героинь фильма.
По-настоящему счастливыми в фильме выглядят только дети – когда мамаши вдруг на время оставляют их своими заботами. Тинейджеры уже ближе к взрослым – крепко держатся за привычные, хотя и надоевшие PSP.
2. Особенности национального отдыха. В принципе, действие фильма безо всякого ущерба для основного сюжета могло бы разворачиваться и в менее экзотических местах – на российском курорте или подмосковном озере. Однако тропический остров позволяет сделать акцент на двух важных вещах.
Во-первых, поездка туда – событие не рядовое, поэтому с ней связано гораздо больше и ожиданий, и опасений, и даже ответственности за бесцельно потраченные отпускные дни. Сравнительная уникальность заграничной поездки заставляет острее почувствовать профуканные возможности.
Во-вторых, заграничный антураж и наличие соседей-немцев подчеркивает особенности «национального отдыха». Что интересно – все герои фильма вполне интеллигентные люди, не братки какие-нибудь, не торговки с рынка. В совсем уж непотребном пьянстве можно упрекнуть только одного из них, легкомысленного и холостого писателя комиксов. Тем не менее, отдых у них выходит чисто русским – с петардами, горящими пальмами, разбитыми унитазами и прочими дорогостоящими излишествами. В России было бы все то же самое, только размах поменьше. Может, действительно, дело не в культуре, а в загадочной и разухабистой русской душе, которой так восхищается немецкий герой фильма? Впрочем, его восхищение – это, скорее, желаемое вместо действительного; слабо верится, что испорченный бассейн и сожженный антикварный стол совсем не огорчат благовоспитанного немца, пусть даже и уставшего от собственной дисциплинированности.
3. От роликов до фильмов. Режиссёр, сценарист и исполнитель одной из главных ролей фильма Ярослав Чеважевский начинал свой путь в кино как создатель рекламных роликов. Одним из самых известных его творений является серия роликов сока «Моя Семья». За время своего почти 20-летнего стажа в этой сфере (с 1991 г.), он многократно становился победителем и призёром различных рекламных фестивалей, в том числе Московского международного фестиваля рекламы и является академиком Российской академии рекламы.
Рекламная специализация весьма ярко проявилась и в созданном им полнометражном фильме. Чего здесь только не рекламируется – от лекарств и спиртного до памперсов и автомобилей. «Моей семье», конечно, уделено особое внимание.
Впрочем, фильм все же перешагнул масштабы ролика и вполне оправдывает авторское определение, которое дается ему в самом начале. «Это просто история, которая уже произошла или могла бы произойти, или скоро произойдет. А истории рассказываются вовсе не потому, что они правдивы, а потому что это хорошие истории».
Написать комментарий