Министерство чрезвычайной ситуации
На коллегии Минэкономразвития, которая состоялась 29 апреля по итогам 2012 года, премьер Дмитрий Медведев показал, на кого он опирается и чьи лоббистские усилия разделяет.
Стратегия министерства
В разное время Минэкономразвития искало точки приложения своих усилий. Оно продвигало строительство Особых экономических зон, на которые тратились миллиарды из бюджета при очевидном недостатке частных инвестиций. Затем в интересах малых и средних предпринимателей министерство предлагало заменить НДС налогом с продаж (НсП). Последней инициативой МЭР стали объемные инвестиции в инфраструктуру. Министерство не устает убеждать парламент, премьер-министра и президента в необходимости обойти бюджетное правило и «распечатать» Фонд национального благосостояния (ФНБ).
В частности, МЭР выпустило пессимистичный прогноз по росту российской экономики, понизив прирост ВВП по итогам 2013 года с 3,6 процентов до 2,4. Глава ведомства первым всерьез произнес слово «рецессия». Чтобы избежать снижения темпов экономического роста и улучшить российскую экономику, по мнению Белоусова, нужно вкладывать средства в инфраструктурные проекты. Но действующее законодательство мешает получить на них финансирование.
Необязательный закон
«Бюджетное правило», принятое в 2012 году, основывается на том, что в ближайшие десять лет цена на нефть будет на уровне 90 долларов США. Доходы свыше этой суммы должны «отсекаться» и направляться в Резервный фонд и ФНБ. Накопленный резерв послужит «подушкой безопасности», когда цены на нефть упадут ниже 90 долларов и правительство будет вынуждено компенсировать дефицит бюджета за счет фондов. Еще на стадии разработки проекта МЭР критиковало прогнозы Минфина за «понижающуюся траекторию» в расчетах.
Также представители министерства настаивали на том, что докризисная модель стабилизационного фонда сегодня неактуальна. Он был основан с целью компенсировать твердый курс рубля и совершать дополнительную эмиссию в ответ на поступления сверхдоходов от экспорта нефти и газа. Таким образом, он сдерживал инфляцию, но при плавающем курсе рубля и ценах на баррель нефти выше 90 долларов эта функция оказывается ненужной. Однако было понятно, что «бюджетное правило» будет препятствовать инициативам МЭР, в том числе и по вложению резервных средств в инфраструктуру.
Инфраструктура без делового климата
В Минэкономразвития не раз отмечали, что резервы можно проесть и ничего не построить. Министр финансов Антон Силуанов, последовательно проводящий политику, заданную Алексеем Кудриным, парировал: «Создание делового климата сложнее в сто раз, нежели заявить: "Давайте бюджетное правило разрушим, сделаем всего 5 процентов (Силуанов имеет в виду 5-процентный рост российской экономики, о необходимости которого говорил замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Клепач – «КС») и нефтегазовые деньги потратим"». По его словам, инвестиционные проекты требуют напряжения, но если можно взять деньги из бюджета, никто не будет стараться.
Глава МЭР Андрей Белоусов также не остался в долгу. Недавно в своей критике действий Минфинаон говорил о естественном отмирании «бюджетного правила» при снижении цены на нефть ниже 90 долларов. Это может случиться уже к 2016-2017 году, но войдя в силу в 2013-м, «бюджетное правило»поставило препоны для продуктивной работы Минэкономразвития. Тем не менее, намек на «люфт» в законодательстве и возможность дальнейшего лоббирования проектов МЭР сделал сам Владимир Путин. В послании Федеральному собранию президент сказал, что в 2013 году 100 млрд рублей из ФНБ могут быть вложены в ценные бумаги инфраструктурных проектов. Эксперты отнеслись к данному заявлению с опаской.
Коллеги премьер-министра
На коллегии МЭР Дмитрий Медведев обещал выделить из ФНБ средства на финансирование инфраструктурных проектов. Единственное условие – формальное соблюдение «бюджетного правила». Фактически премьер призвал технически решить обход закона и пообещал помочь в выделении средств из фонда. Без нарушения «бюджетного правила» Белоусов собирается тратить резервные средства на инфраструктуру через ВЭБ. Правда, в этом случае МЭР хочет получить низкие процентные ставки – 2-4 процента годовых, сравнивая их со ставками, по которым Банк России размещает золотовалютный резерв за рубежом. Но в Бюджетном кодексе, по словам Белоусова, есть и другие возможности уйти от «бюджетного правила».
В 2013 году при таких темпах из ФНБ на инфраструктуру может быть выделено 150-200 млрд рублей. В последующем МЭР рассчитывает ежегодно получать 200-400 млрд на свои проекты, которые будут стимулировать экономику. Но если средства будут размещены в ВЭБ, то их задержка может составить полгода из-за длительной процедуры рассмотрения. Тем не менее, в МЭР считают, что есть неотложные проекты, которые ждут финансирования уже в этом году. К ним относится строительство дорог в Москве и Подмосковье, а также подготовка к Чемпионату мира по футболку 2018 года, реконструкция БАМа и Транссиба. Министерству хочется ускорить процесс и не встретить при этом сопротивления Минфина.
ВВП и задачи
Решив самую сложную задачу – практический отказ от «бюджетного правила» – и получив личную поддержку Медведева, Минэкономразвития сразу же нашло возможности для повышения ВВП до 7,5 процентов в год. По словам Белоусова, ускорить экономический рост помогут инвестиции. Для этого МЭР будет отвечать за инвестиционный имидж России за рубежом, займется снижением процентных ставок и улучшит предпринимательский климат. Это позволит министерству использовать валовые национальные сбережения, которые составляют почти 30 процентов от ВВП. Проблема в том, что в основной капитал вкладывается только 20 процентов из них, а остальные выводятся в зарубежные страны.
Кроме этого, росту экономики поможет экспорт. Белоусов отмечает важность увеличения экспорта не сырьевых продуктов. К примеру, машиностроения. Но для этого нужна государственная поддержка. Минэкономразвития в поисках своего применения как раз может заняться ее осуществлением. И, наконец, министерство хочет вывести 18 миллионов человек из теневой экономики. По расчетам МЭР, это повысит долю малого бизнеса в ВВП с 19 процентов до 40-50. Все это необходимо делать для решения ключевых задач, которые стоят перед российской властью. Это социальные проблемы, модернизация вооруженных сил, реформы в области здравоохранения, образования и жилищного сектора, развития транспортной и энергетической инфраструктуры. По словам Белоусова, при сегодняшних темпах роста экономики закрыть эти проблемы получится только через семь-восемь лет.
Оценка со стороны
Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин успел прокомментировать свежие предложения Минэкономразвития по строительству инфраструктуры. «Я вас уверяю, что это будут самые плохие проекты, потому что их будут шлепать и лепить быстро, потому что кажется, что сейчас нужно начать много проектов, а они не готовы, над ними не работали, – сказал он в эфире радиостанции "Серебряный дождь". – Во-вторых, эти деньги не участвуют в соревновании между всеми расходами бюджета, тем самым отбираются те, которые были накануне подготовки последнего бюджета отброшены, потому что на них не хватило денег».
Экономист подчеркнул, что на Западе подобный инструмент считают непростым. При таком сценарии возможен кратковременный рост экономики, который закончится инфляцией и оттоком капитала. В любом случае, меры бюджетного стимулирования в этом году принимать поздно, считает Кудрин. Они требуют времени, поэтому быстро повлиять на ситуацию уже не получится. «Я не думаю, что в этом году мы попадаем в рецессию, хотя симптомы беспокоящие, – говорит Кудрин. – Меры бюджетного стимулирования – они будут нужны, когда наш ВВП начнет проваливаться ниже 1 процента или 2-х». Он также напомнил о том, что нужно сначала решать структурные и системные проблемы: упрощать режим администрирования, снимать барьеры и стремиться к большей экономической свободе. В Минэкономразвития этим собираются заняться позже.
Написать комментарий