Контрафактная продукция и преступные группировки
Мировой рынок контрафактных товаров держится не на мелких уличных торговцах подделками, а на крупных криминальных организациях. Не останавливаясь ни перед чем в погоне за прибылью, они представляют большую угрозу для производителей оригинальной продукции. В чем именно состоит эта угроза?
Оборот контрафактной продукции многими отождествляется с мелкими уличными торговцами, пытающимися заработать пару «безобидных» евро, предлагая прохожим пиратские DVD-диски или поддельные солнцезащитные очки с логотипами известных марок. При этом упускается из виду, что такая деятельность – всего лишь вершина айсберга. За этими торговцами нередко стоят крупные преступные организации, готовые на все ради получения прибыли. Они наносят огромный ущерб производителям и дистрибьюторам оригинальной продукции и могут использовать доходы от реализации подделок для финансирования незаконных видов деятельности, например, оборота наркотиков, контрабанды оружия и даже терроризма.
1. Высокие прибыли – низкий риск
Как и в случае с другими видами криминальной деятельности, преступниками, занимающимися производством и сбытом контрафактной продукции, движет исключительно жажда наживы. Для них не имеет значения тот факт, что подобная незаконная деятельность наносит ущерб всему обществу: как рабочим, труд которых они эксплуатируют, так и потребителям, а также компаниям, которых вводят в заблуждение. По имеющимся оценкам, к 2015 г. потери мировой экономики от оборота контрафактной продукции могут удвоиться по сравнению с 2011 г. и достигнуть уровня в 1,7 триллиона долларов. Результаты опроса менеджеров по закупкам, выполненного компанией StrategyOne по заказу программы HP, показывают, что почти половина респондентов закупала контрафактные продукты для офиса; лидерство в этом рейтинге осталось за украинскими (66%) и российскими (60%) компаниями.
Подход занимающихся контрафакцией организаций к определению соотношения риска и доходности предельно прост. Для некоторых видов поддельной продукции коэффициент прибыльности достигает 500%. Запуск производства контрафактной продукции требует минимальных затрат, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не проводятся, а маркетинговые затраты, по сути, берет на себя подделываемый бренд. Использование дешевой рабочей силы, лишенной всяких прав, льгот и пособий, позволяет наладить выпуск больших объемов небольших по размеру и высокорентабельных товаров, например, DVD-дисков, телефонов и расходных материалов для печати, которыми забивают доверху грузовые контейнеры. Так контрафактные товары попадают на мировой рынок.
При этом дельцы теневого рынка знают, что преследование производителей и дистрибьюторов подделок не входит в число приоритетов правоохранительных органов, сконцентрированных на других, считающихся более опасными, видах преступности. Ресурсов, выделяемых властями на борьбу с оборотом контрафактной продукции, недостаточно. В то же время, в некоторых азиатских странах, например, в Китае, действуют законы по защите интеллектуальной собственности, и власти предпринимают все больше усилий для борьбы с контрафактной продукцией.
Главари преступных группировок хорошо защищены и, как правило, остаются в тени. Проведение обысков и арестов в розничных точках не наносит им практически никакого ущерба. Такие операции позволяют лишь на небольшое время очистить район или рынок от нелегальных торговцев и контрафактной продукции. Буквально через несколько часов те же продавцы возвращаются за прилавки или их заменяют сотни других «сотрудников», которые становятся частью этого криминального бизнеса.
2. Азиатский след
Значительная часть находящейся сейчас в обороте контрафактной продукции производится в Азии и, в первую очередь, в Китае. В 2009 г. около двух третей товаров, изъятых в Европе за нарушение интеллектуальной собственности, были импортированы именно из Китая, крупнейшей в мире промышленной страны. В том же году Управление торгового представительства США обнародовало отчет, в котором утверждалось, что «производство пиратской и контрафактной продукции остается в Китае на недопустимо высоком уровне», а также, что «многие произведенные в Китае подделки несут риск для здоровья и безопасности потребителей в США и во всем мире».
Согласно этому отчету, «китайская организованная преступность занимает доминирующее положение на мировом рынке по производству и сбыту контрафактной продукции. Китайские преступники постоянно совершенствуют производство, способы транспортировки и реализации всех видов подделок…»
В последнее время на рынке контрафактной продукции развивается тенденция к вертикальной интеграции всех звеньев этого бизнеса – от производства подделок до их розничной реализации. В случае с расходными материалами для печати, специалисты, работающие в рамках Программы HP по борьбе с контрафактной продукцией, обратили внимание на тот факт, что в некоторых странах азиатские организации играют все большую роль в сбыте контрафактной продукции конечному потребителю.
Близость к конечному потребителю позволяет таким преступным организациям лучше контролировать оборот товаров, их ассортимент и количество. Такая стратегия также позволяет избавиться от посредников и, таким образом, снизить издержки. Однако когда дело доходит до розницы, в отношении контрафактной продукции действуют те же проверенные правила, что и в случае с законной торговлей: большинство потребителей предпочитает иметь дело с местными торговцами, пользующимися их доверием (при этом потребитель может не знать, что приобретает подделку).
3. Издержки
Производители и дистрибьюторы контрафактной продукции понимают, что определенный процент их товаров будет конфискован, а некоторые «сотрудники» арестованы. Для них это такие же неизбежные траты, как логистические издержки и плохие погодные условия для обычных компаний. Но это не значит, что правоохранительные органы не встречают сопротивления со стороны преступников, скорее, наоборот. Например, во время операций по конфискации контрафактных расходных материалов для печати нередко обнаруживались целые склады высококачественного огнестрельного оружия, предназначенного для защиты незаконных товаров. Но доходы криминальных организаций настолько велики, что конфискация продукции и аресты не наносят им ощутимого вреда.
Тем не менее, в будущем убытки занимающихся контрафактной продукцией организаций будут постоянно расти, поскольку на национальном и международном уровнях предпринимается все больше усилий для пресечения оборота подделок. С ростом влияния развивающихся стран на мировую экономику на повестке дня оказалась выработка единых стандартов по защите интеллектуальной собственности. Введение по всему миру новых правил международной торговли нанесет серьезный удар по контрафактному рынку.
4. Ответный удар
Ассоциация «Бизнес в борьбе с контрафакцией и пиратством» (BASCAP) и другие международные организации объединяют усилия крупнейших мировых компаний в борьбе с контрафактной продукцией, проводя просветительские кампании для потребителей и корпоративных заказчиков об опасности и неразумности использования таких товаров. BASCAP активно сотрудничает с правоохранительными органами на международном и национальном уровне в целях выявления и пресечения оборота контрафактной продукции и ареста ее производителей.
Зная на своем опыте о вреде подделок, компания HP принимает активное участие в деятельности BASCAP. HP стремится защитить от контрафактной продукции своих клиентов и партнеров, а также инвестиции в исследования в области печати и цифровой обработки изображений.
В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) объем рынка расходных материалов для печати оценивается почти в 30 миллиардов евро.
За последнее время HP удалось провести при поддержке правоохранительных органов серию успешных операций по пресечению оборота низкокачественной контрафактной продукции. Например, в марте 2011 г. власти Объединенных Арабских Эмиратов конфисковали 770000 единиц поддельных расходных материалов для принтеров – крупнейшую в истории страны партию контрафактной продукции. В этом же году власти Кении задержали в крупнейшем порту страны Момбаса поставку из Китая – более 140000 единиц поддельных расходных материалов для принтеров. Никогда раньше в этой стране не удавалось конфисковать такую большую партию контрафактной продукции с логотипом «HP». За последние четыре года в странах Европы, Ближнего Востока и Азии при содействии HP было изъято более 9 миллионов поддельных картриджей и комплектующих к ним. Компания HP намерена усилить давление на поставщиков контрафактной продукции, потому что они представляют реальную угрозу для международной торговли.
Написать комментарий