Десять инвестиционных заповедей
Как привлечь инвесторов? Какие административные и финансовые механизмы необходимо активизировать для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в регионах РФ? Об этом 25 августа 2010 г. на заседании Экспертного совета по региональной инвестиционной политике Минрегионразвития РФ рассказали президент «Деловой России» Евгений Юрьев и вице-президент Александр Галушка.
Одна из главных задач, которую в ближайшее время должно решить правительство России - улучшение инвестиционного климата регионов страны. Это положение, конечно, не касается всех областей поголовно. Есть исключения, которые, как известно, только подтверждают правила. Например, Калужская, Ульяновская область - это те регионы, в которых активно идет процесс привлечения капитала, формируются производственные кластеры, к якорным инвесторам подтягивается второй эшелон предпринимателей - субъектов малого и среднего бизнеса. Но это только эпизоды. В целом же картина не вызывает оптимизма. Россия остается страной с догоняющей экономикой. О том, что ситуацию необходимо изменять сказано и написано немало. Методологический аспект известен всем. Однако по пальцам можно сосчитать тех, кто предлагает конкретную методику достижения поставленных целей. Среди них Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».
25 августа на заседании Экспертного совета по региональной инвестиционной политике Минрегионразвития РФ президент «Деловой России» Евгений Юрьев и вице-президент Организации Александр Галушка представили свою Модельную программу по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ.
Прежде всего, они обратили внимание на административную политику регионов, которая в большинстве случаях не является релевантной поставленным задачам. Для того, чтобы изменить ситуацию, представители «Деловой России» предложили:
Во-первых, создать постоянно действующий Совет по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, возглавляемый Губернатором региона.
Во-вторых, обеспечить оперативную связь инвесторов со всеми ключевыми фигурами края, включая Губернатора. Наличие номеров мобильных телефонов руководителей позволит предпринимателям оперативно решать все возникающие вопросы, считают исследователи. Кроме того, подобная «доступность» существенно снизит влияние коррупционного фактора на скорость реализации инвестиционных проектов.
В-третьих, организовать в регионе агентство по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, основной задачей которого будет являться повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта РФ.
В-четвертых, принять инвестиционную декларацию и регламент по работе с инвесторами, обеспечивающий реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционных проектов.
В-пятых, регулярно проводить аудит административных процедур и функций органов государственной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения.
В-шестых, разработать и принять Закон субъекта Российской Федерации «О государственных услугах», обеспечивающий формирование системы стандартов предоставления государственных услуг.
В-седьмых, создать общественный совет при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.
В-восьмых, разработать и принять Закон субъекта РФ, устанавливающий гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.
В-девятых, создать специализированный многоязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Данный портал должен обеспечить наглядное представление инвестиционных возможностей региона, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, а также потенциальных направлений развития.
В-десятых, сделать регулярным и обязательным ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в субъекте Российской Федерации», содержащего не только анализ деятельности субъекта, но презентацию основных трендов развития края.
Помимо вышеизложенных административных мер, субъектам РФ необходимо обратить внимание на создание подготовленных инфраструктурных площадок, а также технопарков и бизнес инкубаторов. Инвесторы, по мнению Александра Галушко, не должны решать вопросы, связанные с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также созданием энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Наличие «готового» земельного участка - половина успешно реализованного инвестиционного проекта.
Кроме того, значительную роль в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата играют финансовые механизмы привлечения и поддержки инвестиций, а также налоговое стимулирование инвестиционных процессов. Значимым является и кадровый вопрос - сегодня в России очень мало людей, хорошо разбирающихся в инвестиционных процессах и способных реализовать масштабные проекты. Кадры необходимо готовить преимущественно за границей, считают представители «Деловой России», не боясь, что они не вернуться на родину. Как правило, люди возвращаются, обладая иными компетенциями и способностью решать более глобальные задачи.
Применение этих методов, по мнению Александра Галушко, может существенно повлиять на улучшение инвестиционного климата субъектов РФ. Методика, основанная на обобщении успешного опыта региональных администраций, призвана помочь «отстающим» субъектам изменить ситуацию и выстроить свою независимую кластерную политику.
25 августа на заседании Экспертного совета по региональной инвестиционной политике Минрегионразвития РФ президент «Деловой России» Евгений Юрьев и вице-президент Организации Александр Галушка представили свою Модельную программу по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ.
Прежде всего, они обратили внимание на административную политику регионов, которая в большинстве случаях не является релевантной поставленным задачам. Для того, чтобы изменить ситуацию, представители «Деловой России» предложили:
Во-первых, создать постоянно действующий Совет по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, возглавляемый Губернатором региона.
Во-вторых, обеспечить оперативную связь инвесторов со всеми ключевыми фигурами края, включая Губернатора. Наличие номеров мобильных телефонов руководителей позволит предпринимателям оперативно решать все возникающие вопросы, считают исследователи. Кроме того, подобная «доступность» существенно снизит влияние коррупционного фактора на скорость реализации инвестиционных проектов.
В-третьих, организовать в регионе агентство по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, основной задачей которого будет являться повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта РФ.
В-четвертых, принять инвестиционную декларацию и регламент по работе с инвесторами, обеспечивающий реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционных проектов.
В-пятых, регулярно проводить аудит административных процедур и функций органов государственной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения.
В-шестых, разработать и принять Закон субъекта Российской Федерации «О государственных услугах», обеспечивающий формирование системы стандартов предоставления государственных услуг.
В-седьмых, создать общественный совет при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.
В-восьмых, разработать и принять Закон субъекта РФ, устанавливающий гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.
В-девятых, создать специализированный многоязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Данный портал должен обеспечить наглядное представление инвестиционных возможностей региона, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, а также потенциальных направлений развития.
В-десятых, сделать регулярным и обязательным ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в субъекте Российской Федерации», содержащего не только анализ деятельности субъекта, но презентацию основных трендов развития края.
Помимо вышеизложенных административных мер, субъектам РФ необходимо обратить внимание на создание подготовленных инфраструктурных площадок, а также технопарков и бизнес инкубаторов. Инвесторы, по мнению Александра Галушко, не должны решать вопросы, связанные с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также созданием энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Наличие «готового» земельного участка - половина успешно реализованного инвестиционного проекта.
Кроме того, значительную роль в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата играют финансовые механизмы привлечения и поддержки инвестиций, а также налоговое стимулирование инвестиционных процессов. Значимым является и кадровый вопрос - сегодня в России очень мало людей, хорошо разбирающихся в инвестиционных процессах и способных реализовать масштабные проекты. Кадры необходимо готовить преимущественно за границей, считают представители «Деловой России», не боясь, что они не вернуться на родину. Как правило, люди возвращаются, обладая иными компетенциями и способностью решать более глобальные задачи.
Применение этих методов, по мнению Александра Галушко, может существенно повлиять на улучшение инвестиционного климата субъектов РФ. Методика, основанная на обобщении успешного опыта региональных администраций, призвана помочь «отстающим» субъектам изменить ситуацию и выстроить свою независимую кластерную политику.
Написать комментарий
Вчера была телепередача - Двадцать лет спустя. Итоги. Один из участников сказал, что мы бы не докатились до всего этого, если бы президент был честен и болел за народ. Нечестность порождает коррупцию, объектом которой являются прежде всего инвестиции. Все эти мероприятия плодят чиновников и только. Власть прогнила настолько, что она уже плохо соображает, что делает или думает, что все вокруг ничего не понимают, что они просто грабят и "пилят" те же инвестиции.