Глобализация и погода губительны для авиации
Погодные катаклизмы в рождественские и новогодние праздники вызвали очередной коллапс авиасообщения. Причем эти проблемы затронули аэропорты самых разных стран и континентов. В эпоху глобализации национальные особенности постепенно уступают место некоему общемировому стандарту. И изменения эти, увы, не всегда к лучшему.
Погодные катаклизмы в рождественские и новогодние праздники вызвали очередной коллапс авиасообщения. Причем эти проблемы затронули аэропорты самых разных стран и континентов. В эпоху глобализации мир стал гораздо мобильнее. Людей, охваченных "охотой к перемене мест", с каждым годом становится больше. Национальные особенности постепенно уступают место некоему общемировому стандарту – и изменения эти, увы, не всегда к лучшему.
1. Рождественский авиаколлапс. В декабре 2010 г. снегопады и непривычные морозы парализовали не только наземное, но и воздушное транспортное сообщение в Европе. С перебоями работали крупные аэропорты Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании, несколько дней не работал лондонский аэропорт Хитроу. Причиной тому стала не только нелетная погода, но и нехватка снегоуборочной техники и антиобледенителя. Были отменены или отложены тысячи авиарейсов, десятки тысяч пассажиров в праздничные дни застряли в аэропортах. Многие из них вынуждены были ночевать прямо на полу перед стойками регистрации или в терминалах. Многим бедолагам пришлось провести по многу часов в самолетах, застывших на взлетной полосе, в полном неведении относительно того, когда, наконец, завершится их путешествие. Более 200 человек поневоле отметили Рождество в холле парижского аэропорта Руасси Шарля де Голля. При этом накануне из него пришлось эвакуировать около двух тысяч человек в связи с опасным скоплением снега на крыше здания.
Правда, по сообщениям прессы, многие пассажиры были заранее предупреждены о вероятной отмене полетов. Тем же, кто "застрял в пути", сотрудники аэропортов раздавали одеяла и воду. В парижском аэропорту их к тому же бесплатно угощали кофе и бутербродами, а к концу декабря даже установили для них раскладные кровати в холлах терминалов. Тем не менее, далеко не всегда администрация аэропортов и авиакомпании своевременно обеспечивали всех задержанных пассажиров едой и ночлегом. Владельцы близлежащих к аэропортам гостиниц не преминули воспользоваться моментом и в разы взвинтили цены. Так, в Великобритании в отелях группы “Холидей Инн” цены за номер взлетели с 83 фунтов до 233! Однако больше всего измученные пассажиры жаловались на недостаток информации о вылетах.
Столь же апокалиптично сложилась обстановка и на американском континенте. В Канаде были отменены сотни авиарейсов в Торонто, Монреале, Оттаве и других крупных городах. Более 7 тысяч авиарейсов были отменены в США. Чрезвычайное положение было объявлено в шести американских штатах. Правда, для некоторых из них – в частности, для штатов Джорджия и Южная Каролина – оправданием может служить то, что снег на Рождество здесь выпал впервые за 100 лет.
2. Предновогодние страсти в российских аэропортах. Погодные катаклизмы не обошли стороной и Россию. Ледяной дождь, выпавший в Москве и Подмосковье в последние выходные декабря 2010 г., привел к многочисленным авариям на объектах энергетики и транспорта, создав настоящий хаос в международных аэропортах Шереметьево и Домодедово, откуда не смогли вылететь сотни рейсов. По данным Ассоциации туроператоров России, заложниками стихии и неорганизованности стали более 20 тысяч человек.
При этом менеджмент и персонал аэропортов оказался не в силах хоть как-то упорядочить ситуацию. Так, Домодедово из-за аварии на ЛЭП больше полутора суток оставался обесточен, однако аэропорт при этом не был закрыт, туда продолжали прибывать пассажиры. И в Домодедово, и в Шереметьево в залах не хватало мест, все терминалы были переполнены, люди вынуждены были коротать по нескольку суток прямо на полу. Пассажиры Шереметьево рассказали РИА Новости, что им пришлось платить за возврат своего багажа, сданного при регистрации.
Обеспечить пассажиров питанием и ночлегом, которые полагаются в случае продолжительной задержки рейса, авиакомпании при таком количестве отложенных рейсов также оказались не в силах. В Шереметьево поначалу выдавали ваучеры на питание на сумму 500 рублей, за которыми, конечно, возникла страшная давка. Между тем цена на продукты и воду в аэропортовских кафе и киосках во время коллапса немедленно "взлетела": за бутерброд запрашивали до 500 рублей. Обеспечить всем нуждающимся места в гостинице представители авиакомпаний, несмотря на обещания, также не смогли. Поэтому те, кто мог, сами поселились около аэропорта – за 20 тысяч рублей. По словам одной из пассажирок, полная неразбериха творилась и с возвратом денег за билеты: сначала авиакомпании выдавали наличные, которые быстро кончились, затем стали переводить деньги на счета пассажиров, но и это быстро прекратилось.
Однако хуже всего оказалось отсутствие какой-либо информации. Объявления по громкой связи противоречили данным на табло, в основном же добиться каких-либо сведений просто не удавалось. Данные сайта отличались от реальной ситуации; дозвонившимся до аэропортов и авиакомпаний выдавали заведомо ложную информацию. Авиакомпании не давали вообще никаких сведений по рейсам: когда они будут и будут ли вообще. Поэтому люди не решались сдать билет или покинуть аэропорт на какое-то время, чтобы потом вернуться к своему рейсу и вынуждены были сутками томиться в терминалах.
Озлобленные многодневной неопределенностью пассажиры выместили свои чувства, поколотив нескольких сотрудников авиакомпаний, причем, по сообщению СМИ, среди пострадавших были и женщины. По словам очевидцев, в аэропортах царил полный хаос, сотрудников было в разы меньше, чем в обычное время, охраны нигде не было видно, ограждения убраны, толпы людей пытались штурмовать стойки, передавали через головы пассажиров тяжелые чемоданы. Сотрудники авиакомпаний и аэропорта сняли свои бейджики – видимо, из соображений личной безопасности, чтобы ни на кого персонально нельзя было пожаловаться.
3. Вовремя вернуться с новогодних каникул удалось не всем. Погода не благоприятствовала авиапутешестиям и в первые дни нового года. На юго-востоке США из-за морозов и снегопадов были отменены свыше двух тысяч рейсов, крупнейший аэропорт мира – в Атланте – несколько дней фактически не функционировал. В районе горнолыжных курортов Швейцарии и Франции из-за сильных снегопадов было задержано несколько десятков рейсов в Россию – так что более 2 тысяч россиян опоздали к началу первой рабочей недели нового года. С перебоями работал лондонский Хитроу. С опозданием на полсуток отправлялись самолеты в Москву из Катара. В этой азиатской стране вместо затрудняющего авиасообщение снега было просто наплевательское отношение к пассажирам: сотрудники катарской авиакомпании долго отказывались с ними общаться и не предоставляли никакой информации о рейсе. Исправить ситуацию помогло лишь вмешательство российского консульства. Впрочем, ранее в московском Шереметьево происходило почти то же самое: пассажиры смогли вылететь в Стамбул только после того, как турецкие граждане, третий день томившиеся в зале ожидания, связались с посольством, и АК "Турецкие авиалинии" прислала 2 самолета, готовых забрать пассажиров. При этом "Аэрофлот" поначалу настаивал, чтобы турецкая компания забрала только своих сограждан, оставив россиян на произвол российских перевозчиков.
4. Транспортный коллапс – одно из следствий глобализации. Стоит отметить, что транспортный коллапс становится уже традиционным спутником Рождества для Европы – равно как и не по-европейски обильные снегопады и суровые морозы. Однако с каждым годом транспортные и погодные катаклизмы в рождественские каникулы вызывают все больший общественный резонанс. Остается только гадать, что тому причиной: ударная работа СМИ или несвойственная европейцам беспечность.
Несмотря на то, что на Европу уже несколько лет подряд зимой обрушиваются "неожиданные" морозы и снегопады, владельцы аэропортов продолжают экономить на снегоуборочной технике и противоледных реагентах. Это касается, например, испанской компании Ferrovial, владеющей лондонским Хитроу и несколькими другими британскими аэропортами. На подготовку Хитроу к зиме испанцы израсходовали в этом году всего 500 тысяч фунтов, в то время как один только второй по величине лондонский аэропорт Гэтвик закупил техники и химикатов на 8 миллионов. Не случайно, что во время снегопадов этот аэропорт так ни разу и не закрылся.
Возможно, в условиях глобализации, когда одной компании принадлежат аэропорты в самых разных странах, ее владельцы и управляющие просто не в силах уследить за быстро меняющимся климатом. А, может быть, находясь вдали от своих предприятий, они гораздо меньше чувствуют ответственность за них и потому лишь с большим опозданием реагируют на происходящие там катаклизмы. Об этом, похоже, свидетельствует декабрьский коллапс в Домодедово. Этот аэропорт контролируется через некую кипрскую компанию – группу East Line. В свою очередь, East Line принадлежит фирме FML, которая зарегистрирована на британском острове Мэн. Кому именно принадлежит Домодедово, выяснить довольно непросто, поэтому и оказывать какое-то влияние на деятельность аэропорта тоже довольно сложно. Пока ответственность за декабрьский катаклизм понес директор Домодедово, пониженный в наказание до заместителя исполнительного директора аэропорта.
Глобализация увеличивает масштабы производства, так что потребители, для которых собственно это производство и предназначено, отходят на второй план – меняется система ценностей. При этом от каждого конкретного работника и менеджера зависит все большее количество потребителей – их благополучие, здоровье, а иногда и жизнь. Халатность каждого отдельного человека обходится все дороже. Между тем, мораль в эпоху глобализации тоже все более коммерциализируется, и крупные менеджеры зачастую гораздо меньше осознают собственную ответственность, чем рядовые работники. Это тоже объяснимо – ведь именно рядовому персоналу аэропортов и авиакомпаний пришлось выдерживать натиск отчаявшихся пассажиров и улаживать ситуацию, в которой повинны не столько снег и мороз, сколько равнодушие и надежда на "авось". Если ситуацию в Домодедово еще хоть как-то можно списать на растерянность менеджеров, не сообразивших закрыть обесточенный аэропорт, то в Шереметьево налицо безответственность сотрудников "Аэрофлота". По словам гендиректора Шереметьево Михаила Василенко, сотрудники "Аэрофлота" больше пеклись об имидже компании и личных бонусах, забыв о пассажирах. Средний менеджмент компании попытался скрыть, что противообледенительная жидкость для самолетов закончилась ночью с 25 на 26 декабря. Рейсы самолетов и в эти, и в последующие дни не отменили, хотя достоверной информации о поставках жидкости не поступало.
Конечно, теперь власти, например, Британии и России, пытаются предпринять какие-то меры по предупреждению подобных ситуаций. В Англии компании, не выполняющие условия по обслуживанию пассажиров и не подготовившиеся к неблагоприятной погоде, будут теперь сурово штрафовать и лишать лицензий. В России пока идут прокурорские проверки и поиск виновных. Однако возмещение морального и материального ущерба каждому конкретному пассажиру кажется пока делом весьма сомнительным. Как заявляют юристы, сумма компенсации может составить примерно от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, при этом "железных гарантий выиграть дело нет". Компании могут заявить, что отменили рейсы, заботясь о жизни и здоровье пассажиров, желая уменьшить риск, вызванный неблагоприятными погодными условиями.
Написать комментарий