Российское правительство обнародовало антикризисный план. На что пойдут 2,3 трлн рублей?
Сегодня российское правительство представило антикризисный план, который должен помочь стабилизировать российскую экономику. План включает четыре раздела и состоит из 60 пунктов. Почему уже в самое ближайшее время документ придется пересматривать?
План, призванный стабилизировать ситуацию в российской экономике, сбалансировать рынок труда и помочь в достижении прогнозного уровня инфляции, а также макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе, был принят и опубликован на сайте правительства. Однако он не претендует на окончательность и завершенность: часть заложенных в нем идей еще предстоит обсудить, а о возможностях финансирования будет известно не раньше, чем к концу первого квартала.
1. В ходе работы план поменял название. В первоначальном варианте он был озаглавлен «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Теперь же он называется «План первоочередных мероприятий по обеспечению развития, устойчивости и стабильности», пишет «Коммерсант». Правительство прописало в нем основные шаги для преодоления кризиса, но большая часть из них требует дальнейшей проработки и согласований на уровне ведомств и с Госдумой. Несмотря на то, что план неофициально называют «антикризисным», в нем не объясняется природа кризиса и стоящие перед российской экономикой проблемы. Он больше похож на попытку урезать расходы государственного бюджета в свете ожидаемого падения доходов, перераспределить часть средств и снизить негативный эффект от высокой ключевой ставки Центробанка, которая перекрывает кредитование экономики. Однако план не позволит избежать рецессии и может превратиться в «раздачу денег» по образцу 2008-2009 годов, то есть станет компенсаторным для ряда отраслей.
2. Изменились сроки реализации плана. Вместо одного года (план должен был действовать весь 2015 год) меры правительства рассчитаны пока только до апреля, то есть будут действовать в течение первого квартала этого года, а те, что не требуют доработки, но распространяются до конца 2015-го, ожидают уточнений в вопросе финансирования и механизмах реализации. Тем не менее, вопрос не только в финансировании, но и в ответственности, которую правительство хочет разделить с парламентом. Из-за этого выполнение антикризисного плана пока под вопросом.
3. Финансирование плана не определено, более того, допускается, что оно может вырасти. Минфин должен до 29 января утвердить объемы бюджетного финансирования, но только на первый квартал. 26 января на совещании у Владимира Путина чиновники правительства предлагали вариант антикризисной программы стоимостью 2,375 трлн руб. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов оценивал план в 1,375 трлн руб., не включая в него программу докапитализации системообразующих банков на 1 трлн руб. через Агентство страхования вкладов.
Решение рассчитать финансирование антикризисного плана на один квартал связано с тем, что правительство пока не может определиться с источниками финансирования. Видимо, оно будет реализовывать план поквартально. Однако денежные вливания в отдельные секторы экономики при этом ограничены годовым «потолком».
4. Где правительство возьмет деньги. Источников финансирования у антикризисного плана несколько: бюджетные средства, резервный фонд, фонд национального благосостояния и средства, перераспределенные за счет сокращения госпрограмм. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, расходы федерального бюджета на программу в 2015 году не превысят объем антикризисного фонда правительства, в котором находится 170 млрд руб. (на начало года было 193 млрд руб.). До этого рассматривалась сумма в 300 млрд руб.
Также правительство намерено сократить расходы бюджета на 10% (около 900 млрд руб.). Госпрограммы могут быть урезаны на четверть, а общая сумма высвобожденных средств составит до 2 трнл руб. Без сокращения госпрограмм во втором квартале реализовать антикризисные меры не представляется возможным, так как предусмотренного для этого резерва правительства хватит не более чем на первые три месяца. При этом, если бюджет 2015 года недополучит средства, то они будут компенсированы из резервного фонда, откуда до 2017 года Минфину разрешается взять до 500 млрд руб. Хотя размер этой суммы может быть увеличен, говорил Силуанов. Урезать расходы бюджета правительство продолжит и в 2016 году (на 5%), таким образом, к 2017 году правительство рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет. Однако не будут сокращаться расходы на оборону, сельское хозяйство и на выполнение международных обязательств.
В то же время в правительстве шла дискуссия об использовании средств Фонда национального благосостояния. Если в 2014 году 40% его объема было решено вложить в инфраструктурные проекты, то для привлечения финансирования из него для реализации плана правительство согласилось сделать ФНБ антикризисным и отказаться от инвестиций в инфраструктуру. При самом дорогостоящем варианте плана предполагается взять из ФНБ 550 млрд руб. Из них 250 млрд руб. пойдут системным банкам сверх уже выделенного 1 трлн руб., а 300 млрд – Внешэкономбанку.
5. Кому поможет правительство в первую очередь. Первыми в списке на поддержку стоят банки, представляющие системное значение – это список из 30 банков, на которых приходится 90% всего банковского сектора страны и чей уровень достаточности капитала выше 25 млрд руб. Для них правительство планирует выделить 1 трлн руб. через облигации федерального займа. Предполагается, что они должны будут наращивать кредитный портфель не менее чем на 1% в месяц (12% в год) и выдавать доступные кредиты реальному сектору по ставке не более 10%, в том числе, для запуска программы импортозамещения. Но как убедить банки кредитовать в убыток себе и менять условия по уже заключенным контрактам в связи с изменением ключевой ставки ЦБ, чиновники не понимают. Средства, которые банки получат через Агентство страхования вкладов, могут не достичь цели.
Новация в том, что планом предусматривается создание «банка плохих долгов», который будет выкупать проблемные активы кредитных организаций и предприятий. В Минэкономразвития не берутся оценивать, сколько такой банк может стоить, но считают, что это поможет оздоровить банковский сектор и предотвратит банкротство крупных компаний. Однако даже источники финансирования такого банка пока не называются, не говоря уже о принципах работы.
В отношении поддержки населения правительство предлагает помощь ипотечным заемщикам, в частности, допускает реструктуризацию долгов за счет ипотечного страхования. Кроме этого, планируется стимулировать спрос в рамках программы «Жилье для российской семьи», а также стимулирование кредитования строительства жилья эконом-класса. Несмотря на то, что все это прописано в плане, источников финансирования у этих пунктов пока нет.
Отдельную поддержку получит сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, которые в силу сезонности не могут долго ждать. Правительство потратит на эти цели 50 млрд руб. в 2015 году и около 2 млрд руб. направит на субсидирование закупок сельскохозяйственной техники отечественного производства. Правительство надеется поддержать темпы кредитования агропромышленного комплекса после того, как Центробанк поднял ключевую ставку рефинансирвоания до 17%.
Ввиду ожидаемого роста безработицы на поддержку рынка труда будет направлено 52,2 млрд руб. Правительство намерено потратить эти средства на организацию общественных работ и переподготовку кадров. Еще 30 млрд руб. власти зарезервируют в федеральном бюджете на пособия по безработице в регионах. Кроме этого, на индексацию страховых пенсий с 1 февраля 2015 года пойдет 188 млрд руб. Это так называемая помощь незащищенным от инфляции слоям населения.
6. Какую поддержку получит частный бизнес. Правительство предусмотрело в плане увеличение критериев для признания бизнеса субъектом малого или среднего предпринимательства, что позволит средним предприятиям переходить в статус малых, а малым – в статус микропредприятий. Тогда предприниматели смогу пользоваться льготами, предусмотренными для каждого типа бизнеса в отдельности.
В свою очередь, регионы получили право снижать налог на доходы с 6% до 1% для предприятий, пользующихся упрощенной схемой налогообложения, то есть мелкого бизнеса. В случае обязательного снижения налогов региональные бюджеты недополучили бы 230 млрд руб., но издержки бизнеса сократились бы более чем на 1 трлн руб. Однако такое предложение Минэкономразвития, фигурировавшее в рабочей версии антикризисного плана, из окончательного варианта выпало.
Также министерство предлагало сократить внеплановые проверки предприятий на 30% по сравнению с уровнем 2014 года, а кроме этого сократить перечень оснований для их проведения и запретить внеплановым образом проверять объекты, которые не относятся к высокому риску. Но в план все это не вошло. Нет в нем и отсрочки до 2017 года выполнения требований МВД и ФСБ по повышению безопасности на транспорте. В Минэкономразвития оценивали нагрузку на бизнес от введения этих требований в 1,16 трлн руб. Не прописана в плане и обсуждавшаяся отсрочка на один год экологического сбора за утилизацию отходов. Наконец, не удалось перенести на 2017 год и введение торгового сбора в Москве и других больших городах.
7. Как правительство обеспечит макроэкономическую стабильность и приемлемый уровень инфляции. «Постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования», – говорится в тексте антикризисного плана. Однако макроэкономический прогноз правительства еще не обновлен и будет подготовлен не раньше марта. Более того, на осуществление плана требуется определить источники финансирования, а они требуют принятия поправок к бюджету.
Судя по первому пакету антикризисных мер, главная задача правительства не изменить структуру экономики, а обеспечить социальную стабильность в краткосрочном периоде и выйти на бездифицитный бюджет в 2017 году при прогнозной цене на нефть в 70 долларов за баррель, о чем заявил Силуанов. Какие-либо цели и задачи по структурным улучшениям в плане не прописаны, не предусматриваются в нем и меры по стимулированию экономического роста. Своим планом правительство тушит пожар и, смотря в будущее, снова надеется на нефть. В настоящем же при таком «бухгалтерском» подходе рассчитывать приходится только на секвестр бюджета и резервы.
Написать комментарий
Российский кризис, который стесняются назвать кризисом, чтобы не обидеть автора - рукотворный. Рузвельту достался кула более сильный кризис, который не стеснялитсь назвать Великой депрессией. Можно сравнивать... Россия не предпринимает ничего для реформирования своей экономическрой системы, т.е. всё основано на надежде, что пронесёт. Хотя кризис - самое лучшее время для коренных реформ. Даже Горбачёв воспользовался кризисом СССР не только для демократизации, но и для попытки вернуться к принципам НЭПа и к рынку. Действительно, именно поведение во время кризиса позволяет оценить правителя - "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Для США Великая депрессия оказалась благом: страна похоронила классический "марксовский" капитализм и перешла к следующей формации современной рыночной экономики - к смешанной экономике. Всё, в чём США смогли опередить все другие страны мира в период 1940-1955 годов - обязано именно этому. США в 1942 году достигли рекордного роста ВВП - 18% годовых. Именно преимущество США перед капиталистической Германией обеспечило им успех во Второй мировой войне и реальное господство в мире. Рузвельт не боялся крупных реформ, он не занимался мелочёвкой. Удивительно, но он преодолел даже жесточайшее сопротивление Конгресса, но добился большинства из того, что намечал. Он "право имел"! Успешная налоговая реформа, заставившая супербогатеев платить до 90% дохода - вот источник государственных денет. Характерно, что есди в начале депрессии богачи выбрасывались из небоскрёбов при разорении, то при Рузвельте те из них, кто оказался поумнее, просто платили налоги. Социальная реформа - первая в мире реформа такого значения. Установленный при Рузвельте часовой обязательный минимум оплаты к 1940 году был доведён до 40 центов у час, что соответствует нынешним 5-6 долларов в час ( в России ныне - ниже одного долара в час). Этот минимум уничтожил эксплуатацию труда, ввёл рыночные отношения в сферу труда, заставил предпринимателей искать пути повышения производительности из-за дороговизны труда. Были введены социальные пособия. Снижена безработица. Государственные работы позволили создать сеть дорог, которые превратили США в великую автодорожную державу. Взвешенная государственная политика способствовала созданию мощнейшей государственной промышленной базы, так пригодившейся США в годы войны. Государство смогло справиться с монополизмом частных капиталистов. Ну и Манхеттенский проект - свидетельство верной экономической и научной политики Рузвельта. Квинэссенцией может считаться выдвинутая Рзвельтом "Новая экономическая программа прав" - ныне она в той или иной степени реализована во многих странах. То, что в ней содержится, России не только не снилось, но и вспринимается российским политиками как бред коммунизма. Казалось бы - за 75 лет можно было бы не только понять и изучить, но и подготовить программы более успешного развития. Но Росссии это не касается: ничего из опыта США 40-х, в России не воспринято. Более того, в России постарались затоптать всё, в том числе, и успех множества кейнсианских идей. Можно обсуждать, верным ли был для США последующий отход от кейнсианства, но США к этому времени взяли от Кейнса всё необходимое, и могли искать лучшее. Россия же ныне находится в экономической формации, в лучшем случае, середины 19-го века, вдобавок, до неузнаваемости извращённой политической диктатурой, коррупцией, монополизмом, сращиванием криминального бизнса с государством (такого в мире ещё не было никогда). России ещё предстоит (если предстоит ) долгий путь в современность. Поэтому то, что делал (и весьма спорно) Обама в последнем кризисе, помогая банкам и крупному бизнесу, для России не годится. Последний кризис показал, что Россия предельно неустойчива при кризисе в сравнении с другими странами; все экономические фонды, подготовленные для спасения страны при кризисе, идут не народу страны, а разворовываются промышленниками, близкими к власти. Такое не случайность, и даже не сдедствие того, что в России плохая политическая элита и власть. Такое можно назвать Стрелой Аримана - ситуация, когда страна попала в ловушку: все меры, какими бы они не казались правильными, ведут стану только к ухудшению ситуации. Выйти из Стрелы Аримана очень сложно: нужно кардинально менять ситему - экономическую, политическую, морально-нравственнуюю. В Истории не одна из революций не справлялась в ситуации Стрелы Аримана, страны просто исчезали, делая самые чудовищные ошибки и преступления. То, что в России стесняются назвать антикризисной программой - мелочёвка, за которой последует ещё более жестокий кризис, возможно, и с политическим последствиями. Российская власть-мышь, не может породить даже песчинку. Ей нужно одно: продержаться на срок правления одного человека. Нужно ли это народу, тысячеления считавшемуся великим?