Болезнь первого лица. Хочет ли Путин переизбираться?
Когда президент Владимир Путин заболевает, кандидат в президенты Владимир Путин отказывается от ведения предвыборной кампании. Простуженный президент продолжает работать, а кандидат манкирует своими обязанностями. Это беспокоит «всю королевскую рать» – заинтересовать выборами основного кандидата так и не удалось. Почему?
Все за одного
В январе на фоне новости о том, что президент США Дональд Трамп прошел медосмотр, пресс-секретарь Владимира Путина заверил журналистов, что глава России «даст фору» многим по состоянию здоровья, но публично ничего доказывать не будет – нет обязывающего закона. Однако уже в феврале Дмитрию Пескову пришлось заверять общественность, что Путин всего лишь простудился и, несмотря на недомогание, продолжает работать. Вот только график президентской кампании поехал – половину мероприятий отменили, другую перенесли на неопределенный срок.
Есть заболевания физиологические, есть – психосоматические, а есть такие, которые следует принимать на веру. За месяц до выборов, предположительно последних в затянувшейся политической карьере действующего президента, первое лицо решает по-тихому сойти со сцены и укрыться в своем кремлевском кабинете, попивая чай с малиной. При этом Путин, действительно, не прекращает работать: договаривается с элитами – от ставленника Алексея Миллера во главе «Газпрома» до миллиардера Олега Дерипаски, приближенного к семье бывшего президента Бориса Ельцина. Расписание встреч с сильными и влиятельными господами становится плотнее, а количество публичных мероприятий с участием президента – все меньше и меньше.
Президент старательно доносит до собственной элиты мысль, что в ближайшие два-три года новых лиц на ключевых позициях в государстве не появится. Медведева – и того он, скорее всего, сохранит в премьерском кресле. По крайней мере, пока он отверг предложение о молодом и энергичном главе правительства, который взбодрит экономику давно назревшими и опостылевшими реформами. Предсказуемо в этом плане закончился предвыборный проект «Лидеры России», изначально призванный показать гипотетическую возможность смены элиты на профессионалов-технократов. Однако продемонстрировал он совершенно другое: путь во власть победителям конкурса без протекции сверху заказан. Как минимум до 2020 года никакой кардинальной смены элиты не предвидится – и это ее успокаивает.
Между тем, дефицита в управленцах у Путина нет, а то, чем можно управлять, давно распределено по надежным рукам и карманам. Отличной иллюстрацией служит его предвыборная кампания: ее делают слишком много людей – от администрации президента до избирательного штаба, доверенных лиц и людей на добровольных началах. Управленцы, которые не умеют создавать, но очень хотят чем-нибудь поруководить, буквально роятся вокруг президента. Но управлять президент им не дает – он избегает избирательной кампании в традиционном смысле. Даже агитационные ролики за кандидата Путина обойдутся без него. А ведь еще недавно предполагалось, что президент в рамках дебатов может впервые подискутировать с оппонентами – Павлом Грудининым и Владимиром Жириновским.
Не справляется многочисленная команда менеджеров и с ключевыми показателями, которые президент поставил им в качестве плана – 70% явки и 70% голосов «за». По независимым оценкам, в крупных городах и областных центрах рейтинг президента ниже 50%. Число «ядерного электората» Путина по-прежнему не превышает 20 млн избирателей. Для уверенной победы этого категорически недостаточно. Тем более, Грудинин не запланировано стал притягивать протестные голоса и набирать популярность. Брать нужную высоту придется силами госкорпораций, сотрудников которых обяжут сделать правильный выбор – благо в стране госкапитализм и больше 60% экономики сосредоточены в руках государства. В остальном придется «сушить» явку.
Но если отвлечься от цифр и посмотреть на плакат ЦИК, на котором Путин изображен в компании Собчак, Грудинина, Жириновского и Явлинского, то на месте первого лица можно и призадуматься – разве таким он видел последние выборы в своей карьере? Испытывать недовольство есть от чего. Вот и любимого диктора Екатерину Андрееву оставили без «Времени», якобы из-за новой инновационной студии. Впрочем, о публичной кампании Путина она рассказала бы не много – ее ему как будто навязали и он свел ее к минимуму, заперся у себя и сказался больным.
Исчезающая натура
Тем не менее, основная проблема не в желании или нежелании Путина играть по правилам своих политтехнологов и консультантов. Основная проблема в том, что никакой внятной программы у него нет, как нет у его окружения приемлемых идей по содержанию следующего срока, кроме как делить власть и благосостояние России между собой.
Особенность ситуации привела к тому, что программным выступлением кандидата и президента Путина будет послание Федеральному собранию, а главной интригой – когда же оно все-таки состоится. В нарушение закона его сначала перенесли с декабря 2017 года на начало февраля, а по последней информации, оно состоится 1 марта. До этого Путин щедро раздавал обещания учесть в нем интересы тех, с кем встречался – научного сообщества и бизнеса. И хотя послание должно быть, как и идеология Путина, «объединяющим» и «примиряющим» всех со всеми, многочисленные спичрайтеры никак не могут склеить окончательный текст из-за внутренних конфликтов.
В силу неразрешимых противоречий и царящей неопределенности мы наблюдаем уже использовавшийся Путиным ход – самоустранение. В 2014 году Путин устранился из внутренней политики и деятельно занялся внешней. Из этого ничего хорошего, как показывает новейшая история, не вышло – сплошные санкции и путы на теле России за нарушение международного законодательства и дестабилизацию соседнего государства. Затем в 2016 году Путин перестал играть роль арбитра для ближайшего окружения – разборки и междоусобицы стали занимать треть новостного фона, а президент апеллировал к «самому гуманному» российскому суду – пусть он разбирается, кто в своих чрезмерных аппетитах прав, а кто должен поделиться с «Роснефтью».
Логично, что в 2017-2018 годах Путин уходит и из публичной политики, вернее того, что от нее осталось – заранее спланированных выборов с прогнозируемым результатом, который за несколько месяцев до дня голосования начинает отрабатывать ВЦИОМ своими «опросами» общественного мнения. По большому счету, интерес к ним у Путина так и не возник: не привлек его спарринг-партнер Навальный, который бы помог сделать из выборов шоу, не нужна оказалась ему молодежь, к которой теперь не пускают агитировать других кандидатов, и расписанное политтехнологами «будущее» тоже не впечатлило.
Так почему бы отсутствующему президенту вдруг неожиданно не «заболеть»? Чаще всего прогуливают нелюбимые уроки, а по излюбленной истории Российской Империи и Советского Союза президент экзамен уже сдал. И история его с критиками рассудит.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Виктория, как же вы плохо думаете о России, если считаете, что среди 140 млн. не найдется ни одного достойного человека, кроме Путина, крышующего своих друзей-бандитов.
Был бы достойный и жили бы достойно! С 1990г. топчемся на месте работая на воров и жуликов. А кто эту систему создал? ВВП!!! Зато другие страны выросли в несколько раз, а некоторые на порядок ))))
загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
Люди адекватные понимают, что нет другого достойного кандидата на должность президента России... Заболел Путин? Соберётся с силами и выздоровеет! Жаль, что в его окружении нет достойных людей, на которых он мог бы опереться, мог бы доверять, таких, кто бы так же вкалывал, как он...