Арест губернатора. Как Никита Белых попал в «подставу» с «черной кассой»
Губернатора Кировской области Никиту Белых задержали в московском ресторане 24 июня. Он взял деньги в пакете – 150 тыс. евро и ему предъявили обвинения в получении взятки. Сам он отрицает, что когда-либо брал взятку и собирается отстаивать свою невиновность в суде. О чем говорит третий за полтора года арест руководителя региона?
За последние полтора года аресты губернаторов в России резко участились. Телевизионные камеры вместе с правоохранителями проникают в дома, кабинеты и на встречи высокопоставленных чиновников. В объектив попадают говорящие сами за себя детали: миллиард рублей наличными у главы Сахалина Александра Хорошавина, часы за миллион долларов у главы Коми Вячеслава Гайзера и, как в последнем случае, пачки евро и светящиеся в ультрафиолете руки губернатора Кировской области Никиты Белых.
Эффект от устроенного представления моментальный – для стороннего наблюдателя виновность обвиняемого доказана, поскольку она обладает таким качеством, как наглядность. За длящимися месяцы и годы судебными разбирательствами потом никто, как правило, не следит. Однако поднимаемые в ходе процесса вопросы куда более существенны, нежели косвенные или прямые улики и доказательства, потому что позволяют говорить о системных проблемах.
Операция «нечистые руки»
Что известно об истории ареста Белых? Источник «Коммерсанта» утверждает, что за две недели до задержания поступил тревожный сигнал: сотрудников полпредства президента в Приволжском федеральном округе попросили искать кандидатуру на замену. Тогда поползли слухи – «с Белых случится что-то нехорошее». Кировского харизматика могли разрабатывать довольно долго, вероятно, на протяжении двух лет. С лета 2015 года в лефортовском СИЗО, куда совсем скоро отправится кировский губернатор, содержится Альберт Ларицкий, купивший в 2008 году Нововятский лыжный комбинат (НЛК) и провернувший с ним сомнительную схему: при поддержке Белых он добился государственного финансирования на модернизацию производства, но кредиты и субсидии выводил в швейцарский офшор. В 2013 году, до крупного разбирательства вокруг НЛК, Ларицкий продал свой пакет акций комбината гражданину Германии Юрию Зюйдхамеру и вышел из совета директоров.
Следователям Ларицкий рассказал о том, как передавал Белых деньги и указал, по всей видимости, на Зюйдхамера, который теперь занимался тем же самым. По версии Следственного комитета России, и Ларицкий, и Зюйдхамер, статус которого в деле до конца не определен, платили за покровительство со стороны руководства области. Но на допросе Белых якобы назвал деньги «спонсорской помощью», что впоследствии его адвокат не подтвердил, поскольку заявление было непубличным. По словам официального представителя СК Владимира Маркина, это была «банальная взятка», но дело заведено только по статье 290 УК – получение взятки. Однако за дачу взятки (статья 291) – никак не меньшее преступление – дело возбуждать не стали, что, скорее всего, объясняется сотрудничеством Зюйдхамера со следственными органами.
В ресторан торгового центра Lotte Plaza 24 июня он принес третью и последнюю часть взятки на общую сумму 400 тыс. евро. Первые 200 тыс. Белых якобы получил в 2014 году от Ларицкого, который официально уже не никак не относился к НЛК, затем были переданы 50 тыс. – когда и кем, источники не уточняют. Оставшиеся 150 тыс. евро Зюйдхамер положил в пакет и за столом отдал его кировскому губернатору. Белых даже не заглянул в пакет, тем более, не пересчитывал купюры, но спецраствором были обмазаны ручки. При этом в разговоре, который состоялся между предпринимателем и губернатором, второй сказал, что деньги пойдут на восстановление храмов, и берет он их лично, чтобы не разворовали. Действительно, по словам главы Кирова Владимира Быкова, Белых недавно собирал бизнесменов и обсуждал с ними «инвестиционные проекты» – восстановление Спасского собора, реставрацию исторической части города, фасадов и установки новых памятников.
На этом факты заканчиваются и начинаются версии.
Подстава для черной кассы
Сам Белых заявил: «Это подстава». Но первое и главное, чему удивлялась общественность, почему губернатор не воспользовался благотворительным фондом, слепым трастом или офшором, чтобы перевести деньги, зачем он лично рисковал и принял сумму буквально из рук в руки? Можно предположить, что рутинная практика для всех без исключения губернаторов в деле Белых намеренно подана силовиками в качестве серьезного правонарушения, которым она, безусловно, является, но на системном уровне. Спонсорская помощь на «нужды города» – не самое удачное объяснение предназначения средств, которые делают власть – властью.
Вполне вероятно, что Белых пополнял свою «черную кассу» – смазку системы, ресурс и источник власти, теневой бюджет, который собирается в виде своеобразной дани с предпринимателей, покупающих лояльность «наверху». По необходимости в кассе аккумулируются средства и на избирательную кампанию, поскольку губернаторам обычно поручается быть их кураторами и добиться нужных результатов. И не зря перед осенними выборами в Госдуму в Кировской области обнаружились инвестиционные проекты, суть которых – реставрация памятников. Более того, из своей, внебюджетной, кассы выплачиваются зарплаты в конвертах чиновникам, оплачивается лояльность СМИ, решаются вопросы, для которых официального бюджета недостаточно.
Арест Белых, предположительно, во время сборов «черной кассы», которые, будучи обыденным опытом глав регионов, коррупцией как бы ни считаются, – явно обеспокоил губернаторов. Как теперь быть всем остальным? Если с начала 2000-х федеральный центр требовал лояльности и за лояльность на многое закрывал глаза, то на нынешнем этапе, когда экономический кризис ограничивает ресурсы и размеры пирога, который делят люди у кормушки, одной преданности властной вертикали недостаточно. Все отчетливее проявляется деление на «своих» и «чужих». Кто есть кто – каждый губернатор и так знает или догадывается. Никита Белых должен был понимать, что он ни к кому не примыкает, а значит, является легкой добычей для силовиков.
Реванш силовиков
Нетрудно заметить глубинные изменения политического режима – все больше губернаторов, не говоря уже о предпринимателях, перестают быть «избранными» и неприкасаемыми, утрачивают иммунитет и попадают в жернова системы, где основную роль начинают играть силовики. И эта роль тем значительнее, чем меньше публичной борьбы за власть (а ее и не осталось): все решается кулуарно и с помощью давления, в том числе с привлечение правоохранительных органов. Последние, действуя в рамках сюжета «борьба с коррупцией», получают карт-бланш и возможности произвести громкие посадки для выслуги.
Важный вопрос относительно ареста Белых – была ли это инициатива Кремля или Следственного комитета? Согласно информации о длившейся долгое время разработке и подкопу под кировского губернатора, можно предположить, что на Белых собиралась папка, и она постепенно распухала. Затем Путину поступил запрос, а он, ознакомившись с оперативными данными, его одобрил, ведь ему представили неопровержимые доказательства вины. Трудно ли далась отмашка? Скорее всего, это тоже рутинное и скучное дело, однако случай показательный, беспроигрышный, в том смысле, что граждане будут только рады еще одной посадке коррупционера и взяточника, тем более перед выборами в Госдуму.
На деле же автономная работа силовиков показывает, что полного контроля у президента над ними нет, он лишь модерирует и корректирует их деятельность. Поэтому СК и делает из арестов высокопоставленных руководителей долгоиграющий сериал. При этом губернаторский пост при активном поиске жертвы правоохранительными органами становится «расстрельной должностью». Но с точки зрения Кремля это технический пост – властная вертикаль выстроена, и работает так, что любое новое лицо будет лояльным федеральному центру.
С Белых рисков и вовсе никаких не было – он продукт медведевской «оттепели», когда Кремль заигрывал с «креативным классом», либералами и приводил их за руку во власть. Поэтому казус Белых легко объяснить через то, что он либерал, а значит, «пятая колонна». Следовательно, его арест не нанесет ущерба стабильности, но дискредитирует оппонентов и критиков режима. Он «ничей» губернатор, пережиток политической либерализации Медведева. И силовики его с легкостью отстраняют от должности. Но очевидно, они на этом не остановятся – в кризис всегда количество неприкасаемых резко сокращается. Следующее дело уже в работе и кто-то дает показания.
Написать комментарий
Да ну, ребята, в статье просто свои пытались обелить Белых. Чего стоит история разграбления федеральных бюджетов приснопамятной любовницей Белых Марией Гайдар через тендеры на приобретение томографов и другого медицинского оборудования?! У Белых было много других эпизодов, большую часть которых нам не расскажут...
Белых,брал и раньше,государственные деньги. А С.Е.Лузянина хотели уничтожить,до того как поймают Белых. Сами подумайте!!!!!!!
ОН ЗНАЛ КУДА ЛЕЗ! ЧИНОВНИКИ БЕЗ СИСТЕМЫ ТРУПЫ. СИСТЕМА РАБОТАЕТ НА СЕБЯ, О НАС, ГОРЕМЫКАХ, ВСПОМИНАЕТ НА ВЫБОРАХ, ДА И ТО ПОСКОЛЬКУ-ПОСТОЛЬКУ... ЧЬЯ СИСТЕМА ХУЖЕ. НАША ИЛИ ЗАПАДНАЯ - НЕ ПОНЯТЬ! ПРИ ЕЛЬЦЫНЕ ЖИЛОСЬ ЛУЧШЕ НО УНИЗИТЕЛЬНО, Т. К. О СТРАНУ ВЫТИРАЛИ НОГИ. СЕЙЧАС НАОБОРОТ. ХОРОШО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ ЧИНОВНИКАМ. ВЫВОД: ОПЛАТА ДОЛЖНА БЫТЬ.
Хотел как лучше, а получилось.......
МОЛОДЕЦ!!!!