Александр Ростов: заслуженный принц
Имя Александра Ростова знакомо в Ставрополе даже тем, кто далек от театральной жизни, а ставропольский театрал сходу назовет минимум десять спектаклей с его участием. Заслуженный артист России Александр Ростов нашел в Ставропольском академическом театре драмы имени Лермонтова свой профессиональный дом и площадку для демонстрации яркого, масштабного и разностороннего таланта.
Он родился в маленьком городке Вичуга Ивановской области. Сын мастера и продавщицы, формально Саша был далек от сцены. Но был в его детстве элемент романтики – а, возможно, и знак судьбы: мама рассказывала Саше, как во время войны в их доме жили эвакуированные московские артисты. Часто по вечерам звучали сценки, стихи и юморески, и маленький Саша впитал их из маминых уст как завораживающее эхо иной жизни – творческой, яркой, блистательной. С детства он стал двигаться к своей мечте: в школе играл в драмкружке, в 1975 году сразу после школы с первой попытки поступил в Горьковское театральное училище, несмотря на свой окающий ивановский говор. Учился легко и с удовольствием, у педагога мхатовской школы Валерия Семеновича Соколоверова. Вместе они выпустили «Жестокие игры» А. Арбузова, «Женитьбу» Н. Гоголя, водевиль «Девушка гусар» Ф. Кони».
Когда Александр закончил училище, на него претендовали несколько театров. Он предпочел Ивановский, но этот театр не устроил яркого, искреннего, думающего молодого актера. Он ушел в Костромской драматический театр, где работал режиссер Виктор Симакин, делавший ставку на молодежь. В первом же сезоне Александр Ростов стал лауреатом конкурса молодых артистов. Кострома дала широчайший простор для реализации энергии и творческих амбиций: молодой Ростов играл по 30 спектаклей в месяц, одновременно занимался со студенческим театральным коллективом, был в театре секретарем комсомольской организации, работал диктором на костромском радио. Ложился в полночь, вставал в пять утра, чтобы в шесть уже проснувшимся голосом сказать: «Доброе утро, Кострома!» Работа на радио принесла дивиденды: безукоризненную дикцию.
Шесть сезонов Александр Ростов играл на костромской сцене. Но настала перестройка, и ветер перемен занес артиста в южные края: в 1987 году директор Костромского театра Евгений Луганский переехал на работу в Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю.Лермонтова и позвал за собой перспективного Ростова.
Это был большой шаг: не просто новый театр – новые веяния, немыслимая до того свобода: ставили спектакль «Диктатура совести» по пьесе Михаила Шатрова, на сцене шел суд над социализмом! Играли сплошные звезды: народные артисты Борис Никитич Данильченко, Виктор Григорьевич Фоменко, заслуженный артист Владимир Мнацаканович Аллахвердов, молодые тогда Михаил Михайлов, Михаил Новаков, Борис Щербаков. Молодой Ростов понял, что здесь он может состояться, и не ошибся: пошли роли одна удачнее другой. Настоящим подарком стала роль Шарикова в «Собачьем сердце» московского режиссера Бориса Соловьева. Затем последовала череда ролей, о которых мечтают большинство актеров: Карл IX в «Королеве Марго», князь Звездич в «Маскараде», Шервинский в «Белой гвардии», Меншиков в «Шуте Балакиреве».
Александр Ростов считает свою актерскую судьбу без преувеличения счастливой. Яркий представитель русского психологического театра, он побывал во всех мужских актерских амплуа – играл благородных отцов и характерных злодеев, очаровательных неврастеников и добрых фанатиков, любовников всех рангов и мракобесов. И принцев, принцев он сыграл столько, что впору бы дать звание «заслуженный принц России»! Кстати, в 1995 он и получил Заслуженного – не принца, конечно – артиста Российской Федерации.
В спектакле «Одноклассники» по пьесе Ю. Полякова Александр Ростов воплотил один из самых сложных образов – православного священника. Прежде чем приступить к репетициям, актер отправился за советом и благословением к своему духовному наставнику - протоиерею Владимиру Сафонову. Отец Владимир благословил творческий процесс, и его духовный сын многое узнал, осмыслил и прочувствовал при подготовке к роли, чтобы у неоднозначного персонажа не появился свой характер, правдивый и человечный образ.
Актеру везло не только на роли, но и на режиссеров: Виктор Симакин, Борис Соловьев, Алексей Малышев, Валентин Бирюков, Наталья Зубкова, Юрий Еремин, - далеко не полный список мастеров режиссуры, с которыми удалось поработать.
Александр Ростов по-прежнему остается одним из наиболее востребованных актеров Ставропольского академического театра драмы. Причем, буквально: нередко зрители, обращаясь за билетами в кассу, непременно хотят попасть на спектакли, в которых играет Ростов. Их в репертуаре театра достаточно: «Герой нашего времени», «Мужчины по выходным», «Лайф-Лайф», «Необыкновенные приключения в отеле Мирандолины», «Визит дамы», «Ромео и Джульетта», «Клинический случай», «Casting/Кастинг», «Без вины виноватые», «Одолжите тенора», «Фуршет после премьеры»
Кто-то скажет: этому человеку везет. Но сам Александр Ростов уверен, что без колоссального вложения усилий он бы не состоялся, и благодарен отцу за удивительную работоспособность, доставшуюся по наследству: «Я не очень верю в удачу. Везет тому, кто сам везет».
Написать комментарий