Федеральная контрактная система против 94-ФЗ
В пресс-центре РИА Новости состоялась презентация проекта федерального закона "О федеральной контрактной системе". Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина представила новый законопроект и объяснила, чем он отличается от действующего в области госзакупок и госзаказа 94-ФЗ. Какие же антикоррупционные меры он узаконит?
Концепция федеральной контрактной системы, которая должна прийти на смену 94-ФЗ - закону, ставшему объектом споров из-за его неудобного применения и антикоррупционной неэффективности, впервые была презентована Минэкономразвития еще в сентябре 2009 года. На сегодняшний день концепция полностью воплотилась в законопроекте "О федеральной контрактной системе", состоящем из 98 статей. Законопроект предоставят правительству на рассмотрение, и уже в ноябре текущего года по нему ожидается решение.
"Этот законопроект должен служить основой для регулирования всей сферы госзакупок, - говорит Набиуллина. - Он предполагает регулирование всего цикла - от прогнозирования, до планирования, размещения, управления и содержательный контроль". В новом законопроекте увеличивается ответственность заказчика, и каждый этап реализации госзакупки предполагает контроль и аудит. "Для того чтобы результаты были достигнуты, на наш взгляд, заказчик должен стать лицом, которое принимает решения и отвечает за них", - считает министр экономического развития.
Но федеральная контрактная система требует и эффективной организационной системы управления. "Будет развиваться система, повышаться квалификация и на практике заработает механизм ответственности государственного заказчика", - уверена Набиуллина. Поэтому в министерстве считают нужным "дать право правительству определить, какие функции власть будет выполнять", к тому же "под регулирование попадают те сферы, которые до этого практически не регулировались".
"Госзакупки - это осуществление государственных нужд через контракты по поставке товаров и услуг", - дает определение Набиуллина. "Эффективность госзакупок это не только знаменатель - сколько денег потратили, но и числитель - какое качество госнужд мы за эти деньги получили". Поэтому федеральная контрактная система нацелена решить ключевые проблемы действующего законодательства. Снизить возрастающее количество несостоявшихся конкурсных процедур, преодолеть забюрократизированность размещения заказа, выработать особые условия заказа в области науки и культуры, уменьшить вероятность необоснованной покупки товара, работы или услуги, создать реальные условия для добросовестной конкуренции и повысить ответственность заказчика за результат.
"Мы на каждой стадии вводим четко процедурно прописанные правила прозрачности, - говорит Набиуллина. - Заказчик обязан отразить каждую стадию в единой информационной системе и обосновать свои шаги. Мы считаем необходимым поэтапную централизацию госзакупок на уровне муниципалитетов и субъектов федерации".
На вопрос о предыдущем законе о госказупках, принятом в 2004 году, и причинах его отклонения Набиуллина сказала, что "в случае с 94 законом назрела необходимость радикальных изменений. Делало его наше министерство. 94 закон сыграл положительную роль, но, тем не менее, реализация 94 закона показала, что коррупционная практика в последнее время возрастает". Что же касается нового закона: "будем надеяться, что через 5-6 лет его не придется так менять".
"Этот законопроект должен служить основой для регулирования всей сферы госзакупок, - говорит Набиуллина. - Он предполагает регулирование всего цикла - от прогнозирования, до планирования, размещения, управления и содержательный контроль". В новом законопроекте увеличивается ответственность заказчика, и каждый этап реализации госзакупки предполагает контроль и аудит. "Для того чтобы результаты были достигнуты, на наш взгляд, заказчик должен стать лицом, которое принимает решения и отвечает за них", - считает министр экономического развития.
Но федеральная контрактная система требует и эффективной организационной системы управления. "Будет развиваться система, повышаться квалификация и на практике заработает механизм ответственности государственного заказчика", - уверена Набиуллина. Поэтому в министерстве считают нужным "дать право правительству определить, какие функции власть будет выполнять", к тому же "под регулирование попадают те сферы, которые до этого практически не регулировались".
"Госзакупки - это осуществление государственных нужд через контракты по поставке товаров и услуг", - дает определение Набиуллина. "Эффективность госзакупок это не только знаменатель - сколько денег потратили, но и числитель - какое качество госнужд мы за эти деньги получили". Поэтому федеральная контрактная система нацелена решить ключевые проблемы действующего законодательства. Снизить возрастающее количество несостоявшихся конкурсных процедур, преодолеть забюрократизированность размещения заказа, выработать особые условия заказа в области науки и культуры, уменьшить вероятность необоснованной покупки товара, работы или услуги, создать реальные условия для добросовестной конкуренции и повысить ответственность заказчика за результат.
"Мы на каждой стадии вводим четко процедурно прописанные правила прозрачности, - говорит Набиуллина. - Заказчик обязан отразить каждую стадию в единой информационной системе и обосновать свои шаги. Мы считаем необходимым поэтапную централизацию госзакупок на уровне муниципалитетов и субъектов федерации".
На вопрос о предыдущем законе о госказупках, принятом в 2004 году, и причинах его отклонения Набиуллина сказала, что "в случае с 94 законом назрела необходимость радикальных изменений. Делало его наше министерство. 94 закон сыграл положительную роль, но, тем не менее, реализация 94 закона показала, что коррупционная практика в последнее время возрастает". Что же касается нового закона: "будем надеяться, что через 5-6 лет его не придется так менять".
Написать комментарий
невозможно создать закон, не пройдя хотя бы раз все этапы госзакупки самому, поверьте для нормальных людей, желающих своей организации только процветания, это семь кругов ада