28 МАР, 19:18 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Крушение Ту-154. Как раскол в обществе сохранил власти лицо

28 Декабря 2016 9553 3 Политика
Крушение Ту-154. Как раскол в обществе сохранил власти лицо

Военная кампания России в Сирии приносит все меньше выгод российским властям – как внешне-, так и внутриполитических. Крушение самолета Ту-154 Минобороны России 25 декабря в Черном море стало очередным испытанием для внутренней политики и в очередной раз подняло вопрос – чего Россия добивается в Сирии. Как власти вышли из ситуации, воспользовавшись расколом в обществе?

От денег к людям

В конце прошлого года и начале 2016-го агентство Bloomberg, а затем РБК подсчитывали расходы на военную кампанию в Сирии. Деловые издания, вычисляя приблизительную стоимость пребывания военно-космических сил России на Ближнем Востоке, как бы подталкивали власти к ответу – может ли страна, находящаяся в глубоком экономическом кризисе, позволить себе участие в зарубежном военном конфликте. И властям приходилось заверять, что война ведется исключительно на внутренний бюджет Минобороны. Что касается средств, выделяемых на пенсии, здравоохранение и образование, то они на изготовление бомб и топливо для бомбардировщиков не тратятся.

Почти год спустя фокус ощутимо сместился с засекреченных расходов бюджета на другую цену, которую страна вынуждена платить якобы в борьбе с терроризмом на чужой земле – число жертв сирийской кампании. Официально Россия ни с кем не воюет, но в невоенное время страна потеряла 23 военных, причем, как стало известно через год, первую потерю понесла на следующий же день после объявления о начале операции в Сирии – 1 октября 2015 года погиб, «выполняя конституционный долг», сержант Эдуард Сокуров.

Эхо сирийских бомбежек отозвалось и в трагедии с бортом А321 «Когалымавиа», который 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом подорвали террористы. Россия потеряла 224 человека, которые летели с египетских курортов обратно в Санкт-Петербург. Затем был сбит турецкими ВВС российский Су-24, одного из пилотов расстреляли повстанцы с земли. Осенью 2016 года, спровоцировав гуманитарную катастрофу, сирийская армия при поддержке России брала Алеппо. В полевом госпитале под обстрел попали две медсестры из Биробиджана. «У обоих остались дети», – сообщал «Первый канал».

После взятия крупнейшего города Сирии правительственными войсками Башара Асада и России турецкий террорист Мевлют Алтынташ расстрелял российского посла в Турции Андрея Карлова со словами «Не забудьте Алеппо!». Не прошло и недели, как 25 декабря, когда на Западе отмечается Рождество, самолет Минобороны Ту-154 вылетает из аэропорта Адлера и падает в Черное море, недалеко от резиденции президента в Сочи. Никто из 84 пассажиров и восьми членов экипажа не выжил. Самолет направлялся в Сирию, на его борту находились артисты ансамбля им. Александрова, журналисты «Первого канала», «Звезды» и НТВ, а также общественный деятель Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза.

Согласно имеющейся информации, с начала кампании в Сирии погибло больше 300 россиян, причем подавляющее большинство – мирные граждане, которые становятся мишенью для террористов, растревоженных Россией в собственном осиновом гнезде. О том, что погибших среди участников наземной операции может быть гораздо больше, намекает писатель Захар Прилепин, сдружившийся на волне «русской весны» с «ребятами из Донбасса» – «народными ополченцами», которых «перевели» воевать за Алеппо (!). Надо полагать, их смерти засекречены, как формально до сих пор не объявлено о гибели сержанта из Кабардино-Балкарии Сокурова. Подписки о неразглашении и щедрые материальные компенсации родственникам обеспечивают «режим тишины».

Спецоперация под соусом пиара

В конце концов, на сирийской кампании лежит отпечаток ее авторов. Президент Владимир Путин, которому она нужна была для отвлечения внимания от внутренних проблем, переключения с Украины на Ближний Восток, преодоления разочарования со стороны русских националистов, негодующих из-за Донбасса и выстраивания новых отношений с Западом, в прошлом работал в КГБ, и остается приверженцем действий в режиме спецоперации с сопутствующей секретностью. За тактические моменты операции отвечает министр обороны Сергей Шойгу, которого в прессе не раз называли талантливым пиарщиком, поскольку он умеют произвести эффект, создать видимость. Поэтому когда сирийская армия при поддержке России отбила у террористов древний город Пальмиру, туда сразу же отправили музыкантов и Валерий Гергиев дирижировал концерт на фоне руин и развалин. В Алеппо, откуда 23 декабря окончательно выкурили противников режима Асада, артисты ансамбля им. Александрова летели, чтобы исполнить песню «Священная война», а сотрудники государственных телеканалов должны были расставить камеры и показать всему миру, что Россия – мирная и цивилизованная сила. Но на этот раз верная прежде схема «берем город – даем концерт» для поднятия боевого духа не сработала, случилась страшная, буквально древнегреческая трагедия – погиб целый хор.

Вопрос о деньгах на ведение войны власти пока не очень беспокоит – от него они легко отбились, но вопрос о гибели мирных граждан куда чувствительнее. Понятно, что пропаганда и пиар пытаются заменить или подменить реальные дела, когда Запад называет их военными преступлениями. Однако в истории с крушением Ту-154 власти сделали все, чтобы вопрос, сколько жертв будет достаточно для прекращения военной операции в Сирии, которая завершилась 14 марта 2016 года, но вопреки документам за подписью президента продолжается, так и не прозвучал. Потому что любой ответ о допустимом количестве был бы глубоко аморален и циничен – и одной смерти должно хватить.

Проблема не в том, что у первого лица в силу склада ума нет стратегического видения ни в экономике, ни в конкретной военной операции; проблема в том, что у российской власти крайне низкая экспертиза: потери и издержки, риски войны в Сирии, похоже, не были просчитаны как следует. Авантюра – так с самого начала характеризовали действия Путина на Ближнем Востоке западные наблюдатели. И, как у любой авантюры, у сирийской кампании неминуемо будет печальный исход: даже если Кремль добьется своих целей, которые непонятны гражданам России, понесенные потери уже омрачают потенциальный выигрыш. Да и полной победы не предвидится: Запад через принуждение к диалогу разговаривать с Москвой явно не намерен, в антитеррористическую коалицию желающих записаться нет, Асад гнет свою линию и манипулирует российским союзником, Турция и Иран следуют собственным интересам и еще покажут свойственное им вероломство. Чего ради тогда гибнут люди в мусульманской стране, где Россия настраивает против себя суннитские государства?

Скорбящие vs противники внешней политики

Чтобы не обсуждать, что Россия вообще забыла в Сирии и когда на самом деле кончится военная операция, чтобы отвести гнев от себя и перенаправить его на «врагов», Кремль искусственно раздул противостояние скорбящих по погибшим в авиакатастрофе и теми, кто отказался сожалеть и заявил об этом публично. Скандал вышел столь оглушительным и изматывающим для обеих сторон, что версии о причинах трагедии остались на обочине, растворяясь в информационном шуме. Деление общественности, в упрощенном виде, произошло по политическим взглядам: если человек выражает несогласие с внешней политикой России, он отказывается сочувствовать жертвам; если согласен – громко сопереживает утрате. Получается, отношение к политике разделяет людей, а универсальные вещи, что война – всегда плохо, а смерть – большое горе, забываются. Для одних война – благо, которое Россия несет Сирии и Ближнему Востоку, смерти – печальная неизбежность. Для других война – недопустимое зло, а смерти – лишь подтверждение того, что Россия ведет себя неправильно.

Мобилизация одних против других оказалась в интересах власти, которая ищет поддержки широких масс с осени 2011 года, когда она впервые столкнулась с массовыми протестами в крупных городах. В итоге люди срываются не на власть за ее просчеты и недальновидность, а на противников ее курса, критиков режима. При этом президент еще недавно говорил о единстве нации как о наивысшей ценности, но сам косвенно выступил фигурой, вносшей раздор в общество. И как показывает трагедия Ту-154, никакого единства нет, более того – его отсутствие используется властью для избегания прямой ответственности и манипулирования общественным мнением.

Версии – одна хуже другой

Ведь иначе придется остановиться на одной из версий случившегося – от теракта до фатальной ошибки пилотов. В первые же часы, когда в социальных сетях еще не вспыхнула «война» с теми, кто не соболезнует гибели «слуг режима», глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров категорически исключил версию теракта. Позже министр транспорта Максим Соколов еще раз повторил, что причиной может быть либо техническая неисправность, либо ошибка пилотирования. Даже ФСБ выдвинула четыре версии – попадание постороннего предмета в двигатель, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность, но возможность теракта не допустила. Властям важно было заявить, что это что угодно, но только не террористический акт. Потому что они успешно борются с терроризмом, в том числе и в Сирии.

Но даже если российские военные и спецслужбы не столь эффективно справляются с угрозой терроризма, другие варианты катастрофы выглядят ничуть не лучше. Как могут первоклассные пилоты Минобороны не справиться с управлением? Как может борт военного ведомства летать на плохом топливе и не диверсия ли это, удар из тыла по внутренней безопасности министерства? Как самолет военных может быть в принципе неисправен перед важным вылетом? Вместо долгих объяснений, расследований и выявления цепочки причин общественности приводят две правдоподобные фразы с бортового самописца: «Закрылки, **ка!», «Командир, падаем!» – и все как будто становится понятно.

Но с другой стороны, разделенное российское общество никак не может повлиять на власть и хотя бы добиться расследования катастрофы. Механизмы общественного контроля персоналистской власти разрушены самим главой государства, по большому счету, президент не подотчетен перед гражданами. И в бессилии от пассивности большинства активное меньшинство корчится, выражает протест, а большинство готово сочувствовать и платить, платить все возрастающую цену за личные амбиции главнокомандующего. Он ведь заверяет, что его главная цель – «сбережение народа», хоть люди и расходуются как подручный материал и в Донбассе, и в Сирии. Но, согласно последнему опросу ВЦИОМ, 33% россиян считают, что война в Сирии – главное событие 2016 года, который заканчивается не только катастрофой Ту-154, но и моральной тоже.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Ш
02.01.2017 0 0
Шура:

Борт- старье, пилоты-малоопытные, да еще и "что-не исполнение приказа?". Думаю вот причины. А политика она всегда и везде политика.

А
29.12.2016 2 2
Алга:

Что бы не говорили в обществе про причины аварии, но хор для торжественной встречи Путина в аду уже отправлен и журналисты для освещения этого события тоже..

А
29.12.2016 2 2
Аркадий Оксанов:

Спасибо. Что до денег - их много. В этом журнале я подсчитывал, сколько рублей могла власть нелегально положить в карман от "мероприятий": падение рубля, рост банковского процента, рост цен, внутренние санкции. У меня получилось 20 триллионов рублей, почти треть рублёвого ВВП.Это я дублировал не только здесь. И тишина...Понятно, страшно обсуждать. Тогда же я преположил, на что пойдут эти рубли - на агрессию и на выборы президента. Вроде не ошибся.Что до катастрофы с самолётом, то нельзя верить в официоз, что бы они не говорили. Будет как с развалом СССР: через 25 лет рассекречены телефонные переговоры Ельцина с Бушем. Стало ясно, что СССР и вариант ССГ (Союз суверенных государств) развалил именно Ельцин, поскольку, не мог допустить, что при голосованиях мусульманские государства будут иметь перевес над славянскими. Но не мог же Ельцин объяснить Бушу, что чекистов вообще не устраиваает ничего, кроме России, поскольку в "мусульманских государствах" у них нет сильных позиций. Т.е. получить власть в ССГ они не смогут. Так что мой бескорыстный совет всем: "Доживайте до правды". Оксанов



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more