18 АПР, 23:40 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Падение «Прогресса». Что происходит с российским космосом?

5 Мая 2015 9162 1 Наука и технологии
Падение «Прогресса». Что происходит с российским космосом?

Насколько критичны неудачи, которые отмечаются в российской космической отрасли в последние годы? Свидетельствуют ли они о системных проблемах или это всего лишь допустимый процент сбоев? Поможет ли новая госкорпорация российскому возвращению в большой космос?

Деградация технологий

Последние годы российскую космическую технику преследует череда неудач. Не долетают до расчетной орбиты «Протоны» и «Прогрессы», теряются спутники, не смогла покинуть окрестности Земли межпланетная станция, запущенная к Марсу, полет которой готовился несколько лет. Конечно, какой-то процент аварий неизбежен, однако настораживает, что происходят они, в основном, не с новой техникой, а с ракетами и кораблями, разработанными еще в 60–70-е годы и уже доказавшими свою надежность. Это может свидетельствовать о деградации технологии производства, считает глава Института космической политики Иван Моисеев.

Обнародованные причины аварий подтверждают это мнение и вызывают целый ряд вопросов. Так, в 2010 году «Протон-М» отклонился от курса и утопил три спутника «Глонасс» в Тихом океане, потому что был заправлен лишним топливом из-за ошибки в технических расчетах. Три года спустя такой же «Протон-М» угробил еще три «Глонасса», взорвавшись вскоре после старта. На этот раз авария произошла из-за неправильной установки датчиков угловых скоростей. Три датчика из шести были перевернуты на 180 градусов. Поскольку специальные пазы мешали установить их неправильно, датчики, по выражению главы Роскосмоса Игоря Комарова, «просто забили».

Столь грубые нарушения там, где особенно необходимы точность и качество, объясняются как снижением квалификации и ответственности, так и значительным ослаблением контроля. В частности, на ракетно-космическом заводе Центра имени Хруничева традиционно существовала двойная система контроля. Оборудование также проверяла военная приемка. Однако за прошедшие годы штат ее уменьшили до символических размеров. Именно военная приемка была наиболее радикально урезана в период сокращения офицеров, которое в 2010–2011 годах проводил бывший министр обороны Анатолий Сердюков. В начале 1990-х годов в военной приемке на «Хруничеве» работало около 400 человек: более 200 офицеров и 180 гражданских специалистов. К моменту выпуска «Протона» в 2013 году штат госприемки составлял всего 6 человек. Что же касается проверки качества материалов, то ее Роскосмос в апреле 2013 года передоверил дочке «Ростеха» ОАО «Авиатехприемка». «В Роскосмосе создали ведомственную приемку с использованием специалистов базовых институтов, однако область поставки материалов специфична и создать здесь собственную структуру контроля качества было бы затруднительно», – пояснил тогдашний председатель Научно-технического совета «Ростеха» Юрий Коптев.

Стоит отметить, что возглавивший осенью 2013 года Роскосмос Олег Остапенко проблему осознал и заявил, что система контроля качества ракетно-космической техники будет создана не к 2018 году, как намечалось ранее, а в более короткие сроки. Точных дат он впрочем не назвал. «Военную приемку на космические производства вернули. Но в режим эффективной работы она, похоже, еще так и не вошла», – отметил Владимир Уваров, генерал-майор запаса, главный специалист Роскосмоса (2004-2008 гг.), комментируя недавнюю аварию «Прогресса».

Аварийная реорганизация

76% руководителей космических предприятий считают, что проблемы отрасли кроются в системе управления. Реформы и реорганизация продолжаются уже не одно десятилетие. Очередная крупная авария становится поводом для очередной смены руководства. В советское время, когда возник вопрос о реформировании военно-космического сегмента, академик Келдыш предупредил руководство страны, что это неизбежно приведет к приостановке работы на несколько лет. «Потому что минимум два года уйдет на то, чтобы первые лица поняли, что надо делать, еще два года уйдёт на то, чтобы это поняли их заместители, и еще два года – на то, чтобы задачи военного космоса поняли уже рядовые сотрудники», – пояснил тогда академик. К его мнению прислушались и оголтелую реорганизацию проводить не стали. Нынешняя ситуация в космической отрасли наглядно подтверждает правоту академика.

С 2013 года реформированием отрасли занимается доктор философских наук Дмитрий Рогозин. Сначала был предпринят ставший уже привычным маневр по разделу отрасли на два сектора: затратный и прибыльный, как это уже было произведено с энергетикой, железными дорогами, обороной и наукой. Затратный сектор (наука и инфраструктура) должен остаться в ведении государства, прибыльный (все предприятия) преобразован в объединенную ракетно-космическую корпорацию в форме ОАО (ОАО ОРКК). Таким образом, сделан первый шаг к приватизации этих предприятий.

Следующим этапом стало создание госкорпорации «Роскосмос». Инициаторы заверяют, что это поможет добиться большей эффективности и приводят в пример «Росатом». Однако он является скорее исключением из правил; успехи «Роснано» или «Олимпстроя», например, являются весьма спорными. При этом правовая форма госкорпорации предусматривает гораздо более слабые требования к раскрытию информации и гораздо меньший контроль со стороны государства.

Руководителем новой госкорпорации станет Игорь Комаров, который в марте 2014 года возглавил ОАО ОРКК, а в январе 2015 года – федеральное космическое агентство. До этого деятельность его была далека от космоса. В середине 1990-х Игорь Комаров за четыре года прошел путь от заместителя главного бухгалтера до первого вице-президента в Инкомбанке. Потом он пару лет занимал пост первого вице-президента в Национальном резервном банке, затем пару лет был заместителем председателя правления Сбербанка. С 2002 по 2008 год работал заместителем гендиректора ГКМ «Норильский никель» по экономике и финансам. В октябре 2008 года был назначен советником гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. С 2009 года до октября 2013 года Игорь Комаров был одновременно президентом ОАО «АвтоВАЗ» и председателем совета директоров ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ». За это время «АвтоВАЗ» был успешно «спасен» «Ростехом» и продан международному альянсу Renault-Nissan.

В лучших традициях эффективного менеджмента Игорь Комаров, возглавив космическую отрасль, пообещал значительно уменьшить штат работников и каждую пару некомпетентных или слабо квалифицированных сотрудников заменить одним профессионалом с многолетним опытом и высоким коэффициентом полезного действия. Массовые сокращения уже проходят на Самарском ракетно-космическом центре (РКЦ) «Прогресс». Из 20 тысяч сотрудников предприятия будет сокращена почти тысяча инженеров и рабочих. В головном институте Роскосмоса – ЦНИИМаше – планируется сократить до 30% сотрудников. При этом входящий в его состав Центр управления полетами может уменьшить численность персонала на четверть: из примерно 800 сотрудников будут уволены около 200. Предполагается, что сокращения затронут в первую очередь сотрудников более старшего возраста. В результате, вместо обещанных Комаровым «профессионалов с многолетним опытом» значительная часть штата ОРКК является сегодня молодыми специалистами. Некоторые его сотрудники занимают свои должности не более года и пока что знакомятся со спецификой работы, признает глава новой госкорпорации.

Контроль и экономия

При этом навести порядок и наладить контроль в отрасли давно необходимо: деньги на космос выделяются солидные, так что и масштаб злоупотреблений немаленький. В то, что федеральные власти о них не знают, верится с трудом, однако случаи, когда виновник найден и понес адекватное наказание, до сих пор единичны. Космические проекты все чаще служат лишь удобной формой «распила» бюджетных денег.

Одним из примеров стало строительство космодрома «Восточный». Как ни странно, но столь важный и крупный проект с самого начала осуществлялся безо всякого единого организационного документа, без детальных графиков строительства, изготовления и поставки технологического оборудования, отмечает бывший глава Роскосмоса Олег Остапенко. Работы велись хаотично и бессистемно. В результате, уже сегодня срок первого пилотируемого пуска с нового космодрома предлагается перенести минимум на два года: вместо 2018 года он будет осуществлен после 2020 года.

Воспользоваться коллизиями реорганизации пытается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), подавшее в Роскосмос заявку на выделение почти 1 млрд руб. на строительство специального института и лабораторий, необходимых для «развития и совершенствования системы медобеспечения пилотируемых космических полетов». В качестве «передовых задач» заявленного инвестпроекта называются «развертывание отдела экспериментальной гравитационной физиологии», «опытно-конструкторской лаборатории», «блока помещений для воздействия на человека моделированной невесомости». Все эти проблемы уже давно исследуются в государственном научном центре «Институт медико-биологических проблем РАН» (ИМБП), который с 1963 года обеспечивает самочувствие космонавтов во время полета и также участвует в послеполетной реабилитации. Никакой необходимости дублировать успешную работу этого института – и тем более тратить огромные средства на строительство инфраструктуры – сегодня нет. Тем не менее, в сентябре прошлого года на совещании у первого заместителя руководителя Роскосмоса Владимира Иванова было предложено включить проект в Федеральную космическую программу (ФКП), а несколько месяцев спустя проектный институт «ИПРОМАШПРОМ» рекомендовал утвердить стройку.

Из-за сложной экономической ситуации ФКП на 2016–2025 гг. пришлось сократить на 800 млрд руб., но экономить Роскосмос будет, в первую очередь, за счет новых проектов. Идея, например, отказаться или хотя бы сократить выплаты страховых взносов даже не рассматривается. Таким образом Роскосмос продолжит подкармливать не только отечественных, но и зарубежных страховщиков, поскольку до 90% космических рисков российские компании перестраховывают за рубежом. Представители страхового бизнеса деньги считать умеют и в убыток себе не работают. По данным Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков, (РААКС), сборы ее участников по космическим рискам в 2014 году составили 13 млрд руб., выплаты – 9,5 млрд руб. С 2010 года по март 2014 года из 100 произведенных запусков неудачными признаны лишь 6. Большинство из них не были застрахованы, так что общий убыток государства составил 20 млрд руб. Т.е. общий убыток от незастрахованных аварий за 4 года примерно сопоставим с годовыми расходами на страховые взносы. Не разумнее ли направить эти деньги на улучшение работы и повышение безопасности?

Помимо страховщиков, Роскосмос стабильно кормит и банкиров. В частности, последние пару десятилетий большая честь денег Роскосмоса хранилась в частном Фондсервисбанке, основным владельцем которого является его основатель и президент Александр Воловник (изначально ему принадлежало 95% акций, после 2011 года – 75%). С осени 2010 года советником президента банка по распоряжению Владимира Путина стала экс-«шпионка» Анна Чапман. Ее месячный оклад составлял от 10 тыс. евро, не считая бонусов и прочих радостей жизни. Роскосмос был крупнейшим кредитором Фондсервисбанка и хранил на его счетах более 800 млрд долларов, но распоряжаться этими средствами в полной мере возможности не имел, поясняет официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков. В начале текущего года банк заявил о том, что полностью вернуть средства сможет не ранее 2018 года. Как обнаружилось во время проверки, стоимость активов банка сильно завышена, «у банка почти нет рыночных кредитов, которые нормально обслуживаются, львиная доля портфеля вложена в проекты бывшего собственника, часть которых в предбанкротном состоянии». В итоге, принято решение о санации банка силами Роскосмоса (40%) и ЦБ (60%). Об ответственности собственника ничего сообщается. Управлять санацией будет опорный банк «Ростеха» Новикомбанк. В конечном итоге он присоединит к себе санируемый банк.

Космическая программа

Федеральная космическая программа на 2016–2025 годы после многолетнего застоя и отсутствия масштабных задач предусматривает, наконец, амбициозные планы по освоению Луны, однако в целях экономии отказывается от разработки сверхтяжелой ракеты. Сможет ли заменить ее в лунной программе модернизированная тяжелая «Ангара-А5», пока непонятно. При этом, проводимые реорганизации и сокращения напрямую затронули тех, от кого во многом зависело решение задач, поставленных очередной ФКП.

Так, сразу после успешного запуска «Ангары-А5» в декабре 2015 года ушел в отставку ее генеральный конструктор Владимир Нестеров, а в марте 2015 был уволен генеральный конструктор конструкторского бюро «Салют», входящего в космический центр имени Хруничева, Юрий Бахвалов, руководившей работами по созданию «Ангары». Одной из причин увольнения стало «несогласие генконструктора с программой реформирования Космического центра им. Хруничева и перспективной продуктовой стратегией предприятия».

В апреле 2015 года в недопустимо хамской форме свежеиспеченное ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) уволило директора Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН (ГЕОХИ) академика Эрика Галимова. Институт играет одну из ключевых ролей в реализации планов по освоению Луны, а сам академик Галимов непосредственно курировал несколько будущих лунных проектов.

Число молодых специалистов, которые хотели бы связать свою жизнь с космосом, последние десятилетия постоянно сокращается. Преемственность поколений прервалась. Но ни решения кадровых проблем, ни мер по подготовке молодых кадров ФКП не предлагает, отмечает руководитель лаборатории ракетно-космического моделирования «Метеор» Сергей Гарезин. Россия может прийти к тому, что у нее будет и космодром и ракеты, а вот космонавтов не останется, предупреждает он.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Е
07.05.2015 0 0
Егор:

>Число молодых специалистов, которые хотели бы связать свою жизнь с космосом, последние десятилетия постоянно сокращается. Вот же какие неблагодарные! Не хотят ишачить на роскосмос за зарплату меньше чем в макдональдсе :(



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more