27 ДЕК, 04:06 МСК
USD (ЦБ)    99.6125
EUR (ЦБ)    103.9416


Стратегия развития вузовской науки России

28 Декабря 2012 9696 2 Наука и технологии
Стратегия развития вузовской науки России

В настоящее время кризис в вузовской сфере страны выплеснулся уже в открытой форме. Об этом свидетельствуют, в частности, идущие слияния и поглощения вузов. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию? Какой должна быть прогрессивная стратегия развития вузовской науки России на среднесрочный период? Какой нормативный документ поможет решить эту проблему?

Сегодня многие работники сферы высшего образования оказались заложниками проводимых реформ. При этом они не понимают ни смысла, ни направленности развернувшихся реформ. Можно ли упорядочить эту ситуацию путем принятия стратегического нормативного документа? Каким должен быть этот документ?

Ниже предлагается одна из возможных версий Стратегии развития вузовской науки страны. Проект Стратегии подготовлен по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ (проект МК-3351.2012.6).

Проект

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Паспорт Стратегии

Наименование Стратегии

Стратегия развития вузовской науки в Российской Федерации на период до 2020 года

Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией

Сохранение периферийного положения вузовской науки в российском секторе исследований и разработок и на мировом уровне, недоиспользование вузовской наукой имеющихся возможностей в части развития кадрового потенциала и финансирования научных исследований за счет собственных средств, низкий уровень результативности и востребованности получаемых вузовской наукой результатов.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы

Увеличение масштаба вузовской науки до уровня, позволяющего существенно влиять на развитие национального сектора исследований и разработок и его результативность; повышение уровня научных исследований, проводимых в вузах, их патентной и публикационной активности; достижение вузами сбалансированности научной и образовательной деятельности; интегрирование вузов в сетевые взаимодействия с организациями предпринимательского сектора, научными организациями.

Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

  1. достижение процентного отношения дохода от образовательной деятельности вузов к объему собственных и привлеченных средств, израсходованных вузами на проведение научных исследований, в размере 100% к 2020 году;
  2. увеличение удельного веса университетской науки в общем объеме расходов на исследования и разработки по всем источникам до 15% в 2020 году;
  3. увеличение удельного веса университетской науки в общей численности занятых в секторе исследований и разработок до 13% в 2020 году;
  4. увеличение удельного веса университетской науки в общем количестве исследователей до 15% в 2020 году;
  5. увеличение удельного веса университетской науки в общем количестве публикаций Российской Федерации в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» («Web of Science») до 30% в 2020 году;
  6. увеличение удельного веса университетской науки в общем количестве поддерживаемых патентов Российской Федерации до 3% в 2020 году.

Цель и задачи Стратегии

Цель Стратегии - расширение масштабов научной деятельности университетов как в национальном секторе исследований и разработок, так и относительно образовательной деятельности вузов, наиболее полное раскрытие научного потенциала талантливой молодежи и достижение результативности, предполагающей устойчивое получение научных результатов, в том числе научных результатов востребованных национальной экономикой и соответствующих мировому уровню.

Задачи Стратегии:

  1. развитие кадрового потенциала научных подразделений и научно-технических организаций в российских вузах;
  2. развитие материально-технической базы научных исследований в вузах, поддержание ее в достаточном объеме и на современном уровне;
  3. обеспечение достаточного и стабильного финансирования научной деятельности российских вузов посредством сочетания собственных и привлекаемых средств;
  4. усиление взаимодействий российских вузов с корпоративным сектором и системой государственного (муниципального) управления;
  5. усиление интеграции российских вузов в мировую науку.

Сроки и этапы реализации Стратегии

2013-2020 годы
первый этап: 2013-2020 годы.

Объемы и источники финансирования Стратегии

Собственные средства вузов, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

1.1. Системная проблема, на решение которой направлена Стратегия, и цель Стратегии

Отличительным признаком современных университетов является наряду с оказанием качественных образовательных услуг осуществление ими на профессиональной основе научной деятельности, позволяющей привлекать и развивать научные навыки талантливой молодежи, генерировать новые знания, расширяющие научные заделы отечественного и мирового сектора исследований и разработок, получать новые научные результаты, в том числе востребованные в образовании и производством.

В настоящее время масштабы вузовской науки в отечественном секторе исследований и разработок относительно малы. По данным за 2010 год, в вузовском секторе науке было занято 38,6 тыс. исследователей, что составляет 10,5% общего количества исследователей в России. Удельный вес вузовской науки в общих затратах на исследования и разработки в 2010 году составил 8,35% (43,7 млрд. руб.), а удельный вес расходов вузов на исследования и разработки из собственных средств в общем объеме затрат на исследования и разработки – 0,1% (508,2 млн. руб.). По сравнению со значениями аналогичных структурных показателей для университетской науки в США вузовская наука России отстает почти в 2 раза по удельному весу в общих затратах на исследования и разработки, в 30 раз по удельному весу расходуемых вузами на науку собственных средств в общем объеме затрат на исследования и разработки.

Не являясь авангардом российского сектора исследований и разработок, именно вузовская наука наиболее приближена к его перспективным кадровым резервам и охватывает 140 тыс. аспирантов (почти 90% от их общего количества в России), а также 7 млн. студентов. Тем не менее, университетская наука испытывает дефицит квалифицированных научных научно-педагогических кадров не в меньшей степени, чем другие сектора науки.

Отмечаемая в 2000-х годах динамика значений основных показателей потенциала и финансовой результативности вузовского сектора науки свидетельствует о медленном, но устойчивом экстенсивном их росте во многом благодаря оказываемой государственной поддержке. Тем не менее, увеличение в абсолютном и относительном выражении масштабов вузовского сектора науки пока не трансформируется в качественные изменения, в том числе повышение патентной и публикационной активности и в целом качества результатов интеллектуальной деятельности университетской науки и их востребованности.

В настоящее время проведение исследований в большинстве российских университетов не осуществляется на систематической (профессиональной) основе с точки зрения вовлеченности научно-педагогических работников. Как правило, образовательная деятельность вуза, как в большей степени стабильная и доходная, доминирует по своему масштабу над научной составляющей, и получаемые от оказания образовательных услуг средства в научные исследования практически не вкладываются. Данное обстоятельство не позволяет повышать качество и конкурентоспособность образовательных услуг за счет обогащения образовательных программ новыми результатами научной деятельности.

Востребованность реальной экономикой, системой государственного управления научных результатов, получаемых университетской наукой, сохраняется низкой. Недостаточно высокий общий уровень научной результативности не позволяет российским вузам становиться конкурентоспособными в мировом научном и образовательном пространстве, входить в мировые рейтинги ведущих вузов и конкурировать за высокие позиции в рейтингах.

Таким образом, системная проблема вузовской науки заключается в сохранении ее периферийности в российском секторе исследований и разработок и на мировом уровне, недоиспользовании имеющихся возможностей в части развития кадрового потенциала науки и финансирования научных исследований за счет собственных средств, в низком уровне результативности и востребованности получаемых результатов, недостатках внутривузовских систем организации и финансирования исследований и разработок.

В соответствии с поставленной системной проблемой целью Стратегии является расширение масштабов научной деятельности университетов как в национальном секторе исследований и разработок, так и относительно образовательной деятельности вузов, наиболее полное раскрытие научного потенциала талантливой молодежи и достижение результативности, предполагающей устойчивое получение научных результатов, в том числе научных результатов востребованных национальной экономикой и соответствующих мировому уровню.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. развитие кадрового потенциала научных подразделений и научно-технических организаций в российских вузах;
  2. развитие материально-технической базы научных исследований в вузах, поддержание ее в достаточном объеме и на современном уровне;
  3. обеспечение достаточного и стабильного финансирования научной деятельности российских вузов посредством сочетания собственных и привлекаемых средств;
  4. усиление взаимодействий российских вузов с корпоративным сектором и системой государственного (муниципального) управления;
  5. усиление интеграции российских вузов в мировую науку.

 

1.2. Характеристика ожидаемого результата реализации Стратегии

В результате реализации Стратегии будут достигнуты следующие ключевые положительные эффекты:

  • достижение вузами сбалансированности научной и образовательной деятельности.
  • подготовка квалифицированных научных кадров, востребованных в секторе исследований и разработок (включая корпоративную науку).
  • увеличение масштаба вузовской науки в национальном секторе исследований и разработок до уровня, позволяющего существенно влиять на развитие национального сектора исследования и разработок и его результативность;
  • повышение уровня научных исследований, проводимых в вузах, их патентной и публикационной активности.
  • интегрирование вузов в сетевые взаимодействия с организациями предпринимательского сектора, научными организациями.

Целевые индикаторы, иллюстрирующие решение системной проблемы и достижение цели Стратегии, представлены в приложении 1 и дополняют комплекс распространяющихся и вузовскую науку соответствующих целевых индикаторов раздела «III. Эффективная наука», предусмотренных в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р).


2. обоснование направления решения системной проблемы


Уровень развития вузовской науки в целом, ее масштаб и вклад в результативность национального сектора исследований и разработок определяются состоянием и деятельностью самих университетов, зависит от реализуемой их руководством стратегий развития. В свою очередь в вузах научные исследования проводятся научными коллективами в оснащенных современным оборудованием лабораториях и иных структурных единицах, являющиеся основной движущей силой университетской науки.

Принимая во внимание, что научную деятельность осуществляют в основном государственные вузы, в последнее время в результате комплекса мер в их совокупности выделена группа ведущих университетов, к числу которых относятся ведущие классические университеты (МГУ, СПбГУ), федеральные университеты, национальные исследовательские университеты. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 2006-р в 2013 году в отношении ведущих вузов планируется реализация нового комплекса мероприятий по повышению их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включая обеспечение их вхождения в международные рейтинги. Для вузов, которые формально не относятся к числу ведущих, научная деятельность остается факультативной и к ее результативности повышенные требования со стороны государства не предъявляются. Вместе с тем, формально не являющиеся ведущими российские вузы сохраняют шансы перейти в категорию ведущих (в том числе, в результате конкурсного отбора получить статус «национальный исследовательский университет»).

Реструктуризация совокупности государственных вузов с присвоением им различных статусов и выделением бюджетного финансирования является необходимым институциональным изменением со стороны государства и должно быть подкреплено усилиями вузовского сообщества для обеспечения качественных сдвигов в научном потенциале университетов и их результативности. Вместе с тем, эффективность реализованных мер государственной политики по развитию вузовской науки в полной мере может проявиться в течение последующих 5-7 лет.

В перспективе до 2020 года выделяются прогрессивный и рецессивный сценарии развития вузовской науки. Реализация того или иного сценария в значительной степени зависит от самих университетов.

Прогрессивный сценарий предполагает эффективное использование ведущими вузами предоставляемых им бюджетных средств государственной поддержки, наращивание их кадрового и материально-технического потенциала, повышение научной активности и результативности исследовательских коллективов университетов в ответ на предоставляемую государством организационно-финансовую поддержку. Соответственно после прекращения финансовой поддержки ведущих университетов достигнутый ими уровень научной активности, занимаемые места в российском секторе исследований и разработок, а также позиции среди ведущих мировых научно-образовательных центров не должны быть утрачены, а сохранены и усилены.

Основной риск успешной реализации прогрессивного сценария состоит в низкой степени готовности и возможности потенциала ведущих вузов к конкуренции в международном научно-образовательном пространстве, сжатый временной период реализации задач стратегического развития вузовской науки.

В целом, степень реализации прогрессивного сценария обуславливается успешностью научной деятельности всех или подавляющего большинства ведущих университетов в долгосрочной перспективе.

Рецессивный сценарий связан с возможной неспособностью критической массы поддерживаемых ведущих университетов эффективно использовать средства государственной поддержки, в том числе за счет их использования обеспечить приращение научного потенциала и повышение его результативности, повышение и поддержание конкурентоспособности вуза в российском секторе исследований и разработок и среди мировых научно-образовательных центров.

Вместе с тем, реализация прогрессивного и рецессивного сценариев не исключает усиления интеграции ведущих вузов с другими секторами российской науки, а также производственными предприятиями, повышение качества подготовки научных кадров.


3. Последовательность решаемых задач

Задачи Стратегии предполагают одновременность и перманентный характер их решения, учитывая специфику вопросов развития потенциала вузовской науки, обеспечение стабильного и достаточного финансирования, повышение результативности научной деятельности. В то же время решение задач Стратегии ведущими университетами должно координироваться с предоставляемой им государственной поддержкой, предоставляемой вузам в рамках государственных программ и проектов.

3.1. Развитие кадрового потенциала научных подразделений и научно-технических организаций в российских вузах.

Решение данной задачи связано с организацией и повышением эффективности функционирования внутривузовских систем развития кадрового потенциала исследовательских структурных подразделений и научных организаций при вузах, включая систему внутренних исследовательских грантов и проектов, внутрироссийских и международных стажировок, систему стимулов и поощрений (включая карьерное продвижение) для работающих и вновь привлекаемых научных кадров, в том обеспечивающих привлечение и закрепление молодых научных кадров.

3.2. Развитие материально-технической базы научных исследований в вузах, поддержание ее в достаточном объеме и на современном уровне.

Решение данной задачи связано со своевременным обновлением и поддержанием на современном уровне приборной базы научных исследований, обеспечением функционирования и загрузки оборудования, выстраивание кооперационных связей с другими организациями сектора исследования и разработок на предмет коллективного пользования наиболее дорогостоящими приборами и уникальными установками.

3.3. Обеспечение достаточного и стабильного финансирования научной деятельности российских вузов посредством сочетания собственных и привлекаемых средств.

Решение данной задачи зависит от активности участия научных групп вуза и индивидуальных исследователей в конкурсах по государственным программам и грантах, способности менеджмента вуза привлечь внебюджетное финансирование, в том числе заказов из предпринимательской сферы, организации внутривузовской системы финансирования инициативных научных исследований, включая формирование задела по перспективным научным направлениям.

3.4 Усиление взаимодействий российских вузов с корпоративным сектором и системой государственного (муниципального) управления.

Усиление взаимодействия вузов с корпоративным сектором связано с пересмотром и возможной корректировкой научного профиля вузов в сторону реальных крупных проблем, значимых отраслевых задач, решения (продвижения в решении) которых с высокой вероятностью будут востребованы российскими и (или) зарубежными производственными предприятиями, корпоративной наукой. Акцентирование научного потенциала вуза на выделенные проблемы и задачи становится фактором успеха в долгосрочной перспективе, независимо от наличия государственного заказа по выбранным направлениям исследований, поскольку даже малое продвижение в решении крупных проблем и задач будет привлекать внимание заинтересованных пользователей.

Решение поставленной задачи в части усиления взаимодействия вузов с системой государственного управления потребует пересмотра подведомственности государственных вузов в целях усиления их отраслевой специализации с привязкой к профильным государственным органам. Одновременно с этим вузовской науке следует активно участвовать в научно-методическом обеспечении решения проблем социально-экономического развития на региональном уровне, а региональные органы власти в свою очередь должны предоставить вузам соответствующие задания. Одновременно с этим возможно переподчинение ряда государственных университетов региональным органам власти.

3.5. Усиление интеграции российских вузов в мировую науку.

Решение данной задачи предполагает вхождение ведущих российских вузов в мировые рейтинги университетов (при государственной поддержке), сохранение и повышение достигнутых позиций в данных рейтингах. Вместе с тем, вузы должны выстраивать эффективную систему взаимодействия с зарубежными университетами на базе реализации совместных исследовательских проектов, образовательных программ, программ академической мобильности научно-педагогических кадров.


4. Этапы и сроки реализации Стратегии

Стратегия в один этап: первый этап – 2013-2020 годы. В течение данного периода времени контрольными точками оценки реализации Стратегии являются 2015 год и 2018 год.


5. Финансирование Стратегии

Источниками финансирования реализации стратегии являются собственные средства российских университетов, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации.


6. мониторинг и контроль реализации стратегии

Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляет Минобрнауки России во взаимодействии с Ассоциацией ведущих университетов России, отраслевыми ассоциациями предпринимательского сообщества.



Приложение 1

 

Целевые индикаторы реализации Стратегии и их плановые значения*

 

№ п.п. Индикатор Базовое значение** 2015 год 2018 год 2020 год
1. Процентное отношение дохода от образовательной деятельности вузов к объему собственных и привлеченных средств, израсходованных вузами на проведение научных исследований, % Нет данных 200 150 100
2. Удельный вес университетской науки в общем объеме затрат на исследования и разработки по всем источникам, % 8,3 11,4 13,5 15,0
3. Удельный вес университетской науки в общей численности занятых в секторе исследований и разработок, % 7,2 10,0 12,0 13,0
4. Удельный вес университетской науки в общем количестве исследователей, % 10,5 12,0 13,5 15,0
5. Удельный вес университетской науки в общем количестве публикаций Российской Федерации в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» («Web of Science»), % Нет данных 20,0 27,0 30,0
6. Удельный вес университетской науки в общем количестве поддерживаемых патентов Российской Федерации, % Нет данных 1,0 2,0 3,0

* в дополнение к индикаторам раздела «III. Эффективная наука» Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года, за исключением индикатора 2.

** данные за 2010 год.

Александр Гусев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
30.12.2012 0 0
А.А. Зимин:

Вот только громадья цЫфирья планов нам и не хватало до полного и окончательного щастя...

В
28.12.2012 0 0
Владимир:

Непонятно отчего нужно отказаться, к чему развернуться в отличие от ныне проводимой стратегии Минобром. Главные проблемы высшего образования в стране- курс на количественный рост лиц с высшим образованием за счет необучаемых граждан,во первых, во-вторых, наращивание диссертаций в гуманитарной сфере, которые лишены какой-либо научной новизны (то есть отсутствует приращение новых знаний). Развели сотни "чмо-контор", где штампуют интеллектуальный брак.Удивительно, что в конфликте с торговым университетом,не слышно тех, кого волнует качество образования. Минобр нужно поддержать в борьбе с незрелой агитацией и саботажем,хотя предложенные им показатели эффективности не бесспорны. С халтурой нужно кончать, иначе дебилы от образования и науки (их больше и они горластее и напористы) затопчут все ростки инновационного развития России. А озвученная стратегия неубедительна.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more