2012: таможенная перезагрузка продолжается
Эксперт по внешнеэкономической деятельности, юрист «Группы ТАРГО», привлеченный эксперт ТПП РФ Александр Завалишин рассказал нашему корреспонденту о некоторых моментах развития таможенной системы в будущем году. Какими инновациями порадует бизнесменов ГТК России и как они скажутся на инвестиционной активности и инфрастуктурных проектах?
В таможенных органах проходит реорганизация; продолжится она и в 2012 году. Хотелось бы, прежде всего, пожелать сотрудникам ФТС России в это непростое для них время, как бы это ни высокопарно звучало, сохранить честь мундира. Сегодня сотрудник таможенного органа должен обладать целым комплексом знаний по таможенному законодательству Таможенного союза, разбираться в валютном, налоговом и административном законодательстве. Это нелегкая работа. Мне, практикующему юристу, подчас бывает очень не просто разобраться в таможенном законодательстве.
Ну, а теперь - о 2012-м…
В новом году однозначно продолжится перенос таможенного оформления к государственной границе Российской Федерации. Никаких структурных изменений, сокращений количества таможенных постов в Московской области в первую половину 2012 года не предвидится, это можно сказать точно. Однако будет продолжен анализ товаропотоков, поступающих в регион деятельности Московской областной таможни. Будет проведен анализ импортной составляющей таможенного декларирования товаров на таможенных постах этой таможни.
Все это – предвестники грядущих изменений.
Возможны два варианта этих изменений (полагаю, это произойдет в четвёртый квартал 2012 года). Вариант первый: результатом упомянутого анализа станет решение о специализации и установлении компетенции соответствующего таможенного поста. Т.е. таможенный пост продолжает свою деятельность, но имеет полномочия по совершению таможенных операций только и исключительно с определённой группой товаров. Вариант второй: принимается решения об изменении места нахождения таможенного поста или о его полной ликвидации.
В связи с предполагаемым сокращением таможенных постов Московской областной таможни и принятием ФТС России плана мероприятий, направленных на вывод за пределы Московского региона мест совершения таможенных операций с товарами, поступающих железнодорожным транспортом, можно сделать вывод о намерении проведения реорганизации и фактического объединения Московской областной и Московской таможни. Однако, принятие решения о таком объединении, полагаю, возможно только в 2013 году.
Безусловно, одним из важнейших вопросов, решение которых будет стоять перед ФТС России и в 2012 году, является вопрос о развитии перспективных таможенных технологий. Предполагается создание в регионе деятельности Московской областной таможни центра электронного декларирования. С учётом реализации концепции по переносу таможенного декларирования к местам, приближенных к государственной границе Российской Федерации, безусловно, это будет правильный и перспективный шаг.
И здесь хочется сделать короткое отступление. Было бы правильно, если бы в ФТС России не только активно использовали словосочетание «перспективные технологии», но и своевременно создавали соответствующие условия, чтобы участники ВЭД без помех могли применять эти технологии.
То, что произошло, например, в ноябре, просто недопустимо. Тогда многие компании-участники ВЭД были поставлены в ситуацию цейтнота, безуспешно пытаясь, в соответствии с требованием «перспективных технологий», оплатить таможенные платежи картой «Зеленый коридор». Фирмы понесли колоссальные материальные потери из-за простоев груза; кроме того, они, что недопустимо для бизнеса, ценящего свое имя, нарушили сроки поставок из-за несогласованности, сбоев и т.д. в организации оплаты таможенных платежей.
Правила игры должны быть чёткими, прозрачными и, самое главное, выполнимыми для участников ВЭД. Пока же фактически налицо ситуация, когда руководство ФТС России заявляет о поступательном развитии таможенной системы и в то же самое время применение передовых технологий компрометируется всеми силами и способами.
Очень важным представляется в 2012 году вопрос развития приграничной инфраструктуры. Решить его крайне важно; это не только строительство таможенно-логистических терминалов, но и создание необходимых условий для сотрудников таможен и членов их семей. И здесь все будет зависеть от финансирования конкретных проектов, от необходимой поддержки со стороны администраций приграничных Смоленской, Курской, Воронежской, Брянской и Белгородской областей.
Поднятые темы касаются развития таможенных органов только Центрального таможенного управления. Но без особых разъяснений понятно, что реформы, проводимые в Московском регионе, послужат лакмусовой бумажкой для дальнейшего развития таможенных органов и в целом по России. От того, насколько успешным будет признано их проведение в Московском регионе, зависит запуск процесса реорганизации таможенных органов и по стране в целом. Прежде всего, речь пойдет о реорганизации внутренних таможен, о сокращении штатной численности и ликвидации таможенных постов. При этом штатное расписание однозначно будет перераспределяться в пользу таможенных постов, приближенных к государственной границе РФ.
Главное, и на это надеется бизнес-сообщество, чтобы решения ФТС России в наступающем 2012 году, принимающиеся для реализации концепции переноса таможенного оформления на границу, были взвешенными, продуманными и обоснованными.
Статьи по теме:
Написать комментарий