03 ДЕК, 20:51 МСК
USD (ЦБ)    107.7409
EUR (ЦБ)    114.3149


Что стоит за интеграцией науки и образования?

27 Декабря 2010 9670 2 Наука и технологии
Что стоит за интеграцией науки и образования?

В России развернулась очередная официальная гонка – по достижению интеграции науки и образования. Но что стоит за этим словосочетанием? Как его понимают студенты и ученые? Как должна быть организована система, обеспечивающая пресловутую интеграцию? И возможно ли вообще ее создание?

Если кто-то из уважаемых читателей может точно объяснить, что именно обозначает понятие «интеграция науки и образования» (ИНО), большая просьба поделиться сведениями в комментариях. Действительно, целям, задачам и формам ИНО посвящены обширные материалы (см., например, обстоятельную статью [1]), а вот собственно определение ИНО найти, кажется, невозможно.

За последние 20 лет общественность претерпела немало интервенций летучей научной моды: устойчивое развитие, основанная на знаниях экономика, кодификация знаний и опыта человеческого, тройная спираль инноваций, университетский эндоумент и т.д. Почти у всех этих понятий, кстати, с определениями было всё в порядке. Не является ли и ИНО таким же недолговечным очередным модным веянием?

Представляется, что это не так, и у ИНО, как можно надеяться, судьба может быть долгой и счастливой, во всяком случае, отличной от участи многих понятий-однодневок. Несомненно, важно, что интеграция науки и образования упоминается в Федеральном законе «О высшем образовании» и других нормативных актах. Также прекрасно известно, что манипуляция термином ИНО открывает ученым дорогу к участию в проектах, грантах и субвенциях. Сотрудникам Министерства образования и науки РФ легче «выбить» в Минфине средства на исследования под законодательно раскрученной рубрикой ИНО, ведь на «устойчивое развитие» денег уже не дают, а на «тройную спираль» еще не дают. Спасибо этим сотрудникам от всего научного сообщества (и это вполне серьезно), ведь, обеспечив научное сообщество деньгами, они вынуждены отвечать на ехидные вопросы тех же ученых о сути ИНО и спешно придумывать мероприятия, имеющие к развитию ИНО хоть какое-то отношение.

Федеральные законы «О высшем образовании», «О науке…» и другие избегают прямой трактовки данного понятия и ссылаются на ИНО лишь как на основу для институциональных преобразований, например, для создания на базе вузов новых лабораторий совместного с НИИ подчинения, или, наоборот, создания базовых кафедр вузов в НИИ. Если кратко, то можно сказать, что законодательство косвенно трактует ИНО как некую сумму действий и ресурсов (преподавание в вузах по совместительству плюс исследовательская деятельность вузовских преподавателей плюс рекрутирование молодежи в науку плюс дополнительные средства на совместные проекты НИИ и вузов). Некоторые эксперты довольствуются лишь одним из этих слагаемых. Например, обычную научную деятельность преподавателей они называют «интеграционными усилиями в вузах».

В общем, скудноватый тривиальный набор получается. Ничего нового по сравнению с мероприятиями советских времен. Мало фактуры для наполнения столь революционного термина, как ИНО.

Итак, задача. Имеется заведомо недоопределенный термин, под который уже дают деньги и будут давать в перспективе. Требуется наполнить его общественно-полезным смыслом. Зачем? Для того чтобы сформулировать действительно новые интеграционные программы, отвечающие актуальным общественным запросам.

Интеграционную часть данного понятия можно найти в истории. Человечество издревле волновала проблема гармоничного усвоения подрастающим поколением знаний (expertise) и навыков (skills). Благодаря навыкам человек извлекал практическую пользу из знаний и, наоборот, на основе практических достижений приумножал общечеловеческую копилку знаний. Нарушение этой гармонии всегда приводило к торможению прогресса.

Конечно же, эта проблема возникла на определенном этапе истории, не сразу. Вот в доисторическую эпоху, когда первобытный человек учил своего детеныша отличать съедобные коренья от несъедобных или ядовитых, он давал ему в чистом виде сбалансированный комплекс знаний и навыков. Подготовка первобытного человека была разнообразной и пожизненной. Отметим кстати, что развитию системы непрерывного пожизненного образования (life-long learning) сегодня в Европе уделяется большое внимание [2]. Готовность доисторических людей к пожизненному гармоничному обучению (это примерно 20 лет), их азартная мотивация (видимо, на базе хронического недоедания) к выявлению новых знаний, способность удивительно быстро делиться добытыми знаниями с другими людьми и племенами и привели к удивительному прогрессу человечества. Однако со временем это единство подготовки было утрачено.

Например, в средневековом Париже можно было наблюдать географическое и сословное разделение разных способов подготовки нового поколения. В то время как в Сорбонне студенты и преподаватели оттачивали свои познания в области трудов античных авторов, проводя знаменитые схоластические философские диспуты, в соседних кварталах неграмотные подмастерья под руководством своих таких же неграмотных отцов осваивали навыки сапожного, бочарного, стекольного мастерства.

Этот разрыв был очевиден. Средневековая и новая история отмечена многочисленными интеграционными усилиями найти (или восстановить заново) баланс между обучением и натаскиванием.

А каков может быть баланс науки и образования в ИНО? Осенью 2010 года нами был проведен опрос молодых преподавателей, ученых, аспирантов физических факультетов нескольких московских вузов. Под оптимальной трактовкой интеграции науки и образования опрошенная научная молодежь понимает, в частности, следующее:

ИНО – это внедрение инновационных технологий в образовательный процесс – новые средства обучения, программные средства, автоматизированные рабочие места преподавателей и студентов, тренажеры, имитаторы, средства дистанционного консультирования, электронные учебники, пособия, внедрение методик, известных за рубежом как edutainment.

В этом наборе слов главное слово – «образование». Создадим аналогичную конструкцию: «интеграция науки и медицины». Ясно, что речь пойдет, скорее, о внедрении новейших методов диагностики и лечения, чем о привлечении пациентов к научной деятельности.

Автора последнего ответа поддержал его вовремя подошедший коллега:

Вот именно. Слово «наука» играет здесь служебную роль. Науке нельзя научить по учебникам, науку нужно просто делать, наука не нуждается в примитивно понимаемой интеграции.

Можно согласиться. Опрошенные субъекты интеграции квалифицированно прояснили оптимальное соотношение науки и образования в ИНО. Были высказаны и концептуальные соображения, заставляющие по-новому взглянуть на саму проблему ИНО:

Термин ИНО непонятен. Ведь и так всегда было ясно, что учить нужно тому, что нужно в науке. В свою очередь, наука не будет двигаться, если хотя бы у нескольких сотрудников НИИ не будет хорошего образования. А ученый и без всяких «стимулов сверху» вынужден узнавать что-то новое до глубокой старости.

Термин ИНО непонятен вот в каком аспекте. Если молодые люди поступают на обучение на физические факультеты, например, то в своем большинстве они знают, что по окончании им предстоит наращивать общечеловеческую копилку знаний в этой области. Им еще одна система ИНО не нужна – весь учебный процесс уже исторически построен по типу ИНО (физтеховская система, лаврентьевская система и другие). Другое дело, если человек учится в вузе, предполагающем, что выпускник будет, главным образом, применять полученные знания. Вот тут-то система ИНО и может сыграть роль при выявлении студентов с исследовательской «жилкой», дать им неожиданную путевку в научную жизнь.

Последний ответ неожиданно совпал с практикой организации высшего образования стран ЕС. Там, в отличие от России, не делят совокупность университетов на «исследовательские» и «неизвестно-какие-оставшиеся». Деление там простое: первая группа – Research Universities, а вторая – Universities of Applied Science. Выпускники университетов второй группы как раз и ориентированы применять знания, и именно к ним применяются различные инструменты по выявлению и продвижению инновационно настроенной молодежи.

Опрос показал, что молодым физикам в логике и в смелости не откажешь. Они ушли от обсуждения популистского лозунга рекрутирования взрослых выпускников в науку и развернули проблему в сторону совсем юных возрастов:

С применением новых знаний нужно навести порядок в средней школе. Современный уровень образования в школе не позволяет полноценно обучаться в институте. Вот и вся интеграция!

***

Опять средняя школа! Старт в науку должен начинаться в младших классах с посещения современных музеев типа Музея науки и техники в Шанхае или Музея естественной истории в Вашингтоне. В Москве нет таких музеев.

***

Вот именно, при сроках реконструкции Планетария в 20 лет, при нынешнем плачевном состоянии Политехнического музея и других говорить о привлекательности научной сферы для юношества трудновато.

***

Профориентация должна начинаться по возможности, с более ранних возрастов. Должна быть повсеместно налажена работа с молодежью по типу физтеховского «Старта в науку» или лаврентьевской системы отбора талантов в Сибири. Работники вузов, аспиранты  должны преподавать в подшефной школе.

***

ИНО – это оперативная модификация программ обучения в соответствии с важными научными открытиями и исключение из учебных программ устаревших понятий. Это – перенос опыта обучения школьников на обучение студентов (и наоборот).

Многие из опрошенных молодых ученых участвовали в тех или иных интеграционных программах и мероприятиях. Интересны их оценки, тактические и стратегические предложения:

Аспирантура в научных заведениях оставляет желать лучшего. Ее оптимизация должна составить суть ИНО. Раздача грантов молодым вузовским ученым не имеет отношения к ИНО. Это одноразовые упражнения, не гарантирующие стабильную счастливую научную карьеру на Родине. Даже наоборот, они отвлекают от целенаправленного поиска хорошего места за рубежом.

***

Само существование университетов подразумевает интеграцию. Университет по определению включает и образование, и науку. Необходимо включать в курсы результаты, имеющие методическое значение. Сайт учебного заведения должен быть удобен не только для внутреннего, но и для внешнего пользования. Так, как это сделано в зарубежных вузах.

***

(Вузовский) сайт должен быть понятен и интересен сторонним людям: школьникам, журналистам. Строительство сайтов нельзя доверять случайным людям. Поэтому необходимо создать коллектив, собирающий данные по кафедрам факультета. Таким образом, развиваем научную журналистику внутри факультета. Кто-то из нынешних студентов-аспирантов наверняка себя найдет в будущем как популяризатор науки.

***

Студенты должны активнее вовлекаться в научную работу. Нужно интенсифицировать контакты между научными институтами, где мало молодых, и учебными заведениями. В свою очередь, настоящая наука должна прийти и в вузы.

Прояснив для себя ситуацию в первом приближении, авторы предложили бы для возможного обсуждения следующее определение понятия «интеграция науки и образования».

Под системой ИНО понимается стратегия создания человеку условий для пожизненного сбалансированного усвоения знаний (expertise) и навыков (skills) в формах, позволяющих ему эффективно применять плоды такого образования на практике и наращивать общечеловеческую копилку знаний.

Такое определение, по нашему мнению, позволит дать предложения по оптимизации ныне действующих инструментов ИНО. Например, в России активно обсуждаются вопросы создания системы гибкого непрерывного пожизненного образования (НПО). Тем не менее, до реализации еще далеко. Сегодня оценки для России по показателям НПО дают нам 25 место в Европе после Литвы [3]. Задача различных инструментов ИНО – обеспечить перемещение России в этом рейтинге ближе к лидерам. Одним из имеющихся инструментов ИНО является система научно-образовательных центров. Число их в России к 2012 году будет превышать тысячу. Сегодня они имеют явный перекос в сторону научно-внедренческой деятельности. Расширение их миссии как центров НПО для людей от раннего школьного до позднего пенсионного возраста может оказаться перспективным подлинно интеграционным решением. Конечно, для реализации этой затеи придется серьезно потрудиться.

 

Литература

 

1. Гохберг Л., Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования// «Экономический портал» (http://institutiones.com/strategies/1070-strategiya-integracionnih-processov-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya.html).

2. Шувалова О.Р. Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании// Вопросы образования, 2010, №2, М.: ГУ-ВШЭ.

3. Сайт Евростата, раздел Training (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/education/data/database).

Сергей Егерев
Сергей Егерев (соавторы: Поликарпова Наталия Вячеславовна)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Ф
20.09.2014 0 0
Фараон:

За интеграцией науки и образования стоит развал и науки и образования. Двух зайцев одним ударом! Что мы и видим сейчас. Заказ госдепа!!! ВТО - нам принесло только разрушение и обогащение олигархов.

A
18.09.2014 0 0
Aigul:

Абсолютно согласна! Наука и образование бесспорно тесно и неразрывно связаны, но цели у этих отраслей разные и достигаются они по разному. Я являюсь старшим научным сотрудником Института горной физиологии НАН Кыргызстана и меня возмущает когда твердят об интеграции данных сфер деятельности. Не спорю, педагог какой бы то ни было отрасли должен владеть и участвовать в научной жизни, но педагог не может, в силу многих обстоятельств, вести углубленную научную деятельность. Вот для этого и должны существовать научно-исследовательские институты со всеми соответствующими последствиями. А вот НИИ должны как раз таки вносить вклад в развитие образования. У нас в стране, правительство видит проблему иначе, хотят вообще реорганизовать Академию наук.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more