25 АПР, 07:26 МСК
USD (ЦБ)    93.2918
EUR (ЦБ)    99.5609


Путешествие в Мышкин или история одного равнодушия

4 Января 2010 9772 5 Экономика
Путешествие в Мышкин или история одного равнодушия

В России есть множество интересных мест, которые стоит посмотреть. Среди них обоснованно фигурируют города Углич и Мышкин и деревня Мартыново. Но если туда поехать зимой, то чем это может закончиться? Насколько хорошо развит у нас внутренний туризм? Не грозит ли туристам такая экскурсия смертью?

1. Город-сказка: ожидание чуда. Есть на Руси города, которые не потеряли своей самобытности и первозданного русского колорита, города, в которых по утрам поют петухи, а воду носят из ближайшей колонки. Там осенью пахнет опавшей листвой, а зимой под ногами хрустит снег, и дети, сошедшие со страниц книг Толстого, катаются с горок. Несмотря на наличие цивилизации в виде газового отопления, воздух там пропитан печным дымом. В каждом доме обитают призраки прошлого, которые навсегда ушли из больших городов. Туда хочется сбежать из городской суеты и хотя бы на мгновение почувствовать себя частичкой «первобытного состояния мира» – природы.

Один из таких городов – Мышкин. Небольшой город, расположенный в Ярославской области на берегу реки Волги. Это город-музей, сохранивший свой особый уклад жизни. Город, в котором живут талантливые, трудолюбивые, обаятельные и гостеприимные  люди, влюбленные в свой город. Люди, превратившие Мышкин в город-сказку. Посетив этот город однажды с коллегами по работе, я решила подарить его своим детям. И когда же еще дарить сказки, как не в новогодние и рождественские дни? И тогда я купила путевку на однодневную экскурсию «Мышкин-Мартыново» в турфирме «Магазин путешествий». К сожалению, на этом сказка закончилась…

2. Зимний экстрим. Все началось с погоды. Зима, о существовании которой мы успели благополучно подзабыть за последние несколько лет, решила напомнить о себе. Именно в тот день, когда нужно было ехать, температура начала стремительно снижаться, о чем заранее предупреждали синоптики. И если днем речь шла о минус 20ОС, то к вечеру обещали все минус 30О. Но это нас не испугало. Это же Рождественская сказка! Чуть больше теплой одежды, горячий чай в термос – и в назначенный час мы стояли в условленном месте в ожидании автобуса, которого… не было. Один за другим отходили теплые комфортабельные автобусы на различные экскурсии, а мы, с завистью смотря на сидящих в них людей, переминались с ноги на ногу в ожидании своего счастья. И, наконец, оно появилось…

Да-да, именно оно. Но не счастье, а чудо на колесах! Оглядываясь на всю эту историю, понимаешь, что в тот момент нужно было завершить нашу поездку. Погрызенные (мышами?) влажные сиденья с рваной обивкой, запах переработанной солярки в салоне, замерзшие окна. В подъехавшем к нам автобусе замершим было даже лобовое стекло водителя! Но он, надо отдать ему должное, стойко выглядывал из-за небольшого оттаявшего отверстия и с оптимизмом говорил, что все будет в порядке.

Оказалось, все мы настолько избалованы цивилизацией, что никому не могла придти в голову простая мысль, что неоттаявшие стекла – это не из-за того, что автобус еще не успел прогреться, а из-за того, что он вообще не в состоянии прогреться. Казалось, что он только что выехал из холодного гаража, где стоял всю ночь, и вот-вот должен оттаять. Все, вспомнив «Икарусы»-гармошки 90-х, в которых можно было «наслаждаться» морозным узором на стеклах и делать «глазки», с оптимизмом начали усаживаться на места, которые дублировались во многих путевках. С этой проблемой решительно разобралась экскурсовод, у которой были свои списки рассадки пассажиров, правда, отнюдь не в соответствии с купленными ими билетами.  Но это уже претензии к турагентствам.

Вот так, с подпорченным настроением, но с верой в счастливое будущее началось наше злоключение. С большим интересом мы слушали экскурсовода, которая очень живописно описывала нам, что мы могли бы увидеть справа и слева или хотя бы через лобовое стекло водителя (если бы оно хоть немного оттаяло). Уже стали появляться робкие сомнения в правильности принятого решения относительно данной поездки. Но это у отъявленных пессимистов, оптимистов было больше. Впрочем, половина из нас дорогу на Сергиев Посад знает наизусть. Это же Москва и ее окрестности! Лишние 100 км – не расстояние. Впереди еще 250! Конечно, когда красоты Сергиева Посадского Лувра также остались лишь нарисованными нашим воображением, возмущенных голосов прибавилось. Но ненадолго.

Впереди была остановка! Макдональдс! Нет-нет, завтрак в виде неправильных бутербродов нам никто предлагать не собирался. Нам было сказано, что, к сожалению, маршрут данной поездки предусматривает только одну санитарную остановку в теплом помещении (том самом Макдональдсе), а дальше – по отдельным просьбам там, где придется. Напомню, что вообще-то речь идет о расстоянии в 350 км и о 20 градусах мороза! И снова мы позавидовали проезжавшим мимо автобусам. И завидовали уже не только оттаявшим стеклам, но и биотуалетам, которыми оснащены многие из них.

И все-таки наш путь продолжился…  Совсем не долго! Километрах в 20 от Сергиева Посада мы остановились. На этот раз проблемой оказалось топливо. Оно просто-напросто замерзло. Невозмутимый водитель объяснил, что ерунда, отморозим и поедим дальше! Солярку, которая замерзает при температуре ниже 20, залили по ошибке (чьей?), но это непременно исправим на ближайшей заправке! С горем пополам отморозив солярку,  со скоростью 10 км/ч мы добрались до заправки, после которой скорость нашего передвижения увеличилась до 30 км/ч.

В это время возмущенная часть замерзших пессимистов решительно начала настаивать на том, чтобы были приняты меры. Экскурсовод, связавшаяся с дежурным менеджером Натальей, делала робкие попытки объяснить сложившуюся ситуацию. Проблема заключалась в том, что слушать ее никто не собирался, объяснив, что ее основная задача – любой ценой не сорвать программу экскурсии. Видимо те же указания получал и водитель автобуса, который пытался убедить всех, что пусть автобус плохой, зато водитель отличный!

3. «Экстренные» меры помощи. После следующих 20 км пути и очередной остановки автобуса (солярка уже не была виновата), в бой вступили решительные пессимисты, которые также попытались объяснить ситуацию менеджеру агентства Наталье. В ответ им было сказано: «Прекратите хамить! Водитель эту ситуацию решает!», после чего трубка телефона была брошена. Водитель пытался решить проблему автобуса, экскурсовод – проблемы пассажиров. В итоге было объявлено: «Все проблемы решены! За нами высылают теплый (к этому моменту это стало главным критерием) автобус, а мы, чтоб не стоять, медленно продолжаем двигаться в сторону Мышкина». Туристы, изрядно воодушевленные, продолжили радоваться жизни.

Надо отдать должное водителю – проблему автобуса он частично устранил. Прогреваться автобус, конечно, не стал, но передвигаться начал. И через некоторое время стало очевидным, что никакого автобуса за нами не будет. Впрочем, с самого начала его никто высылать и не собирался. Водитель продолжал убеждать диспетчеров, что все в порядке. Они (диспетчеры) звонили ему только для того, чтобы лишний раз напомнить ему, чтобы не вздумал срывать экскурсию. Экскурсовод также должна была «выполнить программу экскурсии». Время было упущено, настроение потеряно, да и интересовал уже не Мышкин с его достопримечательностями, а наше благополучное возвращение (а это еще 500 км пути). На очередную попытку пассажиров злополучного автобуса самим решить эту ситуацию был получен ответ: «Вот Вам телефон начальства – звоните. Только имейте в виду, что сейчас у начальства все – корпоратив!» А на дворе 3 января…

До Мышкина мы все-таки доехали. Я уже не говорю про оставшиеся неувиденными красоты Углича – в тот момент они уже мало кого интересовали. Все изменилось по приезду. Совсем незначительная часть оставшихся пессимистов  решила обратиться в мышкинское УВД за помощью. Однако большинство словно забыли про то, что еще надо ехать назад, решив получить компенсацию за пережитые страданья. Короткие перебежки от одного музея к другому со словами о сокращении нашей программы из-за нашего опоздания – вот и весь Мышкин.

 Надо отдать должное местной милиции, которая отнеслась с сочувствием и пониманием к нашей проблеме (правда, после 15 минутного объяснения на морозе). Позвонили в московское ГУВД, которое связалось с генеральным директором турфирмы «Магазин путешествий» В.А.Лутовым (видимо, тем самым – с корпоратива). Он заверил, что данная ситуация находится под контролем (как мы помним, водителя и экскурсовода) и все решается. Мышкинские милиционеры только развели руками, посоветовав нам самим искать пути своего спасения (например, попросить кого-нибудь из Москвы за нами приехать или попытаться самим добраться до Москвы). Вот только добраться из Мышкина до Москвы почти также проблематично как из Казани в Свияжск весной. Опечаленные мы снова побрели к своему автобусу.

Следующей нашей остановкой должна была стать деревня Мартыново, известная своим Этнографический музей кацкарей, неповторимым деревенским колоритом, подворьем Белой коровы, кацким говорком, театрализованными представлениями и кацким угощением. Ехать до нее  от Мышкина не больше 30 минут, но мы туда не попали. Проехав нужный поворот, чуть не съехав в колею при развороте, у автобуса сломалось сцепление. Нет, ехать еще можно было, вот только сколько? На улице уже минус 27, а в баке – солярка, замерзающая при минус 20. Любая остановка может обернуться окончательной поломкой автобуса и нашим замерзанием в поле (кто ездил в подобную экскурсию знает, что по ее маршруту встречается совсем не значительное число населенных пунктов). То, что «Магазину путешествий» до нас нет никакого дела – это уже было очевидным. Замерзнуть среди полей – никакого желания. А в автобусе дети, которые уже и так замерзли. И тогда все та же группа пессимистов потребовала ехать назад в Москву. Надо сказать, что в этот момент даже водитель, осознав весь ужас ситуации, решительно повернул в Москву.

4. Хлеба и зрелищ! А тем времен группа оптимистов устроила скандал, что их лишили хлеба и зрелищ. Конечно, к этому времени люди не только промерзли до костей, но и изрядно проголодались (заявленный обед из русской печи давно уже должен был состояться). Однако поразительно, как у некоторых людей отсутствует чувство самосохранения! Аналогичная ситуация была совсем недавно в МЕГЕ БЕЛАЯ ДАЧА, когда из-за чьей-то неуместной шутки была объявлена эвакуация. И это в предновогодние дни! Одни, побросав все, бежали из магазина. Но были и другие, которые требовали продавцов обслужить их, ведь они целых 30 минут стояли в очереди!

И все-таки мы ехали в Москву. Теперь уже холод стал частью нашего существования. Волновало другое. Как автобус с неисправным сцеплением, замерзающим топливом и замерзшим лобовым стеклом, периодически протираемом водителем, преодолеет расстояние в 350 км по скользкой дороге. На ГИБДД, игнорировавшую такой автобус, рассчитывать не приходилось. Оставалась одна надежда – экстренная служба спасения. Дозвонившись туда и описав всю ситуацию, мы были обнадежены тем, что с нашей ситуацией сейчас разберутся. К сожалению, разбираться стали все с тем же генеральным директором, водителем и дежурными менеджерами, у которых все было «под контролем». А нам посоветовали позвонить в ГИБДД по Тверской области и все им объяснить. Впрочем, сказали они, если техосмотр у автобуса пройден, вряд ли они чем-то смогут нам помочь. На следующий наш звонок нам ответили, что через 20 минут нас «спасут». Конечно, никто не спас. А автобус тем временем ехал, а значит – все в порядке. Экскурсовод убеждала, что все может случиться, и рассказывала случаи из практики. Водитель сказал: «Молитесь! Тогда мы доедем».

Наверное, кто-то молился (и быть может, именно их молитвы были услышаны?), кто-то спал, кто-то размышлял. Я тоже ехала и думала. Думала о словах экскурсовода про то, что всякое бывает. Да, бывает. Когда ты садишься в нормальный автобус, едешь как человек и вдруг… Он ломается. Такое бывает. Звонишь в агентство, которое пытается что-то предпринять. Такое тоже бывает. Обращаешься в милицию, экстренную службу спасения – и тебе помогают. Конечно, я понимаю, что у экстренной службы спасения есть намного важнее дела. И это правильно. Должны быть приоритеты по степени экстренности вызовов. Вот только почему-то на ум приходили сюжеты о целых бригадах спасателей, приехавших спасать кошку, забравшуюся на дерево, или собаку, застрявшую в водосточной трубе? А еще почему-то пришла мысль, что если бы в дороге что-нибудь случилось, то непременно стали бы говорить, что будут разбираться с тем, как неисправный автобус был выпущен в рейс, как допустили такую халатность, и кто за это понесет наказание… У нас всегда все решается постфактум.

У меня же остался вопрос, как вообще такие автобусы могут ездить в экскурсионные поездки? Тем более на такие расстояния. Тем более в такие морозы. А еще осталось чувство незащищенности и осознания того, что каждый в этой жизни сам за себя, и спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

5. Извинения. А сломаться, мы все-таки сломались. Правда, случилось это ровно на въезде в Москву. Наш экскурсовод попросила высадить ее на остановке сразу за МКАД, и после этого наш автобус уже не поехал. Но нам было уже все равно. Здесь мы могли сесть в маршрутное такси и доехать до ближайшего метро. Видимо, все-таки кто-то очень сильно молился. Других объяснений нет.     

На сайте турфирмы «Магазин путешествий» нас уже ждало Интернет-извинение генерального директора В.А.Лутова:

«Администрация фирмы "Магазин путешествий" выражает сожаление по поводу поломки автобуса по маршруту «Мышкин-Мартыново» 03.01.10 и приносит извинения всем туристам за неполностью выполненную программу экскурсии. Вместе с тем хотим отметить, что причиной этого стали сильные морозы и невысокое качество дизельного топлива.  Просим всех туристов подойти к этой ситуации с пониманием и не судить нас строже, чем авиакомпании, задерживающие свои рейсы на 6 и более часов без объяснения причины. В этой ситуации мы старались сделать все, что было возможно, для того, чтобы обеспечить выполнение программы. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию всем туристам будут предложены различные компенсации».

Без комментариев!

Наталья Екимова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Н
29.01.2011 0 0
Наталия:

Очень понравилось, как написана статья. Спасибо Вам за нее! Произошедшее возмущает и огорчает.

L
20.11.2010 0 0
laumma:

Офигенная статья. Сейчас добавлю вашу страничку в закладки.

С
27.01.2010 0 0
Светлана Герман:

В России много мест, куда можно съездить. Столько красивых мест, известных и не очень. Чтобы покататься на лыжах необязательно ехать заграницу - Алтай, Урал, Кировск...и много других мест ждут вас в России. Хотите позагорать на море - тоже можно выбрать, куда съездить. Однако есть несколько существенных "но"! Иногда добираться проще, быстрее и дешевле с центральных областей в Европу. Необустроенность территорий и труднодоступность играют значительную роль, не говоря об уровне сервиса... Вот и в этой истории столкнулись две противоположности: красота места и ужасный уровень комфорта.

Ф
25.01.2010 0 0
Филиппов Дмитрий:

По личному опыту (путешествию) могу сказать что, отличительной особенностью Мышкина является его музей. В условиях крайне малого числа городских архитектурных и значимых исторических памятников, люди вынуждены собирать то, что реально может вызвать интерес посетителей. И в этом жители немало преуспели. Ощущение от музея под открытым небом самое отличное. Первое, что чувствуешь – что музей «живой». Здесь нет музейных витрин, здесь все живо, можно потрогать руками, покрутить, повертеть, посидеть, полазать…В кузнице настоящий кузнец кует настоящие кованные вещи, которые тут же можно купить. В столярной избе работает столяр. Мышкинский музей – это не мертвое царство с вечно раздраженными бабками-смотрителями и бубнящими экскурсоводами. Ты сам оказываешься в этой среде, и то ли сам становишься экспонатом, то ли делаешь живыми все остальное; можешь залезть – посидеть на крыше амбара, или постучать по наковальне. И, конечно, символ Мышкина – мышки. Ими полон музей мышек, ими полна набережная, где продают сувениры, они продаются в киосках, с рук и на улицах. Другими словами, при развитии туристической отрасли, нам еще есть чему поучиться не только у «европы», но и у наших соседей, которые практически из ничего потихоньку создают маленькие шедевры.

С
06.01.2010 0 0
С. Толкачев:

Наташа, сочувствую. Главное - за детей изпереживалась. Ничего, трудности закаляют характер.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more