Удод, перепел, рябчик: Все эти птицы являются ядовитыми!
Когда мы думаем о ядовитых существах, птицы – это не первое, что приходит на ум. Но они существуют. И в их числе находятся те птицы, которых вы хорошо знаете.
1. Птицы питохуи Новой Гвинеи
Семейство птиц питохуи, обитающее в Новой Гвинее, состоит из шести видов, различающихся по своей токсичности. Самый ядовитый вид, называемый питохуи с капюшоном, содержит токсичные соединения батрахотоксина, присутствующие в его коже, перьях и других тканях, которые, вероятно, поступают с пищей. Эти токсины действуют как защитный механизм от хищников и потенциальных паразитов. Местные охотники опасаются его токсичности и стараются держаться от него подальше. Известно, что токсины, выделяемые птицами семейства питохуи, вызывают онемение, жжение, чихание, тошноту и сморщивание губ. Однако они не опасны для жизни.
2. Ифрит с синей шапкой
Эндемик Новой Гвинеи, ифрит с синей шапкой — небольшая птица, питающаяся насекомыми. Признан древним реликтовым видом, представляющим единственного представителя своего семейства (Ifritidae).
Подобно птицам питохуи, ифриты с синей шапкой производят батрахотоксин, который они выделяют в свои перья и кожу в качестве защитного механизма от хищников. Батрахотоксин связывается с натриевыми каналами в нервных клетках, блокируя эти каналы в открытом состоянии. Ядовитые лягушки Амазонки также используют батрахотоксин, но в больших количествах, что делает контакт с ними гораздо более опасным.
3. Европейский перепел
Котурнизм, также известный как отравление перепелов, представляет собой состояние, характеризующееся разрушением мышечной ткани, которое может привести к серьезным осложнениям, таким как почечная недостаточность и шок.
Этот токсикологический синдром связан с употреблением в пищу европейских перелетных перепелов (Coturnix coturnix coturnix) в осенний сезон в сельских средиземноморских регионах, таких как Алжир, Франция, Греция, Италия и Испания. Африканские и азиатские подвиды перепелов не токсичны.
Европейский перепел оказывается токсичным только во время миграции в определенном направлении. Эти перепела мигрируют дважды в год, летя от озер Восточной Африки в Египет, а затем расходясь по восточным и западным маршрутам. Восточный пролетный путь простирается от Израиля до юго-запада России, а западный пролетный путь пересекает Средиземное море через Грецию, прежде чем в конечном итоге размножиться в Восточной Европе.
Некоторые выдвинули гипотезу, что европейские перепела поглощают токсичное вещество, возможно, растительного происхождения, к которому они сами устойчивы. Однако конкретный виновник остается неустановленным.
Ученые предположили, что массовая смерть израильтян, описанная в Ветхом Завете после употребления в пищу перепелов, могла быть самым ранним зарегистрированным примером котурнизма.
4. Североамериканский рябчик
Североамериканский рябчик (Bonasa umbellus) — немигрирующая птица, эндемичная для лесов Аппалачей США и простирающаяся от Канады до Аляски. Они несут грейанотоксин, токсин, приобретенный при употреблении в пищу горного лавра.
Случаи отравления людей в результате употребления в пищу рябчика обычно происходят в конце зимы и начале весны и предположительно связаны с тем, что птицы кормятся на деревьях и высоких кустарниках на заснеженной местности. В этот период они потребляют листья и бутоны лавра.
Симптомы токсичности включают головокружение, слабость, потливость, повышенное слюноотделение, тошноту, рвоту и ненормальные ощущения. Чрезвычайная токсичность может привести к опасным для жизни аритмиям, вызванным повышенной натриевой проницаемостью в состоянии покоя и активацией потенциал-чувствительных натриевых каналов.
5. Удод
Европейские удоды (Upupa epops), обитающие в Европе, Азии и Африке, наиболее узнаваемы по характерной «короне» из перьев на голове. Удоды содержат в своих уропигиальных железах симбиотические бактерии, которые производят мощные соединения, такие как диметилсульфид. Не было никаких серьезных случаев отравления человека, связанных с удодами, поскольку они обычно не употребляются в пищу людьми. Тем не менее, исследователи, изучающие этих птиц, отметили, что неприятный запах химикатов сохраняется в течение нескольких часов после контакта с птицами.
Написать комментарий