Сравнительная доступность знаний в России и США
Насколько доступны современные знания российским гражданам? Насколько затруднен в стране доступ к передовой научной мысли? Можно ли оценить доступность знаний на основе группы показателей и сделать на этой основе объективные выводы? Насколько доступность знаний в России ниже, чем в США? Что необходимо делать в создавшейся ситуации?
Знания всегда имели особую значимость для развития человечества. Каждое новое открытие приводило не только к новым изобретениям, но повышало благосостояние общества. Знания для экономики до недавнего времени играли существенную роль, но не определяющую. Однако с течением времени конкуренция становилась все более жесткой. Следствием являлись поиски новых источников прибыли для компаний. Существующие факторы производства – «Труд», «Земля», «Капитал» – обладают свойствами исчерпаемости и ограниченности. Использование традиционного ресурса одним человеком (или компанией) предполагает исключение из этого процесса третьих лиц. Такие свойства приводили к тому, что с течением времени прибыль фирм снижалась. Знания и инновации позволяли ее повышать, появлялись новые товары и рынки, фирмы могли занять на время монопольное положение на высокотехнологичном рынке. Таким образом, знания стали ключевым фактором современной экономики.
С другой стороны, современное производство требует от работников особенно высокого уровня профессионализма и квалификации. Для этого необходимо обладать специфическими знаниями и навыками, а также опытом. В сложившейся ситуации имеется следующее противоречие: для того, чтобы создавать новые знания и обучать специалистов, необходимо, чтобы знания были доступны для их потребителей как через информационные каналы (книги, Интернет), так и через специализированные образовательные учреждения. Однако компании не заинтересованы делиться имеющимися в их распоряжении знаниями, поскольку они составляют коммерческую тайну. Доступность знаний является важной составной частью построения новой экономики. Чем она выше, тем, при прочих равных условиях, исследователям легче получить знания и актуальную информацию, необходимую им для работы (в т.ч. и из иностранных источников).
Рассмотрим отдельный аспект проблемы – оценку доступности знаний. В работе [11] приведена методика оценки доступности информации. Однако при этом оценивается только доступность информации через сайты государственных органов власти. В другом исследовании [1] анализируются причины низкой доступности знаний в России, в т.ч. научной литературы.
В данном исследовании будет проведена числовая оценка доступности знаний на примере США и России. США были выбраны как экономически развитая страна, сопоставимая с Россией как по количеству населения, так и по размеру территории. Кроме того, США динамично движутся по пути построения новой экономики. Америка, несмотря на проблемы в экономике, является лидером во многих высокотехнологичных отраслях, имеет существенный интеллектуальный потенциал.
Доступность знаний будет определяться следующим образом. Предполагается, что основные и самые ценные знания можно получить через книги. Поэтому в качестве основы будет использована ценовая доступность книг для исследователя. Для этого предполагается расчет средней цены научных книг в России и США.
При низкой доступности книг, можно воспользоваться библиотеками, которые позволяют существенно повысить доступность знаний для пользователей.
При отсутствии необходимой информации можно воспользоваться сетью Интернет. Поэтому будет использоваться обеспеченность населения доступом к сети Интернет и обеспеченность компьютерами.
Обучение в школах и ВУЗах является одним из способов получения необходимых знаний. В данном исследовании будет уделено внимание доступности высшего образования, а также оценке степени охвата населения высшим и средним образованием, которые косвенно характеризуют доступность образования для населения страны (в статье по ходу изложения материала для облегчения поиска нужных исходных данных для методики оценки доступности знаний жирным шрифтом отмечены те результаты расчетов, которые потом будут использованы в методике).
Доступность знаний посредством книг
Предполагается, что оценка цен на книги на основе прайс-листов издательств даст необходимую информацию о ценовой доступности книг, поскольку прайс-листы содержат существенное количество книг, позволяющих выявить средние цены на книги в стране. Поскольку количество книг существенно, то в этом случае можно считать такую выборку репрезентативной.
В данном исследовании были использованы цены на научные книги, т.к. именно они позволяют получать наиболее существенные знания. В издательстве «Академия» [3] средняя цена книги была 368,90 руб. за шт. (проанализировано 1609 наименований, по состоянию на 05.07.2010 г.). В 2012 году средняя цена составила 337,91 руб. за шт. (проанализировано свыше 2,5 тыс. наименований).
Средняя цена на книги Издательства «Физматлит» [5] по состоянию на 05.07.2010 г. составила 317,11 руб. за шт.; в 2012 году составляет 334,77 руб. за шт. (проанализировано 925 наименований, по состоянию на 09.04.2012 г.).
Рассчитав среднюю цену на научную книгу как среднюю из средних цен издательств «Академия» и «Физматлит», получим, что в 2010 году средняя цена на книгу составила 343 руб. за шт.; в 2012 году – 333,05 руб. за шт. Как видно, цена практически остается неизменной.
Используем прайс-лист компании Amazon [9] для расчета средней цены на книги в США. Средняя цена на научные книги равняется 39,16 долл. (проанализировано 1200 наименований книг, по состоянию на 06.07.2010 г.). При использовании прайс-листов издательства Harper Collins Publishers [24] средняя цена книг в США равнялась 30,36 долл. (проанализировано более 1900 наименований, по состоянию на 19.04.2010 г.). Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сказать, что в 2010 г. средняя цена на книгу в США составляла 34,76 долл. за книгу.
Используя курс доллара 31,11 руб. за долл. на 05.07.2010 г., можно рассчитать цены в рублях. Книга в США в 2010 г. стоила 34,76*31,11=1081,38 руб. за шт.
Средняя цена на книгу издательства Harper Collins Publishers по состоянию на 12.04.2012 г. – 29,85 долл. США (проанализировано более 1600 наименований). Используя курс долл. 29,80 руб. за долл., можно рассчитать цены в рублях. Книга в США по данным издательства Harper Collins Publishers в 2012 г. стоит 29,85*29,80=889,53 руб. за шт.
По данным издательства Simon & Schuster средняя цена книг в США составляет 16,81 долл. (проанализировано 7209 книг издательства по состоянию на 12.04.2012 г.) [26]. Используя курс долл. 29,80 руб. за долл., можно рассчитать цены в рублях. Книга в США по данным издательства Simon & Schuster в 2012 г. стоит 16,81*29,80=500,94 руб. за шт.
Рассчитаем также среднюю цену на книги для США на основе показанных выше данных для 2010 и 2012 гг. Средняя цена на книги в США в 2010 г. составляла 34,76 долл. за книгу. В 2012 г. средняя цена на книгу равнялась 23,33 долл. за шт. Можно сказать, что российская научная мысль не может использовать международные достижения из-за высоких цен на зарубежную научную литературу, что не позволяет использовать накопленный иностранный опыт.
Как видно, цены на книги в России довольно стабильны с течением времени. Однако для США ситуация оказалась несколько иной – среднем цена снизилась более чем на 10 долл. Однако необходимо рассмотреть не только цены на книги, но их соотношение с доходами населения. Тогда станет ясно, насколько книга доступна для потребителя.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2010 г. в России составила 20952,2 руб. [17, с.164]. Средние доходы по России в феврале 2012 г. [13] составляли 20,196 тыс. руб. в месяц. В США в мае 2010 г. в среднем работники в неделю зарабатывали 771,89 долл.; в месяц они зарабатывают около 3087,56 долл. В 2012 г. средние недельные доходы работника в США в феврале составили 807,56 долл. [21]; в месяц они зарабатывают около 3230,24 долл.
Соотношение для России составляет:
- В 2010 г. соотношение составило: . Или иначе, на свои доходы средний житель России может себе купить 61 книгу.
- В 2012 г. соотношение составило . Или иначе на свои доходы средний житель России может себе купить 60 книг (как видно, отличие незначительное).
Соотношения для США составляет:
- С учётом средних доходов в мае 2010 г. (или 88 книг);
- С учётом средних доходов в 2012 году, (или 138 книг).
Таким образом, средний житель США может позволить себе приобрести больше книг, чем житель России. Если рассматривать в качестве основы доходы в 2010 г. в США, то разница составляет 27 книг (выше на 44%). В 2012 г. разница еще более существенная – 78 книг. Учитывая, что иностранные граждане имеют доступ ко всем передовым публикациям в силу того, что зарабатывают больше российских и не обязаны платить транспортные расходы для доставки книг в отдаленные регионы, доступность знания для них значительно выше.
Указанная проблема решается путём использования бесплатных электронных книг. Данный подход позволяет скачивать книги быстро в любом необходимом количестве, практически любой направленности и темы и экономить деньги (что позволяет покупать те книги, которые нельзя скачать).
Доступность знаний посредством сети Интернет
Для того чтобы оценить доступность знаний в качестве электронных книг, необходимо проанализировать доступность сети Интернет и обеспеченность жителей России компьютерами в сравнении с развитыми странами (рис.1-2).
Рис.1. Количество компьютеров на 1000 человек населения в 2006-2008 годах [19; c. 276-277].
Рис.2. Численность пользователей сети Интернет в 2005-2009 годах [18; cтр. 278-279].
Как видно из рисунков, Россия отстает от развитых стран как по количеству пользователей сети Интернет, так и по количеству компьютеров. Поэтому доступность знаний через сеть Интернет в России существенно ниже, чем в экономически развитых странах.
Доступность знаний посредством библиотек
Не менее важным показателем доступности знаний является развитие библиотечного дела в стране. Оценивая динамику объема библиотечного фонда в России и количества библиотек в стране, можно сказать, что по сравнению с 1990 г., когда был достигнут уровень в 1155 млн. экз., произошло существенное снижение объемов библиотечного фонда до 923 млн. экз. в 2010 г. [17, с.284].
Проведем сравнительный анализ количества библиотек в России и США. В США в 2009 г. было 121,785 тыс. библиотек [23]. В России в это время насчитывалось 46,7 тыс. общедоступных библиотек [17]. Как видно, в США количество библиотек значительно выше, чем в России.
Проведенное исследование на примере Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС) [22] показало, что доступность научной информации в виде отчетов о НИР также довольно затруднительно получить для изучения. Для того чтобы получить его в электронном виде для более детального изучения (если отчет имеет более 500 страниц), необходимо заплатить не менее 5 руб. за страницу, что также отрицательно сказывается на доступности знаний для населения страны и научных работников. В Российской государственной библиотеке стоимость снятия копии с одной страницы составляет 12 руб., что также ограничивает объемы информации, которые можно получить в библиотеке.
На основе проведенного анализа ясно, что доступность знаний в России низка. Цены на книги в России выше, чем в США. Единственный простой и быстрый выход из ситуации – использование электронных книг – невозможен в силу малого использования сети Интернет в России, а также низкого числа компьютеров в расчете на 1000 жителей. Население просто не может получить доступ к новым передовым знаниям в силу дороговизны иностранных книг, отечественной литературы и отсутствия компьютеров. При этом библиотеки могли бы существенно повысить доступность знаний наиболее дешевым и простым способом.
Оценка доступности образования
Образование позволяет получать необходимые знания. Сравнительный анализ доступности высшего образования в России и США выявил следующие закономерности.
Оценка доступности высшего и среднего образования будет проводиться на основе следующих показателей:
- удельного веса взрослого населения, имеющего образование не ниже среднего и начального профессионального, в общей численности населения
- удельного веса взрослого населения, имеющего высшее и послевузовское профессиональное образование, в общей численности населения.
Данный подход предполагает, что чем выше степень охвата населения высшим/средним образованием, тем выше степень доступности образования для населения. После этого предполагается сопоставление удельного веса соответствующего показателя по России с аналогичным показателем по США.
Кроме того, оценка степени доступности высшего образования будет проводиться на основе сопоставления средней стоимости обучения в ВУЗе и средней заработной платы работника.
Расчет отношения удельного веса по указанным двум показателям приведен в табл.1. Как видно из табл.1, охват населения России высшим образованием ниже, чем в США, в то время как охват средним и начальным профессиональным выше, чем в США.
По данным федерального портала «Российское образование» [20], средняя стоимость обучения в российском ВУЗе за 2010-2011 гг. составляла 55,273 тыс. руб. в год, при среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в России в 2009 г. 18637,5 руб. (или 223,650 тыс. руб. в год) [17, с.164]. По данным Росстата, цены на образование за год (январь 2010 г. к январю 2009 г.) в государственных ВУЗах выросли на 6,69% [6]; в негосударственных на 9,56% [7]. В среднем рост на 8,12%. Необходимо скорректировать сумму в 55,273 тыс. руб. для сравнения доходов и цен в России и США в 2009 г. Полученная сумма равна 50,784 тыс. руб.
Страна | Возраст, лет | Среднее | |||
---|---|---|---|---|---|
25-34 | 35-44 | 45-54 | 55-64 | ||
удельный вес взрослого населения, имеющего высшее и послевузовское профессиональное образование, в общей его численности в 2007 г. | - | ||||
Россия | 30,7 | 25,3 | 23,1 | 23,2 | - |
США | 31 | 32,6 | 29,8 | 30,1 | - |
Отношение удельного веса по России к удельному весу по США | 0,99 | 0,78 | 0,78 | 0,77 | 0,83 |
удельный вес взрослого населения, имеющего образование не ниже среднего (полного) общего и начального профессионального, в общей его численности в 2007 г. | - | ||||
Россия | 93,2 | 94,8 | 93,2 | 86,9 | - |
США | 87,1 | 88,2 | 88,8 | 87,2 | - |
Отношение удельного веса по России к удельному весу по США | 1,07 | 1,07 | 1,05 | 1,00 | 1,05 |
Отношение средней заработной платы в России к средней стоимости обучения составит в этом случае 440,3% в 2009 г. с учетом корректировок. При этом в Москве средняя цена на обучение в московских ВУЗах с учетом корректировки составляет 73,728 тыс. руб. Очевидно, что в сложившейся ситуации работникам различных отдаленных регионов получить платное образование в престижных московских ВУЗах значительно труднее, нежели в региональных (рассматривается ситуация, при которой плату за обучение работающий оплачивает самостоятельно). Необходимо учесть то, что многие московские ВУЗы могут зачастую, но не всегда и не все, обеспечить более качественное высшее образование. Если использовать в качестве показателя качества обучения престижность ВУЗа, то в этом случае средняя цена обучения составит 142,621 тыс. руб.. В этом случае возможность получения образования в таких организациях также снижается.
Проведем сравнительный анализ с аналогичными тенденциями в США. По данным национального центра по образовательной статистике, средняя цена за год на обучение в ВУЗах США с полным курсом обучения в течение четырех лет составляет 20,154 тыс. долл. за 2008-2009 гг.; в частных учебных заведениях 30,267 тыс. долл.; в государственных 14,060 тыс. долл. в год в среднем по стране [27]. При этом заработная плата в среднем в США в 2009 г. была равна 43,460 тыс. долл. в год. (3621,6 долл. в месяц) [25]. Отношение средней заработной платы в США за год к средней стоимости обучения составляет 215,6% в среднем по стране; для частных ВУЗов – 309,1%; для государственных – 143,5%. Как видно, в среднем в России работник может позволить получить образование, отработав примерно 3 месяца, в то время как в США работнику необходимо отработать 6 месяцев. Таким образом, в России доступность высшего образования выше, чем в США.
Однако положение работников в США все же имеет свое преимущество. Поскольку они получают свою заработную плату в долларах, то при пересчете в рубли их средняя заработная плата оказывается выше, чем российская. Обучение в престижных ВУЗах РФ иностранный работник может себе позволить без особых проблем. Однако российские работники уже не имеют таких возможностей. Поэтому обучение за границей для них возможно только при поддержке со стороны государства или частных организаций.
Расчет отношения средней заработной платы в РФ к стоимости обучения в РФ, и сопоставление полученного значения к аналогичному показателю в США выглядит следующим образом:
На основе проведенного анализа предлагается следующая методика оценки доступности знаний, предполагающая расчет показателей:
- количество книг, которое способен купить в среднем житель России, по отношению к количеству книг, которое может приобрести в среднем житель США;
- количество иностранных книг, которое может купить в среднем житель России, по отношению к количеству книг, которое может купить в среднем житель США (индикатор выбран для того, чтобы оценить доступность иностранных источников знаний жителям России; соответственно для США будет использовано значение средней цены книг в США);
- отношение количества компьютеров, в расчете на 1000 человек населения в России, к значению аналогичного показателя для США;
- отношение численности пользователей сети Интернет в расчете на 1000 человек населения в России к значению аналогичного показателя для США;
- отношение количества общедоступных библиотек в России к значению аналогичного показателя для США;
- отношение объема библиотечного фонда в России к значению аналогичного показателя для США;
- расчет отношения средней заработной платы в России к стоимости обучения в России и сопоставление полученного значения к аналогичному показателю в США;
- отношение удельного веса взрослого населения России, имеющего высшее и послевузовское профессиональное образование, в общей его численности в России к значению аналогичного показателя для США.
- отношение удельного веса взрослого населения России, имеющего образование не ниже среднего (полного) общего и начального профессионального, в общей его численности в России к значению аналогичного показателя для США.
После этого рассчитывается средняя величина из полученных оценок. Это и будет показателем степени доступности знаний в России от того уровня, который имеется в США. Также вместо США как базы для сопоставления может быть использована «Идеальная страна». Предполагается, что по каждому из указанных выше показателей выбирается страна-лидер по этому показателю. С ним соотносится аналогичный показатель сравниваемой страны. Такой подход более гибок по сравнению с выбором одной определенной страны, поскольку позволяет сравнивать не с какой-то отдельно взятой страной, обоснованность использования которой в качестве базы для сравнения может вызывать сомнения, а фактически с группой стран. Это позволяет получить более качественную оценку и оценивать доступность знаний также по развитым странам.
Расчёт по имеющимся данным возможен не точный, поскольку данные по количеству компьютеров и пользователей сети Интернет являются несколько устаревшими (за 2008-2009 гг.), в то время как данные по книгам приведены за 2010-2012 гг. Это объясняется тем, что для апробации был выбран статистический сборник Росстата «Россия и страны мира», имеющий периодичность издания 1 раз в 2 года. На момент написания статьи наиболее актуальным был сборник за 2010 г., содержащий данные за 2008-2009 гг. При этом оценка ценовой доступности книг можно проводить только в оперативном порядке, поскольку прайс-листы книг обновляются довольно существенно в короткие промежутки времени. Поэтому расчеты для 2012 г. носят больше справочный характер, ибо предполагают изменения только одного показателя – ценовой доступности книг. Кроме того, необходимо отметить, что найти данные по п.6 методики не представилось возможным, вследствие чего он был исключен из рассмотрения. Расчёт индикаторов будет следующим (2010 г.):
- 52/88=0,590;
- Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2010 г. в России составила 20952,2 руб., что соответствует 20952,2/14,5363=1441,37 долл. по паритету покупательной способности уровня 2009 г. [15]. По обменному курсу на 09.07.2010 г.: 20952,2/30,94=677,18 долл. США. Возьмём в качестве отсчёта величину, рассчитанную по паритету покупательной способности. Тогда получим следующий показатель: 1441,37/34,76=41 иностранная книга. Индикатор равен: 41/88=0,465;
- 270/787=0,345 [19; c. 276-277, таблица 9.5];
- 421/762=0,552 (для сравнения, в 2006 г. это показатель был равен 0,225) [19; c. 278-279, таблица 9.6];
- 46,7/121,785 = 0,383
- Показатель не будет рассчитан ввиду отсутствия необходимой информации;
- 440,3/215,6 = 2,04;
- 0,83 (см. таблицу 1);
- 1,05 (см. таблицу 1).
Среднее значение равняется 0,78 от уровня США (или 78%).
В 2012 г. доступность знаний оценивается только с учетом изменений цен на книги (изменятся только первые два показателя):
- 60/138=0,434
- 20196/29,27=689,98 долл. (использован курс доллара на 26.04.2012 г.). Таким образом, на указанную сумму работник в России может купить в среднем 29 иностранных книг. Отношение количества иностранных книг, которые может купить в среднем работник в России, к аналогичному показателю по США составит: 29/137=0,211.
В 2012 г. среднее значение равняется 0,73 от уровня США (или 73%).
Таким образом, видно, что доступность знаний в России ниже, чем в США. Низкая доступность знаний в России приводит к тому, что имеющиеся знания и достижения науки невозможно использовать для создания новых знаний. При подготовке специалистов в ВУЗах приходится опираться на устаревшие достижения науки и техники, в результате чего качество полученного выпускниками образования снижается.
Необходимо отметить, что в России имеются существенные возможности по получению среднего и высшего образования, которые, будучи использованными в методике, позволяют России находиться достаточно высоко по сравнению с США. Однако если убрать их из методики (т.е. п.7-9), то в этом случае в 2010 г. доступность знаний в России будет составлять 46% от уровня доступности знаний в США. Таким образом, школа и ВУЗы позволяют существенно исправить сложившуюся ситуацию с доступностью знаний. Но при этом в данной методике не учтено качество получаемого образования.
Рекомендации
На основе проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации по повышению доступности знаний в России:
- Развитие библиотек в стране, заключающееся в увеличении библиотечного фонда, увеличении количества библиотек, а также покрытие библиотечной сетью всей территории страны;
- Развитие электронных библиотек, доступ к которым предлагается обеспечить посредством он-лайн-доступа гражданам России за определенную плату, а образовательным организациям (школам, ВУЗам) безвозмездно;
- Обеспечение пополнения библиотечного фонда электронными версиями книг;
Кроме указанного выше предлагается обеспечить создание единого портала, обеспечивающего он-лайн-доступ к:
- Дипломным и диссертационным работам. Необходимо оцифровывать как уже существующие работы, так и наполнение библиотеки новыми исследованиями.
- Отчетам о НИР и ОКР. Имеет смысл предоставлять доступ к тем отчетам, которые сейчас можно получить через базу данных ЦИТИС. Поскольку фактически к ним можно получить доступ через читальный зал ЦИТИС, имеет смысл интегрировать уже существующую систему в единую электронную библиотеку.
- Статьям. Представляется целесообразным проводить оцифровку печатных работ за предыдущие годы и представлять их в текстовом формате для облегчения поиска в библиотеке. Также необходимо, чтобы научные журналы (например, из списка журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией) предоставляли статьи, которые они публикуют, для он-лайн-доступа.
- Научным книгам и монографиям. Необходимо, чтобы издаваемые на территории России научные книги и монографии обязательно были представлены в ЕЭБ одновременно с их публикацией. Предоставлять электронный вариант необходимо издательству.
- Иностранной литературе. Следует также размещать в текстовом формате статьи и научные работы на иностранных языках.
- Историческим архивам, для которых обеспечен свободный доступ.
В данном случае возникают сложности с соблюдением авторских и смежных прав и выплат по ним. Поэтому предлагается создать единый доступ к библиотеке через абонемент, цена которого должна быть приемлемой (возможно также создание льготных абонементов для ученых, аспирантов, докторантов). Причем открытие абонемента должно предполагать доступ к основным ресурсам библиотеки. Исходя из полученных доходов, могут выплачиваться вознаграждения по авторским правам.
Для образовательных организаций, таких как школы и ВУЗы, предлагается предоставить бесплатный доступ к основным ресурсам такого портала.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 11-02-00423).
Литература
- Будник Р.Н. Проблема доступности научной и специальной литературы. [Электроны доступ]
- Издательский дом «Питер». [Электронный доступ]
- Издательство «Академия». Полный каталог продукции. [Электронный доступ]
- Издательство «Инфра-М». Прайс-лист собственной продукции. [Электронный доступ]
- Издательство «Физматлит». Полный прайс-лист. [Электронный доступ]
- Индекс потребительских цен в классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ), процент, Российская Федерация, Обучение в государственных высших учебных заведениях, семестр, в % к соответствующему периоду предыдущего года. [Электронный доступ]
- Индекс потребительских цен в классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ), процент, Российская Федерация, Обучение в негосударственных высших учебных заведениях, семестр, в % к соответствующему периоду предыдущего года. [Электронный доступ]
- Магазин Amazon. [Электронный доступ]
- Магазин Amazon. [Электронный доступ]
- Магазин Лабиринт. [Электронный доступ]
- Методика оценки степени доступности информации. [Электронный доступ]
- Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. – М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010
- Оперативные данные Росстата по уровню жизни населения (2010 год). [Электронный доступ]
- Оперативные данные Росстата по уровню жизни населения (2012 год). [Электронный доступ]
- Паритет покупательной способности и обменные курсы (PPPs and exchange rates). [Электронный доступ]
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32. Стат. сб. / Росстат. ? М., 2009
- Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011;
- Россия и страны мира. 2008.: Стат.сб. / Росстат. - M., 2008;
- Россия и страны мира. 2010.: Стат.сб. / Росстат. - M., 2010;
- Стоимость одного года обучения в государственных и муниципальных вузах России на местах с полным возмещением затрат. [Электронный доступ];
- Таблица A-1. Текущие и реальные (в ценах 1982-1984 годов) доходы для всех работников в частных не сельскохозяйственных ведомостях, очищенные от сезонности (Table A-1. Current and real (constant 1982-1984 dollars) earnings for all employees on private nonfarm payrolls, seasonally adjusted). [Электронный доступ]
- Федеральное государственное научное учреждение «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти - ЦИТиС». Электронный доступ: http://www.citis.ru/
- American Library Association. [Электронный доступ]
- Harper Collins Publishers. [Электронный доступ]
- May 2008 National Occupational Employment and Wage Estimates. [Электронный доступ ]
- Simon & Schuster Adult Publishing. [Электронный доступ]
- Total tuition, room and board rates charged for full-time students in degree-granting institutions, by type and control of institution. [Электронный доступ].
Написать комментарий
Молчу, молчу, молчу...