22 НОЯ, 15:28 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Сочи как инвестиционный проект: конфликт прошлого с будущим?

26 Сентября 2008 9665 49 Политика
Сочи как инвестиционный проект: конфликт прошлого с будущим?

Интенсивные инвестиции в экономику Сочи ведут к тому, что веду-щий российский курорт разрушается и постепенно превращается в южный мегаполис. По-видимому, его судьба будет напоминать судьбу Рио-де-Жанейро. Не исключено, что, пожертвовав курортным горо-дом, российские власти заложат базу для реализации полицентриче-ской модели развития территории страны

        В настоящее время город Сочи приобрел поистине мегапопулярность среди россиян. Это связано и с историей города как всероссийской здравницы, и с готовящейся зимней Олимпиадой-2014. Результат налицо: увеличение экономической мощи Большого Сочи, выделение огромных средств из федерального бюджета, чудовищная строительная активность и сумасшедшая стоимость городской недвижимости. Возникает ряд серьезных вопросов. Например, хорошо это или плохо? Как долго продлится экономическая лихорадка в курортном городе? К чему приведет зимняя Олимпиада-2014? Какова судьба города в долгосрочной перспективе?



        По всей видимости, ответов на поставленные вопросы может быть множество, причем самых разных. Остановимся на собственной версии происходящих и грядущих событий.



        1. Проект грядущий и проект состоявшийся: гремучая смесь. Объективный взгляд на Сочи почти сразу подводит к пониманию того факта, что этот город – поистине замечательный инвестиционный проект. Но проект не будущего, а прошлого. Поясним мысль.



        Город до сих пор сохраняет свой шарм. Это великолепные санатории, дома отдыха и здравницы. Прекрасные парки с гигантскими кипарисами и причудливым рельефом местности. Даже люди здесь на удивление для южных городов интеллигентные и культурные. Но все это благополучие и великолепие было построено в Советском Союзе, все это было советским проектом – и, надо признать, проектом удачным. Можно утверждать, что это был настоящий мегапроект социалистической эпохи страны – построение всесоюзной здравницы. И самое главное заключается в том, что этот проект состоялся, он реализован и завершен. И именно об этом свидетельствует весь городской дизайн Сочи.



        Что же происходит сейчас?



        А сейчас этот старый проект власти страны, региона и самого города пытаются реанимировать путем вливания в город огромных инвестиционных ресурсов. Задача простая – выжать из города все, что только можно. Разумеется, в коммерческом плане. И наличие денег ведет к чудовищной экспансии Сочи: строятся новые дорожные развязки, возводятся новые жилые комплексы, развивается городская инфраструктура. Результат вполне естественный и предсказуемый – плотность населения города стремительно растет.



        Как же сочетаются два проекта города-курорта Сочи – старый и новый? А никак. Они противоречат друг другу. На наш взгляд, новый проект мог бы иметь смысл, если бы он предусматривал качественное усовершенствование города. То есть хорошо было бы создать в городе цивилизованную систему канализации, которой до сих пор нет – все городские экскременты сливаются в море за пару километров от побережья. Было бы неплохо усовершенствовать транспортную систему города и построить современные парковки. Неплохо бы окончательно решить проблемы с обеспечением жилых зданий водой. Ну и так далее. Но все это заменено масштабным расширением экономики города. А такой ход событий нарушает созданный за прошедшие десятилетия шарм южного города, делая его менее приятным, интересным и привлекательным для туристов.



        Таким образом, наличие денег само по себе не решает ни одной проблемы, данный факт требует еще и осмысленной стратегии. А с этим у города проблема. Можно сказать, что громадные инвестиции в Сочи разрушают созданный курортно-бальнеологический ареал.



        2. Каковы реальные возможности города? Видя сочинский инвестиционный котел, невольно задаешься вопросом: а можно ли из этого города-курорта внутреннего значения сделать город-курорт международного значения?



        Похоже, что ответ должен быть отрицательным. Город хорош сам по себе, а насиловать его в тщетных амбициях переплюнуть мировые курорты – это и означает его окончательное разрушение. Как бы ни был привлекателен город Сочи, но на мировой стандарт он не тянет. Это связано с банальными природно-климатическими условиями. Дело в том, что сегодня Краснодарский край является одним из самых благополучных регионов страны. И ничего удивительного здесь нет. На Кубани традиционно хорошие условия для сельского хозяйства, здесь хорошая природа, позволяющая реализовать обширную туристическую программу. Только не надо видеть в успехе Сочи и Кубани заслугу их администраций или населения. Исходные условия здесь таковы, что этот регион просто обязан быть преуспевающим и крутым. Такие возможности даны изначально. Вместе с тем эти же исходные условия и ограничивают рекреационно-туристический успех региона – чтобы Кубань не делала, она не может стать слишком уж крутой. Это связано с не очень приятным климатом Сочи в сравнении с курортами мирового значения.



        Например, даже в конце сентября в Сочи наблюдается влажность воздуха в 99%, которая редко падает ниже 80%. Кроме того, в городе частые дожди. И с таким влажным климатом далеко не уедешь (раньше на территории города были сплошные малярийные болота, не пригодные для жизни). Особенно если сравниваться со средиземноморскими курортами, где дождей нет по полгода, постоянно светит солнце, а климат сухой и здоровый.



        Есть и исторические преимущества у зарубежных курортов. Например, Сочи не имеет ничего даже отдаленно напоминающего Средиземноморье. Нет здесь городского дизайна с кафедральными соборами, колокольнями и домиками с красными черепичными крышами. Нет и античных римских амфитеатров с руинами греческих храмов. Нет и средневековой готики с резной инкрустацией.



        И здесь уже никакие инвестиционные вливания не помогут – Сочи все равно останется курортом второго сорта. Нельзя создать исторический колорит, которого никогда не было. Нельзя и климат улучшить по желанию администрации.



        Вместе с тем до сих пор не решены самые примитивные вопросы городской инфраструктуры. Так, в сочинском аэропорту нет даже нормального электронного табло вылетов. Да и сам аэропорт представляет собой весьма примитивную, если не сказать позорную конструкцию. Об отсутствии канализации в городе мы уже упоминали, а автомобильные пробки превратились в хроническую болезнь черноморского курорта. Все это не способствует выдвижению Сочи в качестве лидера международного туризма и отдыха.



        Сказанное наводит на логичный вопрос: а если построить новый аэропорт, который должен быть запущен к Олимпиаде-2014? Е если расширить городские дороги и сделать объездные маршруты? А если улучшить работу общественного транспорта? Если все это сделать и еще кое-что, то может ли Сочи рассчитывать занять одно из достойных мест в международном рейтинге курортных городов?



        3. Олимпиада-2014 и будущий южный мегаполис. Ответ на поставленный вопрос, похоже, опять-таки должен быть отрицательным. Поясним свою позицию.



        Дело в том, что уже сейчас Сочи застраивается не просто стремительно, а поистине катастрофически. В некоторых местах города можно встретить поистине великолепные дома и особняки, украшающие своим дизайном окружающую местность. Но рядом с ними уже сейчас возводятся целые кварталы высотных зданий. Более того, даже поверхностный взгляд показывает, что никакие архитектурные и строительные требования не выполняются. Например, две строящиеся высотки могут стоять друг от друга на таком расстоянии, что люди, живущие в них, смогут здороваться друг с другом за руку через окна своих квартир.



        Не надо большой фантазии, чтобы проэкстраполировать развитие событий. Если, например, заселить те высотные здания, которые сейчас строятся на побережье Сочи, то плотность населения увеличится ужасно, а сам город будет напоминать муравейник или, как сейчас принято говорить, человейник. И этот процесс нарастает. Готовящаяся Олимпиада-2014 только усиливает эту тенденцию. По-видимому, власти все же смогут построить дополнительные дороги, смогут выстроить еще один новый аэропорт и им удастся привлечь инвесторов под все эти проекты. Но это не решит главной проблемы – увеличения численности населения и машин.



        А капиталы в Сочи продолжают вливаться. Цены на сочинское жилье уже сравнялись с ценами на московскую недвижимость. Ценовой пузырь надулся до предела. И Олимпиада-2014 только усиливает оптимистичные ожидания инвесторов.



        В целом диагноз таков: Сочи воспроизводит модель экономического развития Москвы. Эта модель имеет ярко выраженную экстенсивную окраску, когда качественные параметры города отходят на второй план или вовсе игнорируются в угоду чисто количественным финансовым показателям. И здесь можно наблюдать глубокое противоречие в развитии главного курорта России: экономическое усиление и разрастание города идет в разрез с самой сущностью города-курорта. С одной стороны, концентрация экономических ресурсов в городе является желанным и позитивным процессом, с другой стороны – это разрушает имидж города как курортной зоны.



        С учетом принятых решений по Олимпиаде-2014 вряд ли начавшийся процесс можно приостановить. Будущее города предопределено – Сочи превратится в центральный мегаполис юга страны. И, похоже, никаких альтернатив у него нет. Однако когда это произойдет (а ждать этого недолго), Сочи прекратит свое существование в качестве города-курорта.



        4. Сочи – будущий побратим Рио-де-Жанейро. На наш взгляд, нынешняя политика в отношении Сочи является ошибочной, ибо ведет к разрушению одного из ведущих курортов страны. Однако изменить здесь уже ничего нельзя, и стоит задаться другим вопросом: а к чему приведет нынешняя тенденция преобразования города в мегаполис? И насколько уникален такой ход событий?



        Как ни странно, но плюсы такого сценария тоже есть. Дело в том, что Россия буквально погибает от реализованной в ней моноцентрической модели развития, в соответствии с которой все ресурсы страны стекаются в Москву. В стране нет ни одного города, который хоть в какой-то степени напоминал Москву. И этот факт создает большие проблемы. Во всех развитых странах реализована полицентрическая модель, когда на территории страны имеется множество крупных городов, конкурирующих между собой за экономические ресурсы. И в этом смысле Сочи может стать такой альтернативой Москве. В стране появится еще один центр притяжения капиталов, рабочей силы, информации и т.п. Разумеется, в этом случае Сочи уже не будет курортным местом, это будет экономический центр федерального значения. Учитывая, что в России все тенденции очень консервативны и почти всегда доходят до своего полного абсурда, то очень велика вероятность, что Сочи действительно дорастет до уровня южного мегаполиса.



        Но появление на территории страны еще одного экономического центра, связанного новыми трассами с другим центром – Москвой, может благотворно сказаться на всей экономике страны. Это активизирует торговые потоки и переливы капитала между территориями, что, в конечном счете, приведет к выравниванию условий жизни в России. И, может быть, ради этого и можно пожертвовать курортом местного значения.



        В свое время курортный город-столица Рио-де-Жанейро также незаметно перерос в южный мегаполис, где стали концентрироваться капиталы и кадры Бразилии. Теперь город лишился своего столичного статуса и остается главным экономическим центром страны. Кстати, и курортом он уже не является, хотя там есть море, пляжи и солнце. Теперь это финансовый и культурный котел, где можно делать дела и развлекаться, а между делом искупаться в океане. По всей вероятности, именно таким городом и станет Сочи лет через десять, когда пройдет Олимпиада-2014, а народ и капиталы буду по-прежнему притекать в эту южную столицу. И, на наш взгляд, лет через десять Сочи прекратит свое существование в качестве классического города-курорта.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
В
07.02.2013 0 0
Владислав:

Согласен с автором, кроме того, что Сочи станет "второй Москвой" и что в Сочи "неподходящий климат для курорта по мировым стандартам". Во первых, чтобы стать таким центром как Москва или Питер, кроме исторических и политических факторов, должны быть экономические и географические предпосылки. А что будет представлять из себя Сочи после Олимпиады в экономическом плане? Сейчас стройка "тянет" всю экономику города, раньше это был туризм, если не будет туризма то не будет и никакой экономической мощи. Также в географическом плане-город не центровой транспортный узел, а расположен на окраине между морем и горами. Рельеф и сейсмика города также не позволят безгранично и дешево расширяться, строить многомиллиардные мосты, тоннели, тянуть через горы канализацию и т.д. На роль "южного центра" больше претендует Краснодар или Ростов.А климат в Сочи хоть и не средиземноморский, но если бы рационально его использовать, то поверьте, нашлось бы великое множество туристов со всего мира, желающих сюда приехать.

М
08.01.2013 0 0
Мария:

После проведения Олимпиады,город превратится в пустое место. Туристы туда не поедут потому, что все интересное-кипариссы,самшитовая роща,Приморский парк и многое другое уничтожено. Море стало грязным и вонючим,из-за этого не едут россияне отдыхать в Сочи сегодня,а в дальнейшем будущем и не поедут вообще.Сочи не для рядовых россиян. Настоящий проект-афера,Вы в этом убедитесь скоро,если в этом убедилась я- рядовой обыватель, побывав на отдыхе в Сочи в 2011 году и больше туда не поеду и никому не посоветую туда ехать!

А
19.06.2010 0 0
Андраник:

Мне кажется что город Сочи станет очень красивым центром мегаполиса, но она истратит свой курортный эфект, люди уже не смогут поехать туда с целью отдохнуть от всей этой городской суеты.

К
02.06.2010 0 0
Козлова Наталья:

Я согласна со статьей. Считаю, что данный проект рассчитан на олимпиаду и последующее извлечение прибыли из города. Уверена в том, что город ждут большие перемены и он не сохранит своего исторического облика. Этот факт является минусом проекта, хотя новый облик, надеюсь будет к лицу городу. О экономической составляющей хочется отметить, что данный проект имеет все шансы на успех, если деньги в полном объеме начнут доходить до объектов строительства.

И
02.06.2010 0 0
Ирина Чибирева:

Очень смелым, необычным и, я надеюсь, хоть немного обдуманным было решение о проведении зимней олимпиады в городе Сочи. Безусловно, за таким решение последуют и большие изменения города. Очень жаль, что они носят лишь количественный характер, вместо того, чтобы качественно улучшать инфраструктуру и совершенствовать уже существующие достоинства Сочи. Очевидно, что этот город никогда не стал бы стал городом-курортом мирового значения (автор приводит убедительные и неоспоримые доказательства). Но возникает вопрос: а не потерял бы он своего значения и как внутреннего города-курорта? Впрочем, этот вопрос справедлив для всех южных курортных городов России. Ведь стоимость отдыха на Черном море в России сегодня приравнивается к стоимости отдыха за рубежом, а в большинстве случаев и превышает ее. И это при условии неизменно низкого качества обслуживания. Возможно, что инвестиции, вливаемые в Сочи, позволят ему достойно развиваться пусть не как городу-курорту, а как экономическому центру федерального значения. Остается надеяться на благоразумие и честность властей в осуществлении данного проекта на пользу экономе города, Краснодарского края и всей страны, а не в личных корыстных целях…

Я
02.06.2010 0 0
Янин:

Одним словом, для того, чтобы доказать свою способность принять у себя Олимпиаду-2014, Сочи придется сильно постараться. Впрочем, непатриотично было бы, рассмотрев проблемы города, не рассказать о самих олимпийских проектах Сочи. Открытым остается и вопрос о том, что же будет с «олимпийской недвижимостью» в случае, если титул хозяйки Олимпиады Сочи не достанется – или же, если город все-таки выйдет победителем – по завершении игр. Кроме того, хотелось бы услышать прогнозы участников рынка относительно того, как будут вести себя цены на недвижимость в Сочи.

К
01.06.2010 0 0
Константинов Александр:

По оценкам экспертов- самое дорогое жилье в России.Это у нас самые дорогие квартиры,в том числе и Сочи.Людей среднего и низшего класса просто выселяют,чтобы застроить дорогостоящими комплексами.Делается же всё это для разового показа и не окупится даже и половины.После того как олимпийски игры пройдут,инвесторы потеряют интерес к Сочи,весь это комплекс просто бросят ,ибо содержать его очень дорого

А
31.05.2010 0 0
Абазова Диана:

Мы, как часто у нас бывает, стали жертвой политики нашей страны. Амбиции власти, к сожалению, несоизмеримы с экономическими возможностями государства. Те огромные средства, вложенные в подготовку Сочи к Олимпиаде, просто не смогут оправдать себя. Как может южный город -курорт стать столицей зимней Олимпиады? Мы действительно не справляемся с такими масштабами организации, тем более при таких сжатых сроках. Остается только надеется на возможность достойного завершения такого огромного проекта.

Ч
29.05.2010 0 0
Черкасова Ольга:

Действительно, город теряет свой неповторимый вид. Олимпиада в Сочи, по большому счёту, ошибка, т.к. активно развивающаяся сегодня инфраструктура в будущем врядли будет задействована хотя бы на 60%. Тем более, что на поддержание инфраструткры новостороек (дорог, тоннелей, и др. олимпийских объектов) просто негде будет взять денег. Тем более, что по уровню цен, Сочи давно перегнал Москву, и вероятность окупаемости вложенных инвестиций слишком мала.

З
26.05.2010 0 0
Зайцева Евгения:

Я согласна со статьей автора.Я считаю,что не нужно из Сочи делать мегаполис.Все что будет сделано в г.Сочи не окупятся.Процветать этот город будет только до олимпиады.

С
26.05.2010 0 0
Самсонов Антон:

С автором статьи согласен, но дело в том, что проведение Олимпиады в Сочи нанесет колоссальный ущерб дикой природе и биологическому разнообразию, в чрезвычайной степени пострадают особо охраняемые природные территории, в том числе - объект Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ". Кроме того, проведение Олимпиады ставит под угрозу также и социально- экономическое благополучие жителей Сочи, ибо, в случае реализации этих планов будет оказано серьезное негативное воздействие на уникальную гидросистему река-море, которая является стержнеобразующей для экологического каркаса южной и центральной части района Большого Сочи. Основой этой системы является река Мзымта, в верхней части долины которой намечено расположить основные спортивные сооружения Олимпиады и гидрологический режим которой будет нарушен. А для международного олимпийского движения обеспечение охраны природы, высочайшая экологичность при организации и проведении олимпийских состязаний являются одним из основных приоритетов.Мне кажется, что ценность Сочи в природе,ведь не даром Сочи называли "здравницей". Бизнес центров и всяких мест отдыха населения предостаточно,зачем уничтожать такую природу, возможно лучше оставить этот прекрасный уголок России для наших детей!?

Р
25.05.2010 0 0
Ромашова Ксения:

Я с Вами польностью согласна! Вы изложили и + и -! Очень часто от знакомых слышала,что цены на сочинское жилье уже не то что бы сравнялись с московской недвижимостью, а в некоторых отдельных местах стали даже зашкаливать!соглашусь и с тем, что громадные инвестиции в Сочи разрушают созданный курортно-бальнеологический ареал!

А
24.05.2010 0 0
Абрамян Виктор:

С большинством мыслей, высказанных автором согласен, но с пунктом, в котором речь идёт о невозможности Сочи конкурировать с курортами мирового значения из-за отсутствия исторического антуража, не могу согласиться. Возьмём за пример Дубаи. Даже по сравнению с Сочи этот город никак не назовёшь крупным культурным и историческим центром, да и местный климат далёк от совершенства в течении, как минимум, полугода (проверено на личном опыте), однако это не мешает сотням тысяч туристов со всего мира приезжать туда на отдых. Этому способствует первоклассная инфраструктура: отели, дороги, сервис. К сожалению, я не могу высказать стопроцентную уверенность, что что-то подобное будет реализовано в Сочи, но в теории такое возможно, следовательно, потенциал имеется.

М
24.05.2010 0 0
Митин Роман:

Нда, жаль Сочи. От всей этой кутерьмы вокруг него выиграет десяток тысяч человек, причём хорошо согрев на этом руки, а потеряют - миллионы.Мне тоже сомнительны перспективы сочи как нашего рио, ни те масштабы, не та задумка изначально. а вот то что он может стать второй "черной финансовой дырой", как москва - это да, город, где престижно делать деньги и жить, хотя скорее существовать... мне видится так. и ещё хотелось бы поддержать предыдущих комментаторов - всё же стоило бы силы кинуть на наш дальний восток, как например АТЭС-2012 во владивостоке, что послужило бы дальнейшему развитию этого отдаленного края нашей страны. а сочи оставили бы в покое, лишь максимум проведя ту самую реконструкцию и модернизацию инфраструктуры города, неспешно, с толком и без предолимпийского психоза.

В
23.05.2010 0 0
Варнавский Александр:

Олимпиада в Сочи-это большой проект, который,конечно, является красивой реконструкцией города, требует много денег и много сил,но совершенно не оправданных на мой взгляд,Сочи после проведения олимпийских игр потеряет интерес для инвесторов как Российских так и зарубежных,так как после олимпиады большая часть инфраструктуры города потеряет актуальность к использованию что приведет к упадку экономики города,так как ее поддержание обойдется городу большими средствами.Так же на мой взгляд это отмывание денег, так как большинство затрат не оправданы строительство 5-ти полосных магистралей к примеру совершенно не оправданно.Лучше бы часть этих денег вложили на налаживание транспортной связи запада России с ее восточной частью,это бы принесло огромные дивиденды и экономика страны в разы улучшилась.

Л
22.05.2010 0 0
Ленин Михаил:

Очень занимательная статья. Много мыслей для размышления. Я думаю, что и о канализации и о других проблемах г. Сочи проектировщики и люди, которые будут облагораживать город, подумают и это все будет исправлено. Что касается вопроса превращения всероссийской здравницы в мегаполис, я отвечу, что это очень даже хорошо для экономики нашей страны. Как было упомянуто автором "в стране появится еще один центр притяжения капиталов, рабочей силы, информации и т.п.". И Москва хоть чуть-чуть разгрузится. А на замену курорта масштаба как г. Сочи "придут" другие города, ведь их же огоромное количество по Черноморскому побережью. Единственное, чтобы я хотела сделать с ними-это довести их до европейский стандартов.

М
19.05.2010 0 0
Мантейфель Дарья:

Проведение зимней Олимпиады в субтропическом Сочи,как минимум,не совсем понятно...Сам собой назревает вопрос:а зачем?у нас есть другие города,с более подходящим климатом,и требующие,соответственно,меньших затрат.Всё это больше напоминает скрытую аферу наших чиновников:деньги из бюджета большим потоком направляются в Сочи,но,врядли все доходят.Посмотрим оправдает ли Олимпиада нынешние затраты.

Г
19.05.2010 0 0
Гегешко Матвей:

Действительно, переход к полицентрической модели благотворно скажется на Российской экономике. Но для меня здесь появляются два вопроса - действительно ли данный переход будет осуществлен? Ведь может сложиться и так, что после проведения олимпийских игр, город станет не интересен как для Российских, так и для иностранных инвесторов, ведь рост численности населения и развитие инфраструктуры (довольно сомнительное) не гарантирует расширение инвистиционных горизонтов. И второй вопрос - настолько ли Сочи оптимальное место для формирования второго экономического центра страны? По моему мнению намного эффективнее будет формирование такого центра в городах, приближенных к нашему заброшенному востоку, с целью укрепления экономики удаленных регионов. Почему бы не вложить средства в развитие скажем, Владивостока или Хабаровска? Создать там благоприятную инвистиционную атмосферу, и, возможно, с развитием восточных городов действительно реализуется полицентрическая модель в полной мере?

Я
19.05.2010 0 0
Якунькина Анна:

Прочитав Вашу статью, я поняла для себя, что полностью согласна с Вами! Сочи-город, имеющий, безусловно, важное значение для России, т.к. является одним из наиболее популярных курортов. Полная реконструкция города, его застроение, неминуемо ведет к стремительным повышением цен, хотя качество, по-моему мнению, им не соответствует. Так и не понимаю, почему именно город Сочи решили сделать центром проведения зимней Олимпиады 2014 года. Спасибо.

Ц
18.05.2010 0 0
Цуриков Олег:

Да, то, что сейчас происходит с городом – Сочи, на первый взгляд красивая реконструкция, которая несет в себе только поверхностные изменения, а качественные, такие как канализация, как было вами хорошо замечено, остаются без изменений в ужасном состоянии, совершенно не рассчитанным для того мегаполиса, который там отстраивают. Все-то строительство делается на разовый показ, а далеко не для постоянно проживания.

Я
18.05.2010 0 0
Яна Колдашова:

Совершенно согласна с автором статьи. Читая это, и осознавая происходящее, становится печально. Ведь Сочи является основным курортом, достопримечательностью и просто достоянием России. И утратить его назначение, как города-курорта, было бы не правильно. Но а с другой стороны, будь то не Сочи, а какой-либо другой город, происходили бы такие же изменения, инвестиционные вклады. Это естественно. Ведь Олимпиада 2014 г - это очень ответственное мероприятие, и правительство, несомненно, постарается, чтобы все было на высшем уровне. Однако, я считаю, что превращение Сочи в центральный мегаполис юга страны, просто недопустимо! Необходимо постараться сохранить первоначальный образ города. Только как это сделать, остается очень важной проблемой!

Б
13.05.2010 0 0
Бондарев Игорь:

Я полностью поддерживаю мнение автора, но также я считаю, что не стоит забывать и о положительных сторонах. На мой взгляд, Олимпийские зимние игры в Сочи оставят значительное наследие, как для России, так и для всего олимпийского движения. В нашей стране появится многофункциональный центр зимнего спорта, где смогут тренироваться и именитые, и начинающие спортсмены. Новый горнолыжный комплекс профессионального уровня привлечет внимание российской молодежи к популярным зимним видам спорта, обеспечит возможности для проведения крупных соревнований по горнолыжным дисциплинам в России. Благодаря этому Сочи начнет пользоваться популярностью за рубежом, что обеспечит ему статус международного горнолыжного курорта. В результате туристический сезон в Сочи будет длиться круглый год, что благоприятно скажется на экономике города и всего региона. Также Олимпиада станет катализатором позитивных перемен, которые позволят поднять уровень экологической ответственности в стране и реализовать ряд необходимых региону экологических программ. Предусмотрен комплексный экологический мониторинг состояния территории комплекса, включающий в себя наблюдения за всеми компонентами природной среды в пределах комплекса застройки и прилегающей к нему территории. А также подготовка к Олимпийским играм 2014 года катализирует развитие не только города Сочи, но и всего Юга России.

Ш
03.05.2010 0 0
Шангареев Руслан:

Почему Сочи станет южной столицей мне не понятно. Да сейчас вливаются деньги, пристальное внимание государства, а когда это закончится? Чем будет кормиться город Сочи? Нефть там не добывают, туристы туда не ездят. Перспектив у него не было и нет.

А
11.03.2010 0 0
Андрей:

К сожалению сохранить атмосферу балнеологического курорта и санатроиев не удастся. Инвестиции, иностранный капитал и приток туристов изменит и внешний вид и внутреннюю систему Сочи. Но главное, что необходимо для поддержания системы - это благоприятные условия для базы. Для курорта - база климат, что подмечено в статье. А для экономического развития по схеме Рио-де-Жанейро необходима инфраструктура, привлекающая людей жить в Сочи. Но, как опять же замечено в статье по поводу канализации, инвесторы думаю отнюдь не о инфраструктуре, об этом должен думаь регион, правительство.

С
25.02.2010 0 0
Станислав Андреевич:

Я считаю что инверторы не думают отом что будет сгородом, они считают какую прибыль они получат от этого.А с автором статья я полностью согласен

М
24.02.2010 0 0
Максим Попов:

Ознакомившись со статьей можно сделать неутешительный вывод. В ближайшее время г. Сочи утратит свое основное предназначение, он перестанет быть одним из лучших городов – курортов в России. Основной денежный поток сейчас направлен на строительство новых зданий и сооружений для проведения Зимней Олимпиады 2014. главное, чтоб все инвестиции, вложившие в город Сочи, окупились, а не осталось бы очередным промахом наших властей. Надо еще и подумать о том, как потом после Олимпиады все построенные объекты использовались по назначению, содержались и приносили прибыль. Хотя это мало возможно. Если сравнивать Сочи и Москву, то последняя оставалась и будет оставаться центральным мегаполисом. А инвестирование в Сочи, всего лишь временное явление, на период прохождения Олимпиады. Как только пройдет данное мероприятие, денежные потоки сразу же приостановят. Да и незачем Сочи становиться центральным мегаполисом. Для этого есть Москва. Ведь главное предназначение Сочи – это курортный город, где люди отдыхают от своих городских, «мегаполисных» сует. Да, Олимпиада 2014 поднимет город на новый уровень, но это должен быть не уровень деловых бизнес – центров, как в Москве, а новый уровень отдыха. Надеюсь, что после Олимпиады власти займутся развитием курортной зоны в Сочи, которая также немало важна для жителей нашей страны.

Ш
05.02.2010 0 0
Шульгина Нина:

Мировая практика показывает, что идет непрерывное сближение технологий телевидения и интернета, в том числе и для передаче видео-контента в высоком качестве. Выпускаются приставки к телевизорам, которые позволяют смотреть на экране ролики, хранящиеся на известных в мире видеохостингах. Для олимпиады в Ванкувере создан специальный сайт, на котором будут размещаться записи соревнований для просмотра в более удобное время.

В
03.02.2010 0 0
Вислогузов Денис:

Сочи это бизнес проект (что неплохо), но негативных аспектов можно перечислить множество. Сочи лишь один из городов России и поэтому процветать он будет лишь до олимпиады, а потом вернётся к тому с чего начал, поэтому развитие курортной зоны в Сочи так же не мало важно

В
03.02.2010 0 0
Владимир Князев:

Очень обидно,что из-за какой-то олимпиады нарушилась жизнь всего города.Я считаю это неоправдано ни с экономической ни с социальной точки зрения. Это был прекрасный город, который хотелось ехать. Я боюсь что скоро его не узнаю....

Ф
02.02.2010 0 0
Фахрисламов Рустам:

Не во всем согласен с автором.Да-семасшедшие деньги,да-сумасшедшая застройка,но это происходит на волне подготовки к Олимпиаде и ,как мне кажется,после ее проведения прекратится.Что касается экономического центра,то он у нас есть-Москва,которая и заберет деньги у Сочи после Олимпиады.Не вижу ничего плохого в развитии Сочи-курорта.Как бы там ни было,у нас не так много городов,дотягивающих до климата хотя бы до Сочи,а в тех городах РФ где климат более благоприятен,инфраструктуры нет как таковой.История-да,пусть не античная,но в Сочи отдыхало и лечилось не одно покаление.

А
01.02.2010 0 0
Ададурова М:

В данной статье отражены все положительные и отрицательные стороны.Сочи-это безусловно прорыв и победа России,только как и любой южный город нашей страны находится в нелучшем состоянии,по сравнению с городами мирового уровня.И Олимпиада 2014 безусловно должна и я думаю поднимет Сочи на новый уовень.Что же касаетс инвестиций в Сочи,то на мой взгляд это одно из самых выгоднейщих денежных вложений,которые непременно окупятся

Д
31.01.2010 0 0
Доброхотов Иван:

В послеолимпиадное время, я считаю, Сочи станет очень популярным курортом для туристов, так сказать, "русским куршавелем". Оно уже подогревается авторитетом наших президентов, Красная поляна всегда была самым элитным курортом нашей страны. И конечно же, в первую очередь, у наших спортсменов наконец - то появится своя база для тренировок. А поскольку наша страна - страна контрастов, наряду с хорошо развитой туристической инфраструктрой будут стоять обычные жилые дома с проблемами отпления, горячей воды и газа.

Н
31.01.2010 0 0
Никулушкин.В:

прочитал статью на одном дыхании.Если выписать на листочке все плюсы и минусы,лично у меня плюсов было бы больше.Да потерять город-курорт времен СССР.И получить современно-новый город Сочи.Думаю что после олимпиады там будет все сезонный Куршевель.

Ю
31.01.2010 0 0
Юния Дибдина:

Ну в целом я поддерживаю автора по всем пунктам, за исключением одного...считаю, что Сочи никогда не станет экономическим центром нашей страны, пусть даже и вторым по значению. Думается мне, что сейчас этот бедный город - курорт просто захлёбывается экономическими инвестициями, рассчитанными только на коммерческию выгоду инвесторов. И всё это делается только в преддверии Олимпиады - 2014 года. Как только сиё мироприятие пройдёт, громадные денежные потоки сразу же прекратятся. И вся эта "раздутая" инфраструктура города, которая держится на "традиционной" канализации и транспортных путях с их вечными заторами, стнут никому не нужными.

К
30.01.2010 0 0
Котов Александр:

Я полностью согласен с автором этой статьи. Сочи - это идеальный инвестиционный проэкт,только для Москв и только на периуд олимпиады. Южный мегаполис для Сочи - это громкое слово.При всех плюсах на сегодняшний день, минусы уже преобладают, что же будет с Сочи после олимпиады? После олимпиады город скорей всего приостановится в развитии, он так же потребует вложений огромных инвестиций, а отдачи уже не будет. Главным плюсом считаю развитие сельского хозяйства,как для Сочи, так и для всей Кубани. Реарганизация города в таких случаях должна начинаться с фундамента, а не с рестоврации. Инфоструктура города должна быть градообразующей - промышленность, а курортные надежды не известны.

Р
30.01.2010 0 0
Рябова Татьяна:

Практически все, что сказано в статье – неоспоримо. Остается только определить, хорошо это или плохо: потерять Сочи как курорт и получить Сочи-мегаполис? На мой взгляд, плюсов все же больше. Курортом мирового уровня ему все равно никогда не стать, более того, он уже давно перестал существовать как хороший внутренний курорт, ведь даже россияне предпочитают Турцию…А вот стать центральным мегаполисом юга страны – наилучшая перспектива для Сочи, да и для России. Может быть, только коренные жители города против этого. Ведь круглосуточные пробки, высотные бизнес-центры вместо благоприятного климата и туристической зоны – не лучший вариант. Для этого есть Москва. А насчет инвестиционных вливаний. В России их почему-то как не умели, так и не умеют делать туда, куда действительно нужно (я, например, о цивилизованной системе канализации).

В
30.01.2010 0 0
Вербняк Артем:

Главное ,чтоб все инвестиции вложившие в город Сочи окупились,а не осталось бы очередным промахом наших властей.Надо еще подумать и о том,как потом после олипиады все построенные объекты использовались по назначению,содержались и приносили прибыль,и новые победы наших спортсменов!!!

Я
30.01.2010 0 0
Яна Иванова:

В современной России, скорее всего не только Сочи, но и любой другой город «ощутил» бы на себе точно также огромные инвестиционные вливания, так как ни один российский город не приспособлен своей инфраструктурой для событий такого масштаба. Естественно, как это бывает в свойственной манере для России, никакого расширения экономики и качественного усовершенствования города не предусмотрено. И кроме объектов необходимых непосредственно для Олимпиады, построено «лишнего» не будет…и для вида все ограничится банальным «косметическим» ремонтом. Мне кажется, что Сочи не нужно стараться стать городом – курортом мирового значения, а для начала стать на самом деле значимым курортом для России и для россиян. Которые грязным побережьям Сочи, где, как заметил автор, «все городские экскременты сливаются за пару километров от побережья», предпочитают аналогичные по цене курорты Египта и Турции.

М
29.01.2010 0 0
Михеева Катерина:

Культурное наследие российских городов уже давно не является ценностью для властных структур и бизнеса, в частности, в вопросах, касающихся извлечения прибыли и высокой доходности. Стоит вспомнить активный снос старинных домов 18 века в Москве под строительство элитных офисов. И возведение Газпромовской высотки в историческом центре Питера, которое до сих пор вызывает негодование художников, историков и архитекторов. Думаю, Сочинские кипарисы и савдеповские здравницы вряд ли станут серьезным сдерживающим фактором, оказывающим влияние на сохранение санитарно-курортной направленности города. На мой взгляд, пусть лучше город приобретает признаки мегаполиса с инвестиционной привлекательностью, чем остается второсортным курортом с отвратительным сервисом.

В
28.01.2010 0 0
Вероника Николаевна:

После комментария Леонида, даже не знаю, что и сказать. Леонид, браво! =)

К
28.01.2010 0 0
Кристина А.:

Чтобы делать какие-либо выводы по вышеизложенной статье, нужно для начала расставить приоритеты: каким мы сами хотим видеть Сочи в будущем? Естественно также и то, что наши желания должны соизмеряться с нашими возможностями. Итак, автор представил нам несколько вариантов будущего рассматриваемого города. Если говорить о Сочи-курорте, то, как мне кажется, это заранее проигрышный путь. Аргументов по этому поводу достаточно в статье. Город не обладает предпосылками конкурентоспособного курорта. Есть множество потребностей, ради удовлетворения которых люди путешествуют, самыми распространенными являются: климат (если это морской курорт) и культурная ценность местности, его строений и других элементов (ведь, например, Париж не обладает «комфортным» для туристов климатом, но там есть Лувр, ради которого хочется посетить столицу Франции). По последнему критерию Сочи можно не рассматривать. Остается климат, который, как было сказано, слишком влажный, а главное много дождей. Следовательно, и по первому критерию город не обладает преимуществом в сравнении с другими курортными городами мира. Вообще, как мне кажется, создание морского курорта — процесс очень зависимый. Здесь главным не является решение о его создании, даже при наличии инвестиций, главное — природные и климатические условия. Следовательно, целесообразно найти местность, отвечающую мировым стандартам морского курорта, а уже после создавать там курортный город. Сочи таковой местностью не является. Что же касается создания мегаполиса, то как раз это я считаю целесообразным. Но методы, которыми оперирует государство, не соответствуют требованиям, другими словами, опять не тот путь выбрали. Я говорю о качестве выполняемой застройки, о его плане, а также о других совершаемых ошибках, рассмотренных в статье. Но я полностью согласна с автором по вопросу положительного эффекта от создания еще одного центра в стране. Другими словами, в сложившейся ситуации этот путь является наименее ошибочным.

Л
27.01.2010 0 0
Леонид Е.:

Содержание статьи теряет весь свой колорит на фоне устрашающего предсказания в комментариях Рамазановой Эльмиры: "через 10 лет все увидят следующую картину: г. Сочи и г. Москва будут просто переполнены на столько, что там будет просто невозможно жить... Будим заполнять всё пространство.". Однако мысль Эльмиры опередила время аж на 50 лет! Согласно её безрадужной перспективе: "Я через лет 50 просто будет муровейник, и может тогда наша власть поймет, что их управление не эффективно". Но, как верно отметила Эльмира - "будет уже поздно". Скажем спасибо Эльмире за новое слово в жанре апокалиптических предсказаний! С уважением Л.

П
11.01.2010 0 0
Постникова Наталия:

В данной статье не учтена особенность города Сочи как горнолыжного курорта. А также сводится на нет значимость развития спортивной составляющей южного региона за счет возведения спортивных объектов под зимнюю Олимпиаду – 2014. Это делает город Сочи не только санаторно-развлекательной базой, но и первым и единственным местом в России, где будет создана спортивная база для всех видов зимнего спорта. Что в конечном итоге позволит в полном объеме проводить подготовку спортсменов исключительно на территории Российской Федерации. Наряду с тем, проблема массового вливания денежных средств в экономику города обозначена верно. Так как такое резкое вливание средств в данном объеме не может быть единовременно освоено городом. В данной статье Вы рассматриваете масштабное строительство жилого фонда города как негативную сторону финансовых вливаний, что противоречит федеральной политике по обеспечению граждан жильем. Проблема отсутствия в городе очистных сооружений должна будет разрешиться приблизительно к 2012 году, когда мощности, позволяющие продолжать масштабное строительство, значительно снизятся, что повлечет за собой необходимость строительства новых электростанций, новых элементов инфраструктуры, в число которых, как приоритетные будут входить очистные сооружения для обеспечения жизнедеятельности города. Вы упоминаете, что инвестиции в Сочи разрушают созданный курортно-бальнеологический ареал. Хотя состояние курортно-бальнеологического ареала уже можно оценить как критическое. Разрушение города Сочи в качестве оздоровительного курорта началось задолго до начала финансовых вливаний в экономику города. В связи с этим инвестиции в город способствуют реконструкции Сочи как морского оздоровительного курорта. Нельзя говорить, что город Сочи хорош сам по себе. Он является морально устаревшим. В нем отсутствует необходимое количество памятников архитектуры для того, что бы он являлся полноценным курортом, а не только здравницей для служащих бюджетных учреждений, так как именно данным учреждениям принадлежит подавляющее число здравниц и домов отдыха на территории города, что делает невозможным отдых для остальных туристов, которые вынуждены отдыхать «дикарем» без какого-либо санаторно-курортного лечения. Таким образом, город Сочи давно потерял звание общероссийской здравницы и нуждается в масштабном возрождении культурно-оздоровительной базы, чему будут способствовать огромные финансовые вливания.

З
30.12.2009 0 0
Зинаида Богаева:

Ознакомившись со статьёй, лишний раз убеждаюсь в том, что деньги творят с людьми невообразимые вещи. Мало того, что чиновники, которые "курируют" место строительства Олимпиады-2014, устанавливают свои законы и правила, так ещё и обычные люди начинают "звереть" на этой почве. Например, чтобы снять квартиру в 50 км от города Сочи, нанимателю приходится платить втридорога. наймодатель объясняет это тем, что мол через 4 года здесь будет проходить Олимпиада и всвязи с этим такие расценки. так что волна неоправданно взвинченных цен распространяется молниеностно не только по городу Сочи, но и в его окрестностях. Я не думаю, что из Сочи сделают третью столицу России, потому что по многим показателям она не дотягивает, да и расстояние от Москвы достаточно большое (1647 км).

П
30.12.2009 0 0
Петров Пётр Петрович:

Можно подписаться под каждым словом в этой статье. Всё верно! Гибель города-курорта не избежна и это очень печально. Сомневаюсь, что удастся решить все проблемы, связанные с превращением города в мегаполис. Вообще, довольно трудно спрогнозировать то, что может ождать город Сочи. Интересно, кому пришла в голову идея, проводить зимнюю олимпиаду, на южном курорте страны, со столь не подходящими климатическими условиями?! Но, проблему моноцентризма в нашей стране, действительно надо решать. Это дикость, когда один город выполнет функции политического, культурного, и финансового центра страны. Только не за счёт города Сочи, он не подходит для этого.

Ц
25.12.2009 0 0
Цепелева Оксана:

Да, очень занимательная статья. Много мыслей для размышления. Я думаю, что и о канализации и о других проблемах г. Сочи проектировщики и люди, которые будут облагораживать город, подумают и это все будет исправлено. Что касается вопроса превращения всероссийской здравницы в мегаполис, я отвечу, что это очень даже хорошо для экономики нашей страны. Как было упомянуто автором "в стране появится еще один центр притяжения капиталов, рабочей силы, информации и т.п.". И Москва хоть чуть-чуть разгрузится. А на замену курорта масштаба как г. Сочи "придут" другие города, ведь их же огоромное количество по Черноморскому побережью. Единственное, чтобы я хотела сделать с ними-это довести их до европейский стандартов.)

Т
24.12.2009 0 0
Татьяна П.:

И снова у нас все не так, как у всех. Строим стдионы и небоскребы, а обновить канализационную систему никто не догадался. Интересно, что о нас подумает миовое спортивное сообщество?..Радует только, что помимо "минусов", нашлись и "плюсы" такого развития г.Сочи. Переливание капиталов действительно сможет улучшить экономическое состояние, если и не всей России, то хотя бы отрезка Москва-Сочи. Жаль только, что все изменения у нас происходят очень поверхностно, без реорганизации всей реформируемой системы вцелом. Рывками и "вдогонку". А потом начнут всплывать все допущенные ошибки, недороботки и "недодумки".

Р
23.12.2009 0 0
Рамазанова Эльмира:

Неудивительно, что администрация нашей страны и ответственные деятели данного проекта превращают г.Сочи в мегаполис. В нашей стране, как можно заметить, стратегический потенциал, стратегическое планирование, мотивация - это термины, которые не знакомы Власти нашей страны. Всё делается под лозунгом:"Чем больше построем и застроем, тем лучше". Интересно, а кто-нибудь задумывается что деньги тратятся в пустую? Зачем нам второй мегаполис, как Москва? По-моему, Москва сроко лопнет от такого количества жителей, застроек, машин и.т.п. В других странах численность населения меньше, чем у нас в столице. Неужели никто не думает, что наеобходимо разгрузить Москву? Москва-это центр всего. Ни в одной стране столица не отвечает всем тем требованиям (культурным, правовым, экономическим, социальным, досуговым и.т.п.)как наша любимая Москва. Если бы Москву омывало море, это был бы плюс ко всему город-курорт. Сейчас идет колоссальный вклад в г. Сочи, наш знаменитый город-курорт. Так надо было его просто привести в порядок, сделать его таким, чтобы приезжие люди почувствовали себя как будто они приехали не в город, а на остров...Тишина, свежий возжух, солнце, пляж, что еще нужно? Олимпиада 2014. Страны показывают свой город с самой лучшей стороны, они приводят его в порядок! Колорит и достоинства города и страны, вот что важно!Вот к чему необходимо стремиться нашим властям. Город Сочи-будущий южный мегаполис. Действительно в это не трудно поверить. Всё к этому и идет. И через 10 лет все увидят следующую картину: г. Сочи и г. Москва будут просто переполнены на столько, что там будет просто невозможно жить. Единственным выход который вижу я - это аэротранспорт.Если уже сейчас все дороги переполнены, и хоть еще 100 тыс развязок построят, ситуация не изменится. Будим заполнять всё пространство. Я через лет 50 просто будет муровейник, и может тогда наша власть поймет, что их управление не эффективно. Но будет уже поздно.

Е
22.12.2009 0 0
Екатерина Тишкова:

Как это ни печально,но основная мысль данной темы,на мой взгляд,абсолютно верна. В ближайшее время мы скорее всего "потеряем" один из лучших курортов страны в экономическом водовороте страстей. В погоне за престижем и статусом в нашей стране не учитывают социальные и исторические факторы развития городов, которые,конечно,не принесут столь максимальную прибыль , как многомиллионные инвестиции зарубежных и отечественных инвесторов.Совершенно четко ясно, что из настоящего города Сочи не получится сделать курорт мирового уровня,по причине тех климатических российских условий, которые человек не в силах изменить.В связи с этим, Сочи превращается в некую экономическую жертву в преддверии грядущих масштабных международных мероприятий и путь экономического развития города становится предопределен.Я думаю,он превратиться в третью столицу России,притягивая всё большее количество денежных потоков и новую рабочую силу. Безусловно это является положительным фактом, с точки зрения появления нового региона для перераспределения ресурсов и увеличения экономической конкуренции среди городов России.Таким образом,пожертвовав социальными аспектами развития г.Сочи мы получаем новый самостоятельный экономически развитый субъект РФ

Показать еще комметарии (42)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more