Сочи-2012: третий путь России
Традиционно иностранные инвесторы отмечают благоприятные макроэкономические показатели российской экономики. Но при более близком рассмотрении недоумевают над тем, насколько в России цифры расходятся с действительностью. Какие проблемы не дают построить полноценную конкурентную экономику? И что общего у России и развитых стран?
Из выступления премьера Дмитрия Медведева на пленарном заседании XI международного инвестиционного форума «Сочи» российские и иностранные инвесторы могли услышать о высоких показателях и описание благоприятного положения российской экономики. Например, инфляция за 4 года уменьшилась в два раз (т.е. до 7%); официальная безработица составила на июль месяц текущего года рекордные 5%; темпы роста в 2011 году были на уровне 4,3% ВВП, а профицит на 1 сентября составил целых 529 млрд рублей.
И хотя инвестора можно обольстить низкими налогами на НДПИ и акцизные товары, ростом промышленного производства транспортных средств и развитием металлургической отрасли, он вправе задать вопрос – почему в таком случае Россия по притоку иностранных инвестиций находится лишь на 8 месте в мире? И ответов ему будет миллион, в которых любое конкурентное преимущество легко обратить в системный изъян. Инфляция разгоняется благодаря операциям развитых стран на валютных рынках; минимальная безработица более чем условна; темпы роста для развивающейся экономики недостаточные; бюджетный профицит уже в следующем году обернется дефицитом (Медведев упомянул «жесткое бюджетное правило» – формирование бюджета без привязки к цене на нефть и сказал, что работа над бюджетом оказалась сложнее, чем казалось 7 месяцев назад); а приток инвестиций никак не может сравняться с оттоком капитала.
В 2011 году в страну пришло $53 млрд в виде ПИИ, но правительство ставит задачу привлечь $70 млрд и стать конкурентоспособными на глобальном уровне. Сейчас Россия лишь на 67 месте в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Потому что все макроэкономические выгоды перечеркиваются низким качеством политических институтов и коррупцией. Поэтому на сочинском форуме Медведев предложил оценивать действия региональных чиновников по показателям комфортности ведения бизнеса. «Доверие – важная составляющая, – отметил премьер. – Доверие между бизнесменами, доверие в обществе, семье. Это касается и команды единомышленников».
Трудно не согласиться с премьером, но доверие – не поддающийся четкой дефиниции критерий. Ректор ВШЭ Сергей Гуриев заметил, что показатели конкурентоспособности достаточно субъективны. Так, например, по оценкам экспертов у России высокий инновационный потенциал, но неэффективен рынок труда; неразвит финансовый рынок и на низком уровне находятся бизнес процессы. «Те страны, которые стоят высоко по одним рейтингам, стоят высоко и по другим. У нас одно и то же плохо и хорошо», – говорит Гуриев.
Президент Сбербанка Герман Греф в свою очередь подтвердил слова коллеги и отметил, что в регионах одинаково плохо с моделью управления, поэтому говоря о лидерстве, мы должны сначала задавать вопрос «кто», а лишь потом «что». Такая модель неэффективна и затратна, но вопросом остается, как уйти от однозначных указаний и пальца указующего. «Мы уже конкурируем на глобальном уровне, особенно со вступлением в ВТО», – напомнил Греф и предложил перейти от указующего пальца власти к большому, видимо, наподобие «лайка» в фейсбуке.
«В рейтингах, как в капле воды: и наши недостатки, и надежды, – поделился Медведев. – В 20-ке первых стран (по рейтингам – прим. ред.) я не хотел бы остановиться и заночевать». Тем не менее, в мире насчитывается порядка $30 трлн долгосрочных инвестиций, а страны ОЕСР дают все меньший возврат вложений. Поэтому инвестиции идут на развивающиеся рынки, но из-за неправильного международного пиара, сложившегося на Западе имиджа и отсутствия каналов информации о регионах Россия проигрывает в этой конкурентной борьбе.
«Вы не только европейская страна, но и евразийская, – обратился к коллегам директор по европейским и международным делам Caisse des Depots Group Лоран Вижье. – Вы можете быть мостом». Перед развитой Европой у России есть неочевидное преимущество – демография и уровень вложений в человеческий капитал. Исполнительный директор The Boston Consulting Group посоветовал России инвестировать в первую очередь в себя. «Через 20 лет 50 млн человек уйдут на пенсию, их заменят 15 млн, но это слабое утешение для молодых безработных», – поделился он основной проблемой Европы. Но отличие России в другом: ежегодно страну покидают 100 тысяч человек, что ровно на 100 тысяч человек меньше, чем было в 90-е годы.
В России по-прежнему расходы на образование в расчете на душу населения выше, чем в Европе, но недостаток инженеров, конструкторов, математиков и высококвалифицированных специалистов общая проблема Европы и России, ослабляющая конкурентоспособность экономик. «У нас хорошая система образования, – говорит Медведев. – С другой стороны, мы ее ругаем». Премьер вспомнил, что в его бытность студентом, техникумов хватало для самореализации большому количеству людей. Теперь же 90-95% выпускников школ обязательно должны учиться в университетах.
Но причина российских бед, как считает директор Института Адизеса Ицхак Адизес, лежит не в экономической плоскости. «У вас нет культуры, которая могла бы помочь людям реализовывать свои таланты», – говорит он. По мнению Адизеса, в российской культуре слишком много страха, люди боятся говорить, вступать в конфронтацию с властью, потому что суть культуры страха заключается в игнорировании обратной связи. Поднимая тему российской власти, Медведев подчеркнул, что «мы должны привлекать людей, а не ограничивать. Иначе во власть будут приходить маргиналы, а нам это не нужно», – сделал вывод премьер.
Если же говорить о конкуренции максимально широко, то перед нашими глазами происходит банкротство идеи капитализма, после краха коммунизма, и мир включается в поиски третьего пути. «В России есть потенциал для его нахождения, – уверен Адизес. – Не выплескивайте ребенка вместе с грязной водой». Речь, конечно же, не идет о государственном капитализме. И судя по выступлению Медведева, Россия осознает невозможность изолироваться от проблем мировой экономики и будет в нее тесно интегрироваться. Инвестиционный форум «Сочи» это один из инструментов интеграции, который, как и любая другая дискуссионная площадка, хоть и отнимает, по мнению премьера, много времени, тем не менее, позволяет проследить взаимосвязь глобальных экономических процессов.
Статьи по теме:
Написать комментарий
"Дыкый страна! Савсэм дыкый! Нихт культур!" -- орал Адизес МакФуул, выскакивая из бани.