Раскол православия. Зачем Константинополь отбирает у Москвы Украину
Украинская Православная Церковь (УПЦ) собралась получить автокефалию, то есть стать независимой от Московского патриархата. В этом намерении ее поддержал патриарх Варфоломей – глава Константинопольского православия и по совместительству всей Вселенской Православной церкви, «матери всех церквей». Вопрос, судя по всему, уже решен: Варфоломей направил на Украину двух экзархов (представителей) для подготовки к автокефалии. РПЦ, естественно, отреагировала крайне резко: глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион заявил, что патриарх Московский и Всея Руси Кирилл больше не будет совершать поминовения патриарха Варфоломея. Этот жест приравнивается к разрыву дипломатических отношений. УПЦ Московского патриархата выразила протест Константинополю, а 10 из 15 православных церквей выступили против раскола.
Спор хозяйствующих субъектов
Константинополь и Москва спорят о принадлежности украинской территории несколько веков. Москва исходит из решения Константинопольского патриарха Дионисия от 1686 года, который передал Киевскую метрополию РПЦ. Несколько веков спустя в Константинополе заговорили о неверной трактовке решения Дионисия. И это понятно: Константинополь преследует свои политические цели – утверждение собственного влияния в православном мире. При выводе Украины из орбиты России Константинополь укрепит греческую ветку православия и ослабит – русскую. К первой ветки тяготеет Александрия, Иерусалим, Кипр, Эллада и Албания. Ко второй – Антиохия, Грузия, Сербия, Болгария, Польша, Чехия и Словакия. Единственная православная церковь, которая остается «над схваткой» – Румынская.
Сегодня у РПЦ на Украине около 11 тыс. культовых сооружений, в том числе 3,5 тыс. храмов, и 12 тыс. общин. Это треть всех приходов РПЦ, включая территорию России. После признания автокефалии приходы должны будут голосовать по вопросу отделения от РПЦ и перехода в новый патриархат. Естественно, этот процесс будет сопровождаться рейдерскими захватами зданий и дележкой церковного имущества. Вопрос напрямую затронет 12,8% православных, принадлежащих к УПЦ Московского патриархата. Интересно, что на сторону РПЦ на данный момент встали 10 из 15 православных церквей. То есть не только те, что придерживаются русской линии православия, но и те, что традиционно остаются за Константинополем.
Потеря духовного влияния
Конфликт Константинополя и Москвы не обошелся без большой политики. Дело в том, что РПЦ тесно связана с государством Российским, а отношения Украины с Россией пребывают в тяжелейшем кризисе. Как считают в РПЦ (об этом официально заявил митрополит Иларион), президент Украины Петр Порошенко активно продвигает проект автокефалии УПЦ и торопит с решением Константинополь. Сам Порошенко говорил, что автокефалия это «вопрос нашей независимости». УПЦ Московского патриархата он напрямую называл «пятой колонной». Что интересно, на этот счет в украинском политикуме существует консенсус: все предыдущие президенты Украины поддерживают курс Порошенко на разрыв с Москвой. Но только 31% граждан одобряют создание автокефальной поместной православной церкви. Против выступают 20%.
В чем же состоит связь государства Российского и РПЦ? С одной стороны, все сводится к экономике. Никита Сергеевич Хрущев, который, как истинный коммунист, церковь не любил и хотел ее прижать, поступил просто. Он не стал, как его предшественники – большевики, разрушать храмы и убивать попов. Он просто обложил церковь налогами, как любой хозяйствующий субъект. Сегодня для РПЦ такой поворот дела был бы смертельной угрозой. Потому она следует в фарватере генеральной линии «партии и правительства». Тем более что Кремль это ценит и считает православие одной из тех самых пресловутых «скреп».
Правда, очень сомнительно, что священники, расположенных на Украине храмов УПЦ Московского патриархата, агитировали прихожан за Россию – священные власти с 2014 года занимают крайне осторожную позицию и не позволяют себе то, что считается нормальным у светских властей.
Но проблема даже не в разрушении духовного единства русских и украинцев. Отделение УПЦ от РПЦ превращает Россию из главной православной страны мира в просто еще одну православную страну, а Московский патриархат, бывший имперской структурой и чуть ли не альтернативой Ватикану и уж тем более Константинополю, становится заурядной национальной церковью.
Оказывается, что Вселенский патриарх может не только иметь противоположное мнение по поводу Украины, но и дать украинцам автокефалию вопреки протестам из Москвы. Осознание этого разрушает фантазии о мировом значении русского православия, Москвы как Третьего Рима и вызывает истерику властей и руководства РПЦ.
Тут надо отметить, что Константинопольский Вселенский Патриархат – ничуть не меньшее недоразумение, чем Московский патриархат. Точно так же, как современная Русская церковь была создана практически с нуля теми самыми людьми, которые сначала ее уничтожили, Вселенский Патриархат был воссоздан турками после завоевания ими Константинополя и Украина не добьется никакой настоящей независимости, переходя из рук Москвы в руки Константинополя.
Но факт остается фактом: Русский мир сужается. Загнать людей и страны в одно стойло сейчас нельзя. Можно только сделать это стойло удобным и комфортным. Тогда они и сами туда придут.
Написать комментарий
Предоставление автокефалии Украинской церкви — вполне закономерный акт и свершившийся факт истории. С начала перестройки РПЦ последовательно поддерживала разрушительные и преступные действия россиянской властной элиты, особенно в сфере культуры и просвещения. Ещё в начале 2007 г. епископ Чукотский Диомид (Дзюбан), сам этнический украинец с Луганщины, публично обвинил в своём обращении церковное руководство РФ в космополитизме, эйкуменизме, стяжательстве и соглашательстве с режимом, развалившим и разворовавшим всю страну, соучаствовавшее ему в обмане, грабеже, геноциде коренного населения, в первую очередь русских. Независимость УПЦ — Божья кара, наказание свыше за национал-предательство московских попов, за всю их русофобию, жадность, воровство и враньё!
Автор статьи, или вообще не в курсе того,о чем он пишет, слышал звон, да не знает где он, или намеренно искажает факты. "Украинская Православная Церковь (УПЦ) собралась получить автокефалию, то есть стать независимой от Московского патриархата". Ни какой украинской церкви нет и не было. Есть украинская православная церковь московского Патриархата. И ни какой автономии она не требует, а была есть и будет Православной украинской церковью московского Патриархата. А маленькая группа человечков, во главе с еретиком и расстригой Денисенковым, решили поиграть в политику за деньги. И теперь у Константинополя большие проблемы, так как сами себя исключили из лона Вселенской Церкви, поддавшись на провокации Поросенко. Так, что не лгите и учитесь.
Ещё не вечер.