Освоение Арктики – стратегическое будущее России
Владимир Путин принял участие в пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», который проходил в Архангельске 29–30 марта. Президент сделал несколько очень важных заявлений, определяющих будущее этого региона.
В частности, президент отметил: « Сейчас, в наши дни, значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы, и, конечно, как территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным экономическим потенциалом… Сотрудничество учёных, широкий обмен опытом и программами особенно важны, учитывая масштабы планов освоения этой территории, в том числе в рамках больших международных проектов. Одним из недавних позитивных примеров, конечно же, служит проект «Ямал СПГ», в реализации которого, так или иначе участвуют семь государств…Особое внимание уделяем Северному морскому пути, о котором я только что сказал, в начале своего выступления…Изменение ледовой обстановки, появление новых, современных судов делает его практически круглогодичной артерией, во всяком случае, в ближайшее время, уверен, так и произойдёт, причём эффективной и надёжной, имеющей огромный потенциал для российской и для глобальной экономики».
И слова президента были подкреплены делом. Именно во время проведения форума в порт «Сабетта» Ямало-Ненецкой Автономной Области зашел первый в истории арктический ледокольный танкер – газовоз, прошедший испытания в Карском море и Обской губе. Конечно, ледоколы и танкеры для перевозки сжиженного газа существовали давно. Но судно, совмещающие эти две функции – новое слово в мировом судостроении. И спроектировано оно было именно в России!
И вот логичный вопрос. А зачем?
Для этого надо разобраться с вопросом, а что такое «Ямал СПГ», о котором упоминал Президент. Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству Сжиженного Природного Газа (СПГ) мощностью 16,5 млн. тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд. кубометров. Первая линия по производству СПГ в рамках проекта должна быть запущена в 2017 году.
Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта, а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути..
Как идет реализация этого проекта? Об этом могли увидеть и услышать все зрители федеральных телеканалов, которым показывали построенные объекты в поселке Сабетта. Действительно, впечатляет.
Проект «Ямал СПГ» реализуется компанией «Новатэк» совместно с французской «Total», китайской CNPC (китайская национальная нефтегазовая компания), китайским же «Фондом Шёлкового пути» (Silk Road Fund Co Ltd., SRF) и другими компаниями. Проект поддержан Правительством РФ и Правительством ЯНАО.
Арктическому танкеру - газовозу, пришедшему в порт Сабетта, присвоено имя бывшего главы компании «Total», трагически погибшего, Кристофа де Маржери. «Christophe de Margerie» – это первый из пятнадцати танкеров - газовозов для проекта «Ямал СПГ», которые будут способны работать при температурах до –52 градусов по Цельсию и проходить через льды толщиной до 2,1 метра. Вместимость танкеров будет составляет 172,6 тыс. м³ сжиженного природного газа.
Строительство нового порта в стране «Сабетта» осуществляется на принципах государственно-частного партнёрства, являясь по своим масштабам крупнейшим в мире инфраструктурным проектом, реализуемом в арктических широтах. Проект «порт Сабетта» представляет собой создание подходного канала в северной части Обской губы длиной около 50 км, шириной 300 м, глубиной 15 м, непосредственно самой акватории порта Сабетта, площадью порядка 130 га, а также двух мощных ледозащитных сооружений.
Министр транспорта РФ Максим Соколов проинформировал Главу государства о том, что порт Сабетта фактически уже работает в штатном режиме (за прошлый год было принято и обслужено около 1200 судов различного класса, около 3 млн. тонн грузов).
В своём докладе глава ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон подтвердил, что на проектную мощность «Ямал СПГ» выйдет в 2019 году, первая очередь будет введена в 2017 году.
Губернатор ЯНАО, отвечая на вопросы журналистов, назвал это событие – «Большой победой России в освоении арктических просторов». «Планы по строительству в Сабетте, о которых мы рассказывали несколько лет назад, многими назывались утопическими. Но вот – Ямал это сделал. Всё свершилось!» – прокомментировал Дмитрий Кобылкин. Глава ЯНАО отметил, что реализация этого мощнейшего проекта значительно повлияла на укрепление геополитических позиций страны.
Написать комментарий