На случай войны. Как Минобороны будет отбирать автомобили у россиян
Министерство обороны выступило с предложением ставить на военный учет автомобили, которые находятся в собственности граждан России. По замыслу, это необходимо для того, чтобы воспользоваться транспортным средством, если в стране будет введено военное положение. Таким образом, планируется изменить перечень автомобильной техники, которую в случае необходимости смогут передать в распоряжение армейских сил. Сделано это будет после вступления в силу нового приказа Минобороны, суть которого сводится к усилению контроля за «переписью» машин. Вместе с этим эксперты успокаивают: обычные легковые авто военным могут не понадобиться.
Внедорожники под прицелом
Планируется, что всю информацию об автомобильном транспорте, которая находится в собственности, военные будут получать не только от ГИБДД, Гостехнадзора и Росстата, но и от налоговой службы. Вместе с этим, как предполагают эксперты, обычные легковые авто вряд ли могут понадобиться армии. В документе, в первую очередь, речь идет об отечественных внедорожниках. Так, например, в эту категорию попадают автомобили УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966 и УАЗ-3163 («Патриот»).
Как сообщили «Известиям» в Министерстве обороны, речь идет о проекте «О внесении изменений в приказ министра обороны РФ от 14 марта 2014 года № 151». Таким образом, вносятся поправки в перечень транспортных средств, которые подлежат учету в мирное время в военных комиссариатах. Сообщается, что в списки будут включаться автомобили категории технического регламента Таможенного союза «М1». То есть, это легковой транспорт, который перевозит пассажиров и, кроме водительского, имеет не больше восьми пассажирских мест.
В данный момент проект приказа находится на межведомственном согласовании и антикоррупционной экспертизе. Вероятно, его еще будут серьезно дорабатывать и внесут существенные изменения.
Война и компенсация
«Мобилизация» – так звучит термин, обозначающий изъятие транспортного средства во время военного положения. Последнее вводится «только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства», отмечают «Известия».
В документе сказано, что техника будет направляться на вооружение соединений и воинских частей, которые будут сформированы в военное время. Уточняется, что мобилизованный транспорт не будут направлять непосредственно в район боевых действий. Кроме этого, как отмечается, никто не говорит об изъятии автомобилей у собственников.
Гражданскими автомобилями военные будут пользоваться до тех пор, пока в часть не поступят резервные штатные автомобили. После этого машины будут возвращать владельцам, а собственникам транспортного средства будет выплачиваться компенсация. Ее размер будет рассчитываться в зависимости от того, сколько времени ей пользовались, а также какие повреждения были получены.
Что касается мирного времени, то техника, которая подлежит мобилизации, будет стоять на учете. Для каждой машины заведут свою карточку технического состояния, где будет собрана вся информация. Например, о возможности пользования автомобилем без предварительного ремонта. Здесь же будет указаны данные последнего техосмотра и наличие полиса ОСАГО.
Что еще могут «позаимствовать»
Кроме автомобилей, проект приказа предусматривает учет мобильных компрессорных, электрических станций и агрегатов электропитания. Все это может понадобиться военным при организации базовых полевых лагерей и электропитания систем вооружения. У документа есть пояснительная записка, в которой отмечается, что благодаря увеличению количества источников данных об автотехнике, будет повышена «достоверность предоставленной информации».
Как отмечают «Известия», министерство планирует усилить контроль за учетом автотранспорта. По замыслу, вся информация об автомобилях и спецтехнике, которые находятся в собственности юридических лиц, будет направляться в военкоматы. Предоставлять эту информацию будут территориальные органы и подразделения ГИБДД, а также Гостехнадзор, Росстат и даже ФНС (Федеральная налоговая служба).
Комментируя ситуацию, военный эксперт Владислав Шурыгин отметил, что каждая воинская часть России имеет утвержденную организационно-штатную структуру. И, кроме информации о личном составе, вооружении и средствах связи, в соответствующих документах говорится и об автомобильной технике. «Если штатной техники нет в наличии, ее должны заменить другие образцы со схожими тактико-техническими данными. К примеру, по штату должен быть УАЗ-469. Если машины этого типа нет на военных складах, то ее заменяет военная «Нива». И только если не будет «Нивы», ее место займет мобилизованная гражданская машина», – пояснил эксперт.
Джипы класса «люкс»
Что касается зарубежных автомобилей, то внедорожники, которые имеют колесную формулу «4Х4», будут мобилизованы только «в крайнем случае». Речь идет, в частности, о таких люксовых джипах, как Toyota Prado или, например, VW Touareg.
Учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев успокаивает, что военные, в первую очередь, будут запрашивать полноприводные внедорожники, и, желательно, российского производства, поскольку личный состав с ними более знаком. «Обычные легковые машины малопригодны для использования в военно-полевых условиях. До них дело не дойдет», – считает юрист.
О том, что владельцам обычных легковых автомобилей не стоит волноваться, говорит и первый заместитель председателя комитета Государственной думы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков: «Нововведения никак не отразятся на мирной жизни автовладельцев. А в случае войны это будет тем более неактуально».
Написать комментарий
Могут мобилизовать не только авто, но и его владельца, вместе с его жизнью. Так что нормальный расклад.
заберут, а потом днем с огнем не найдешь
сегодня - машины, а завтра - квартиры, скажут, что военным жить негде, ага! совсем уже!
Как удобно!Объявил военное положение - и всё, ни на какой митинг уже не доедешь! А если и автобусы в это время отменить и электричество выключить, то и революция не случится!