Мост между Россией и Украиной: когда страны преодолеют Керченский пролив?
Строительство моста в Керченском проливе обсуждается Россией и Украиной на протяжении почти 20 лет. Однако фундамент общего проекта так никогда и не был заложен – ограничивались громкими заявлениями о намерениях. Хватит ли политический воли на этот раз?
На встрече президентов России Дмитрия Медведева и Украины Виктора Януковича 5 октября 2010 года в Геленджике украинский лидер предположил, что строительство моста через Керченский пролив можно будет завершить в ближайшие два года. Медведев поправил коллегу: мост, о возведении которого только что договорились главы двух государств, будет «сверхсовременным сооружением», построить его раньше 2014 года не получится. Но в 2014 году в Сочи откроется Олимпиада, чем не повод для соединения полуострова Крыма с Краснодарским краем?
Что бы ни декларировалось на той встрече, а объект явно уступал в приоритетности стадионам, дорогам и гостиницам олимпийской столицы. Договоренность о совместном проекте входила в перечень документов, известных как «харьковские соглашения». Впереди предстояла разработка проектной документации. Межправительственная рабочая группа оперативно организовала пять совещаний, но уже в 2011 году Керченский мост отложили в долгий ящик. Прошло два с половиной года, украинская экономика на грани дефолта так и не получила перспективу торговой ассоциации с ЕС, а заложенный Януковичем вираж опрокинул страну в острый политический кризис.
17 декабря 2013 года Майдан как никогда опасался вступления Украины в Таможенный союз. Но вопреки ожиданиям Виктор Янукович и президент России Владимир Путин по итогам московской встречи договорились об устраивающих украинскую оппозицию стимулах для экономики Украины, которая впала в рецессию с максимальными рисками дефолта. Путин пообещал скупить украинские еврооблигации на 15 млрд долларов, углубить научно-техническое сотрудничество в области самолетостроения и космической промышленности, подстегнуть товарооборот между странами и построить транспортный переход через Керченский пролив, связав тем самым Краснодарский край и Крым. Пожалуй, это единственное, в чем оппозиционеры увидели символическое воссоединение Крыма и России, хотя разговоры о постройке велись уже больше пятнадцати лет.
Предыстория инициатив по строительству моста это рассказ о том, как несколько раз его почти построили и столько же раз отменили или забыли поработать руками. В 90-х московский мэр Юрий Лужков симпатизировал проекту транспортной артерии между Керчью и Кавказом. Учреждалось даже открытое акционерное общество «Керченский мост». В 2004 году идею снова доставали с полки, но безрезультатно – не добирались даже до инженерно-проектировочной части. На этот раз проволочки чинить в правительствах не хотят.
В январе первый российский вице-премьер Игорь Шувалов отдал распоряжение государственной компании «Автодор», занимающейся строительством платных автомобильных дорог, курировать проект и быть накоротке с украинскими коллегами. Затем аналогичное поручение – по сути, приглашение к работе – было передано Министерству транспорта РФ. Чтобы включить Керченский мост в Транспортную стратегию до 2030 года, проектирование объекта должно быть завершено к началу 2015 года. Этим и объясняется энергичность кураторов и исполнителей.
В итоге инженерные изыскания легли на плечи «Автодора». И хотя компания еще недавно заявляла об отсутствии керченского проекта в рабочем плане до 2020 года, по последней информации, банк ВТБ согласился профинансировать проектный этап, который обойдется в 20 млн долларов. Это подвигло «Автодор» к созданию дочерней структуры для подготовки моста к строительству. «Дочка» будет учреждена в форме ОАО на паритетных началах с Украиной, стало известно газете «Ведомости» от близких к компании источников.
О предварительной стоимости самого объекта говорили с момента декабрьских соглашений почти все заинтересованные лица. Вице-премьер Автономной Республики Крым Рустам Темиргалиев еще в конце 2013 года называл сумму в 3 млрд долларов, а период строительства, по его словам, должен занять примерно пять лет. В Министерстве экономического развития и торговли Украины придерживались цифры 1,5 – 3 млрд долларов. Перед началом Олимпиады в Сочи заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров провел встречу с и.о. вице-премьером Украины Александром Вилкулом. После нее Белозеров, подписавший с украинским коллегой техническое задание на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО), оценивал Керченский мост в 1,5 – 2,5 млрд долларов.
По словам Александра Вилкула, рассматривается несколько типов переезда. Это может быть тоннель, автомобильный или совмещенный – автомобильно-железнодорожный мост. Строительство так же имеет ряд вариантов. «Северный вариант» соединит мыс Фонарь и мыс Малый Угол, протяженность конструкции составит 10,3 км, кроме этого потребуется построить 49 км автодорог и 24 км железной дороги. «Жуковский вариант» от поселка Жуковка до косы Чушки будет 6,3 км в длину, к нему нужно будет проложить 46 км автодорог и 13 км железной дороги. «Еникальский вариант» проляжет от мыса Синягино до косы Чушки – это 5,7 км плюс 46 км автодорог и 5 км железной дороги. И последний «Тузлинский вариант» – от мыса Ак-Бурун до косы Тузла: 11,7 км, 38 км автодорог и 36 км железной дороги.
Но если инженерные работы выполнят отечественные специалисты, то к написанию ТЭО партнеры собирается привлечь консалтинговые компании с мировыми именами, которые, впрочем, пока не называются. Проезд по мосту предполагается сделать платным, а возврат инвестиций в Министерстве инфраструктуры Украины ожидают в течение 5-10 лет. Финансировать строительство будет российско-украинское совместное предприятие – от России в нем примет участие Минтранспорта, с украинской стороны – Мининфраструктуры. Кредит на постройку объекта должен выделить российский Внешэкономбанк, щедро кредитовавший Олимпиаду в Сочи.
Об экономических выгодах пока никто судить не берется. Но если взять грузоперевозку, то пропускная способность моста может увеличить количество грузов, переправляемых сегодня на этом участке с помощью парома. Паром курсирует два раза в день, стоит для грузовых машин от 61 доллара за переправу. Объезд переправы составляет 450 км и занимает около 6-7 часов. Часть грузов отправляют вдоль побережья Азовского моря. Представители грузовых компаний при этом говорят, что стоимость проезда в европейских тоннелях колеблется от 5 до 15 евро. Если цена будет в пределах этой суммы, грузопоток между Крымом и Краснодарским краем увеличится многократно и положительно скажется на экономике региона и двух государств.
Еще один момент, на который в Крыму возлагают надежды – туризм. В то время как Краснодарский край принимает от 10 до 12 млн отдыхающих в год, Крым ежегодно посещают всего 6 млн человек. Из них 1,4 млн граждане России, а 4 млн внутренние туристы. Мост мог бы послужить развитию туризма на полуострове, считают украинские чиновники.
Хотя трафик, тарифы и экономический эффект остаются предметом изучения для консалтинговых компаний, для России выгоды в проекте может быть не меньше, чем для Украины. После завершения строительства олимпийских объектов к возведению моста можно привлечь крупных российских подрядчиков и усилить интеграцию Крыма и Краснодарского края. В начале XX века Британская империя вынашивала планы строительства в этом месте железнодорожного моста, который бы связал Лондон с Дели. Но этому проекту по многим причинам было не суждено осуществиться. Сегодня Россия способна усилить влияние в черноморском регионе и начать она может с укрепления экономических связей.
Написать комментарий
При разработке проекта любых работ по Тузлинскому варианту прошу учесть мои предположения на сайте Проза .Ру "Древнерусские измерения" и "Спасский и Тмутаракань". Необходимы археологические раскопки ...... Учесть грязевые вулканы ,сейсмические последствия во всех вариантах. Участвовал в стр-ве вантового метромоста в Киеве. Евгений Лебедев2