Кто стоит за телефонным террором в России. Хроника, версии
Волна анонимных телефонных звонков в начале сентября о наличии взрывных устройств в местах массового скопления людей затронула десятки российских городов и сотни учреждений. В прессе циркулирует множество догадок относительно заказчика и целей этой террористической акции. Каковы масштабы этой атаки и что говорят специалисты по поводу ее причин и возможных заказчиков?
Хроники
Первым принял на себя «удар» волны анонимных звонков Дальний Восток. Сообщения о наличии взрывных устройств в местах массового скопления людей приняли в Хабаровске, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском и многих других городах региона. Постепенно шквал звонков стал перемещаться на Восток, в города Сибири, Урала, а к концу недели достиг европейской части России.
Террористы сообщали о наличии бомб в зданиях администрации городов, торговых центрах, школах, вузах, на вокзалах, в аэропортах и так далее. По данным на 16 сентября, число эвакуированных по всей стране за минувшую неделю превысило 170 тыс. человек, эвакуация затронула почти полтысячи объектов.
Первый звонок о заложенной бомбе прозвучал 9 сентября в Омске. Аноним сообщил, что взрывное устройство находится в здании мэрии. Ну а дальше – «понеслось». В Перми из-за телефонных угроз были отменены занятия во всех школах, в Магадане эвакуировали людей из двух кинотеатров, рынка, четырех школ и двух вузов. В Ставрополе «пострадала» мэрия и краевое Заксобрание, торговые центры и школы, в Уфе и Брянске – торговые центры общим числом больше десятка. Также обезлюдели вследствие телефонных звонков десятки торговых центров во Владивостоке, Челябинске и Красноярске. Было эвакуировано правительство Хакасии, мэрия и аэропорт Абакана. В Иркутске вывели людей из зданий регионального правительства, железнодорожного вокзала и мэрии, в Улан-Удэ и Чите эвакуировали аэропорты. Кроме этого в городах «заминированными» оказались многие торговые центры, учебные заведения, детские сады и так далее. Таким же телефонным атакам подверглось и множество других городов страны.
Позже волна звонков докатилась до Москвы и Санкт-Петербурга.
В Питере из-за звонков злоумышленников были эвакуированы люди из 19 крупнейших ТРЦ, в Москве эвакуировали из пяти железнодорожных вокзалов (движение поездов продолжалась в штатном режиме), нескольких вузов, множества школ, отелей и торговых центров.
16 сентября в 11 регионах страны прозвучали 57 звонков о ложном минировании. В столице были эвакуированы люди из здания Ярославского вокзала, кинотеатра и двух клубов. Только в один этот день по стране было эвакуировано более 20 тыс. человек.
17 сентября поступил звонок о готовящемся нападении на столичный аэропорт «Шереметьево». Здание аэропорта было немедленно проверено на предмет наличия взрывчатки, угроза оказалась ложной, эвакуация людей не производилась. Вечером этого же дня в полицию Москвы звонили еще около 10 раз о минировании торговых центров. Информация не подтвердилась, было эвакуировано около 10 тыс. человек.
Ущерб от этих телефонных атак пока никто не подсчитывал, некоторые депутаты Госдумы озвучивают цифру в 1 млрд руб.
Специалисты, связанные со спецслужбами, утверждают, что прямой экономический ущерб для бюджета от этих атак отнюдь не гигантский. Силовые органы проводят мероприятия по проверке зданий и эвакуации людей в рамках своих обязанностей и своих бюджетов. Привлечение каких-то дополнительных сил происходит не часто. В коммерческом секторе потери более значительны, простой крупного торгового центра в выходные дни может составлять десятки миллионов рублей. Но и тут делать оценки довольно сложно – какая-то часть покупателей, эвакуированная из ТРЦ из-за звонков, вернется туда в другой день. То есть фактические потери продавцов в этих торговых центрах могут быть существенно ниже. Как оценивать потери от простоев учебных заведений, вообще не очень понятно.
Версии
Какой-либо конкретной информации от силовых структур по поводу того, кто является организатором этой волны анонимных звонков и каковы ее конечные цели, практически нет. Соответственно в прессе циркулирует великое множество различных версий в отношении происходящего.
С легкой руки РБК была запущена и растиражирована многими СМИ информация, что звонки были организованы с территории Украины. Никакого подтверждения эта информация пока не получила.
Еще одна версия утверждает, что случившаяся телефонная атака на страну инициирована ИГИЛ (террористической организацией, запрещенной в России).
Есть предположение, что основной целью этой атаки являются торговые центры, и мы наблюдаем то ли элементы конкурентной борьбы, то ли примитивное вымогательство. В пример обычно приводится случай такого вымогательства, который произошел в 2015 году в Санкт-Петербурге. Тогда с помощью похожих звонков пытались вымогать (безуспешно) деньги с нескольких питерских торговых центров. Пока никакой конкретной информацией эта версия не подтверждается.
Наиболее популярная версия гласит, что эта акция является происками каких-то иностранных злопыхателей (без всякой конкретики), которые таким образом пытаются запугать и дестабилизировать наше общество, а заодно изучить действия наших силовых структур по предотвращению терактов, чтобы потом подготовить что-то более существенное.
Есть версия, гласящая, что это действо затеяли сами спецслужбы, чтобы поднять свой рейтинг и увеличить расходы на свое содержание. Еще одна версия утверждает, что эти теракты (а специалисты в один голос утверждают, что это именно телефонный терроризм и ничто другое) организованы с целью подорвать доверие наших граждан к силовым структурам.
Такие же взаимоисключающие версии есть и в отношении власти в стране: одна утверждает, что этот теракт нацелен подорвать доверие к власти, а другая, напротив, говорит, что все это устроено «кровавым режимом», чтобы запуганный народ сплотился вокруг власти.
Есть версия, что все эти атаки являются лишь результат плановых учений спецслужб. И даже есть некоторые подтверждения в СМИ, о том, что такие учения имели место. Пресса сообщает о таких учениях в Челябинске и Ханты-мансийском округе. Появлялись сообщения об антитеррористических учениях и в других регионах страны. Официальные источники эту информацию опровергают. Заведенные уголовные дела по факту анонимных звонков косвенно подтверждают официальную версию. Хотя одна версия другую исключать не обязаны – террористы вполне могли воспользоваться проходящими учениями, если таковые были.
Еще одна версия происходящего утверждает, что мы являемся свидетелями разгоревшейся в последнее время шумной войны между «заматильдовцами» и «противоматильдовцами».
Какая из вышеизложенных версий является наиболее предпочтительной, граждане вправе выбрать по своему вкусу, никакой конкретной информации «за» или «против» той или иной версии в открытых источниках нет.
Такую информационную сдержанность силовых структур эксперты отчасти объясняют тем, что силовики стараются как можно меньше муссировать эту тему в СМИ, чтобы не возбуждать этим лиц, склонных к подобным телефонным «развлечениям». Кстати, на минувшей неделе в Подмосковье силовики задержали группу юных «террористов», решивших под шумок «поразвлечься», запугивая округу сообщениями со своих мобильников о несуществующих взрывных устройствах.
Нынешняя телефонная атака на нашу страну, безусловно, беспрецедентна по своему размаху, однако не является событием совсем уж уникальным. Как сообщают эксперты, в 2013–2014 годах только в Москве эвакуировали по 100 тыс. человек в год, поэтому сегодняшняя ситуация для силовиков не является чем-то из ряда вон выходящим. Эксперты утверждают, что современные технические средства позволяют установить имена террористов гарантированно, просто для этого понадобится некоторое время. Для паники оснований нет.
Написать комментарий