28 СЕН, 03:44 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960


Интернет-суверенитет России и горизонты цифровой политики

31 Августа 2021 3177 0 Интервью и комментарии
Интернет-суверенитет России и горизонты цифровой политики

Буквально за каких-то десять лет Интернет превратился в один из ключевых каналов политической коммуникации в России. И это ставит перед государством новую задачу. Аппарат медиакоммуникации власти с населением был выстроен на основе традиционных СМИ. Принимая во внимание определенную консервативность, государство в определенном смысле запоздало с реакцией на стремительное проникновение Интернета в общественно-политическую жизнь. Более того, этой ситуацией сумело воспользоваться радикальное крыло оппозиции, «застолбив» за собой многие сетевые площадки. И потому сейчас перед властями встает в полной мере вопрос о перезапуске политики собственного присутствия на просторах Рунета.

В сетях Глобальной Паутины

Кто-то может усомниться в значимости этой задачи. И эти скептики, очевидно, плохо знакомы с данными социологических опросов.

Интернет проник во все аспекты нашего быта, став его неотъемлемой частью. Опросы ВЦИОМ показывают, что Глобальной Паутиной периодически пользуются 86% россиян. Семь из десяти опрошенных ежедневно погружаются в виртуальную реальность. Каждый третий проводит в онлайне более четырех часов в день.

Сеть победила телевизор либо близка к этому. Так, Интернет-ресурсы служат главным источником новостей для 43% наших сограждан. Для сравнения, телевидение в этом качестве предпочитают 38% опрошенных.

И здесь мы должны вспомнить о том, что в опросах социологов участвуют только совершеннолетние. Если же взять в расчет многомиллионную армию подростков, то удельный вес адептов Всемирной Паутины вырастет еще больше.

Ситуация в малых городах и на местах принципиально не отличается от раскладов в городах-миллионниках. И лишь вопросом времени остается ее полное выравнивание с федеральным трендом. В первую очередь – за счет развития и распространения мобильного Интернета.

Ускорению темпов «миграции в сеть» заметно способствовала пандемия коронавируса. И речь идет не только о росте рынка онлайн-товаров и услуг. Коронавирус расширил масштабы использования «удаленки» работодателем. Также были впервые массово опробованы, в особенности образовательным сообществом, сервисы дистанционного обучения.

Совместный опрос платформы Perfluence и агентства Research Me показал, что 80% россиян хотели бы при возможности бросить работу и стать блогерами. Больше половины из них – это представители молодежи в возрасте от 16 до 24 лет. Вполне очевидно, что эти настроения не грозят России тотальным исчезновением профессий слесаря, водителя и кассира (по крайней мере до момента повсеместного внедрения искусственного интеллекта). Однако удельная доля пользователей, ведущих блог на профессиональной основе, продолжит расти. И появление новых популярных международных площадок будет способствовать резкому увеличению их числа. Наглядным тому подтверждением служит появление множества новых «Интернет-звезд» после проникновения TikTok на постсоветское пространство.

При этом сейчас на поле соцмедиа противники нашего государства сильнее, чем его сторонники. Достаточно ознакомиться хотя бы с выпускаемыми компанией «Медиалогия» ежемесячными рейтингами популярных каналов в разных соцсетях, чтобы понять это. Но отставание еще не приобрело фатальный характер. Ситуацию можно обратить вспять.

Смысл в каждом челлендже и любом обзоре

Нужно отдавать себе отчет и в том, что Интернет – это поле смыслов. Даже откровенно развлекательный контент напрямую или косвенно продвигает среди аудитории определенные ценности и нормы. Блогер, ищущий призраков на «заброшках», так или иначе способствует распространению веры в сверхъестественное. Человек, набирающий миллионы просмотров за счет челленджей в стиле «весь день едим еду одного цвета», переворачивает у зрителей представления о ценности труда, навыков и конкретных профессий. Наконец, короли TikTok и YouTube просто выступают в глазах аудитории в качестве сверхуспешных людей, достигших «высот социальной иерархии» без особых усилий. Что побуждает публику копировать их жизненные стратегии, систему восприятия социальной действительности и даже манеру поведения. В этом плане некоторые наши современники, увы, недалеко ушли от поклонников карго-культов на островах Океании.

Следует помнить и о другой стороне популярного Интернета. Тренды в Сети задают не только ролики с котами разной степени упитанности, реакции на что-либо, интервью с селебрити и ролики в духе «Я сделал гигантский желейный бургер». Большой интерес вызывают, например, обзоры популярных видеоигр, фильмов, сериалов и комиксов. Причем авторы разбирают, в том числе, их смысловую составляющую. Например, обзор мультфильма «Храбрая сердцем» легко может превратиться в апологию или же разоблачение феминизма. Анализ сериалов «Во все тяжкие» или «Сопрано» без особых усилий превращается в популярную лекцию о «социальных язвах» Соединенных Штатов. Комментарии к роликам, посвященным разбору американского сериала «Чернобыль» или экранизации романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», и вовсе излишни. Мы наблюдаем классическую борьбу за право интерпретации символов. И соответствующий контент может легко набирать миллионы просмотров. В качестве наглядного примера можно привести хотя бы творчество Евгения Баженова.

«Обзорщики» VS  селебрити

Что особенно важно, работающие в этом направлении блогеры обладают большим авторитетом в области общественно-политических вопросов, нежели большинство селебрити. То, что люди слушают песни Клавы Коки или Моргенштерна, не означает, что их мнение может повлиять на выбор поклонников в вопросах политики. Это уже не раз было доказано на практике. Достаточно вспомнить про историю совместного клипа Тимати (Тимура Юнусова) и Гуфа (Алексея Долматова).

И это вынуждает нас обратиться к другому важному аспекту темы. Некоторые считают, что при создании и продвижении политического контента нужно концентрировать внимание исключительно на блогерах-мультимиллионниках. Чем больше аудитория, тем большую обратную связь ты получишь. Этот принцип действительно работает, когда речь идет о продаже продуктов массового потребления – маек или чипсов. Но когда речь заходит о политике, механизмы коммерческого продвижения дают сбой. Ты можешь быть популярным певцом, спортсменом или звездой реалити-шоу. Но это не означает, что твои подписчики будут автоматически рассматривать твое мнение по вопросам политики как авторитетную позицию. Более того, оно может вызвать негативную реакцию. Напомним, рэпер Баста (Василий Вакуленко) был вынужден извиняться перед подписчиками за свою позицию относительно пенсионной реформы. Точно также с публичными извинениями перед фанатами выступал Алексей Долматов. Всего две «политические» строчки в клипе на песню «Москва» принесли ему и Тимуру Юнусову более одного миллиона дизлайков. «Эффект селебрити» в продвижении политического контента работает лишь в случаях, когда транслируемый аудитории посыл изначально обладает высокой популярностью. В качестве примера можно привести движение Putin Team Александра Овечкина.

Учтем и то, что многие сетевые авторитеты в вопросах политики обладают еще одним преимуществом перед более узнаваемыми селебрити. У, них, в большинстве случаев, нет устойчивого антиобраза. Ольга Бузова обладает высочайшим уровнем узнаваемости. Однако ее помнят в первую очередь как бывшую участницу реалити-шоу «Дом-2». Тимати потратил значительное время и ресурсы на создание сценического образа «мажора» – представителя «золотой молодежи». Это принесло ему очевидный коммерческий успех. Однако этот же образ резко ограничил влияние Юнусова как лидера общественного мнения.

В начале пути

Государство не может игнорировать потенциал Глобальной Паутины. Просто потому, что в противном случае им воспользуются его противники. Сейчас любой пользователь может за пару кликов найти на международных видеохостингах ролики экстремистов. Которые, надо отметить, давно уже сделали ставку на пропаганду своих идей через «новые медиа». Государственники могут и должны взять реванш. Однако для этого необходима эффективная стратегия продвижения «государственного контента» в Рунете, которую власти будут последовательно и методично выполнять.

Первые шаги в данном направлении уже предприняты. Совсем недавно стало известно, что Институт развития Интернета получит из Резервного фонда Правительства РФ внеочередные 7 млрд рублей на производство «государственного контента» в Рунете. Эти средства будут потрачены на реализацию не менее 200 Интернет-проектов, которые должны быть завершены уже в 2021 году.

Однако эту инициативу можно оценить скорее как пилотный проект, который не может изменить глубинных течений внутри океана Рунета.

Определенные надежды в плане развития «государственного контента»  в Глобальной Сети порождает придание новых функций Внешэкономбанку. Отныне ВЭБ должен будет отдавать приоритет проектам, учитывающим принципы устойчивого развития, что подразумевает ориентацию на достижение общественно значимых результатов и решение социальных проблем. Остается надеяться, что корпорация уделит должное внимание и онлайн-проектам.

Минуя политические грабли

Рассуждая о перспективах увеличения присутствия государства в Рунете, нельзя обойти стороной вопрос о возможных ошибках на пути к решению соответствующих задач.

Во-первых, вмешательство властей в сферу политической коммуникации в Интернете должно выстраиваться по принципу государственно-частного партнерства. И в равной степени оно должно предполагать окупаемость. Государство не может, да и не должно брать блогеров на содержание.

Во-вторых, сотрудничество с сетевыми ЛОМами нельзя выстраивать в административно-командном ключе. С ними нужно устанавливать коммуникацию и договариваться. Отношения между блогерами и властью нельзя выстраивать в рамках парадигмы «заказчик – исполнитель». Хотя бы потому, что воплощение на практике этого подхода в скором времени похоронит авторитет поддержавших государство ЛОМов.

В-третьих, нельзя бояться экспериментов и ограничиваться знакомыми схемами либо зарубежным опытом. В отсутствии новаций российские власти будут обречены на роль «вечно догоняющего». Тем более, что отечественные специалисты предложили уже немало оригинальных решений. Например, сейчас активно обсуждается проект по созданию TikTok-домов. Последние представляют собой одновременно телевизионный производственный миникомплекс, общежитие для блогеров и инфраструктуру для их развития и обучения.

Селезнев Павел

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Узнай, страна!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter