Дальний Восток: стратегии, планы и тенденции
Редакция «Капитала страны» направила вопросы в Министерство регионального развития касательно будущего Дальнего Востока. Пресс-служба министерства среагировала достаточно оперативно – в течение двух недель мы получили нижеприведенные ответы. Как чиновники в министерстве видят проблемы одного из самых важных регионов страны?
Известно, что в определенный исторический момент, а именно в 1990-е годы Владивосток имел неофициальный статус порто франко. Это позволяло городу использовать свое географическое положение в экономических целях. Какие сегодня есть варианты для экономического развития приморского города?
Ответ пресс-службы Министерства регионального развития: Порт Владивосток входит в десятку самых крупных портов России и является одним из главных элементов железнодорожно-морских транспортных узлов, обеспечивающих продвижение грузов в таких видах сообщений, как экспорт, импорт, каботаж и международный транзит.
В соответствие со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года планируется значительная модернизация и развитие мощностей портового хозяйства. Будет обеспечена специализация морского порта Владивосток, создание удаленных железнодорожных узлов и транспортно-логистических комплексов, позволяющих осуществлять более эффективную переработку и распределение генеральных грузов.
Кроме того, согласно пункту 13 Плана мероприятий по реализации Стратегии, Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется подготовка предложений о создании портовых особых экономических зон на территории Приморского края, в том числе и на территории порта Владивосток. Указанная работа проводится без непосредственного участия Минрегиона России.
Какого качества может быть интеграция с соседями по региону (прежде всего, Южная Корея, Китай и Япония)? Какие есть для этого основы (юридические, экономические, инфраструктурные и т.д.)?
Стратегией и Планом предусматривается реализация ряда мероприятий направленных на развитие и укрепление сотрудничества с иностранными соседями по региону, прежде всего с Японией и Китаем.
В настоящее время Минрегионом России, в рамках реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего востока и Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской народной республики (2009 – 2018), пункт 61 Плана мероприятий, осуществляется взаимодействие в сферах строительства и реконструкция приграничной инфраструктуры, транспорта, трудовой деятельности, туризма, охраны окружающей среды, гуманитарной сфере.
Для развития интеграционных процессов Стратегией предусматривается формирование международных высокоскоростных каналов магистральной связи в целях обеспечения надежной и качественной связи между Приморским краем, Сахалинской областью и Японией.
Кроме того, предполагается возрастание роли Приморского края как экспортера образовательных услуг. На базе созданных в вузах Приморского края институтов международного образования, филиалов для обучения иностранных студентов из Японии и Китая будут реализовываться образовательные программы для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляться экспорт образовательных услуг в сфере обучения русскому языку и культуре.
Помимо этого, для стимулирования финансовой интеграции, в рамках взаимодействия стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, Планом предусматривается подготовка Минэкономразвития России и представление в Правительство Российской Федерации предложений о создании особых экономических зон приграничного сотрудничества на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
Из 90 проектов, предложенных Минвостокразвития для развития Дальневосточного региона, 30 являются инфраструктурными, но при этом никто не утруждает себя объяснениями целесообразности построения мостов на острова и перекидывания через реки. Какие, по вашему мнению, инфраструктурные проекты действительно помогут интегрировать Дальний Восток не только в азиатско-тихоокеанский регион, но и в пространство современной России? Что повлияет на оздоровление бизнес климата в регионе?
В настоящее время, Минрегион России осуществляет только контрольно-отчетные функции по вопросам стратегического планирования развития Дальневосточного федерального округа в целом и не обладает информацией по вопросу оздоровления бизнес-климата в регионе.
Реализация конкретных задач Стратегии по развитию региона и его интеграции в пространство современной России должна осуществляться в рамках Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развития Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – Госпрограмма). В настоящий момент проект Госпрограммы разработан и завершает процедуру согласования с заинтересованными органами государственной власти.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 2092-р ответственным исполнителем проекта Госпрограммы, а также государственным заказчиком-координатором федеральных целевых программ, входящих в состав проекта Госпрограммы (ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы»), определено Минвостокразвития России.
Если говорить о межрегиональном взаимодействии и представлять себе карту российского Дальнего Востока, то какая конфигурация может выстроиться? Какие перспективы у экономического взаимодействия между административными единицами в этом федеральном округе?
По мнению Минрегиона России, развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и особенностями системы расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток и Байкальский регион с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.
В целях развития экономического взаимодействия регионов Дальнего Востока и Байкальского региона с другими регионами страны Стратегией предполагается обеспечить опережающее развитие опорной транспортной сети на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе создание современной транспортной системы в Арктической зоне и транспортному использованию Северного морского пути.
Реализация обозначенных установок и проектов, предусмотренных Госпрограммой, позволит минимизировать деструктивные тенденции, обеспечить более плотную интеграцию регионов Дальнего Востока и Байкальского края в экономическую систему Российской Федерации и будет способствовать росту экономического потенциала как отдельных субъектов, так и страны в целом.
Есть ли вероятность, и какие аргументы в пользу нее существует, что Дальний Восток перейдет из категории сырьевого придатка в фазу саморазвития на уровне инвестиций в не сырьевой бизнес?
Планом предусматривается разработка заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации инвестиционных проектов по реализации Стратегии, направленных на развитие коммуникационной и социальной инфраструктуры, реализацию комплексных проектов опорных зон развития, развитие промышленности, сельского хозяйства, рыбохозяйственного и строительного комплексов, малого и среднего бизнеса, туристического комплекса, оптимизацию локальной энергетики.
Реализация указанных мер позволит дать мощный импульс инновационному развитию Дальневосточного федерального округа, что, в дальнейшем позволит снизить роль сырьевого сектора в экономике региона.
В регионе скудный человеческий капитал, большинство специалистов уезжают в регионе с более благоприятными условиями. Какую политику должно проводить государство в этом плане?
Одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие на комфортность среды обитания, и одной из причин миграции населения за пределы Дальневосточного федерального округа является нерешенность жилищной проблемы и недостаточный уровень развития жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с этим, главными приоритетами государственной политики в сфере социальной поддержки населения Дальнего Востока и Байкальского региона на средне- и долгосрочную перспективу, закрепленными в Стратегии и Плане, являются: реализация программы строительства и ремонта жилья, обеспечивающие последовательное сокращение доли ветхого и аварийного жилищного фонда и инженерных систем, а также сохранение и развитие человеческого капитала посредством эффективного внутреннего перераспределения трудовых ресурсов, привлечения кадров из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, повышения качества рабочей силы.
Написать комментарий