«Чисто психологический прием». Как правительство внушает стабильность перед выборами
На прошлой неделе глава правительства Дмитрий Медведев выступил в Госдуме и рассказал депутатам об экономической политике правительства. По словам премьера, правительство не будет, как это предполагалось ранее, резать расходы бюджета этой весной, не собирается финансировать бюджетный дефицит за счет «печатного станка» и не станет поднимать налоги до 2018 года. Можно ли все это реализовать на практике в ситуации, когда доходы бюджета снижаются? Вырастут ли завуалировано налоги и отменят ли льготы? Зачем правительство возвращается к планированию бюджета на три года?
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического-департамента-«Альпари»: Обещания Медведева можно реализовать. Во-первых, цена на нефть повышается и пока не падает ниже психологически значимого уровня в 40 долларов за баррель. Во-вторых, постепенно растет доля несырьевых доходов бюджета (в частности – от экспорта продукции нефтехимии, которую выгодно производить при низких ценах на нефть). В-третьих, государство уже завуалировано повышает налоговую нагрузку. Например, взнос на капремонт, повышение акцизов на бензин, даже платные парковки. Обсуждается вопрос о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтегазовой отрасли. Вероятность новых «скрытых налогов» достаточно высока, но чем выше будет цена на нефть в течение года, тем больше эта вероятность будет сокращаться.
Крайне маловероятно, что бюджет будет финансироваться за счет эмиссии, особенно в условиях повышения цены на нефть. А инструменты, которые позволят не включать «печатный станок», указаны выше. Плюс еще у государства есть возможность выпуска рублевых облигаций, учитывая низкую долю долговых обязательств в ВВП и обесценившийся рубль.
Если бюджет до конца года не будет скорректирован, то это будет позитив, а не негатив – не придется отказываться от ряда федеральных целевых программ, не будут отменяться льготы. Это как раз может стать популистским шагом накануне выборов. А если эта мера будет поддержана ростом цены нефти до 50-60 долларов за баррель, то бюджетные расходы практически не повлияют на инфляцию и не ухудшат благосостояния народа. Возвращение к трехлетнему планированию теоретически возможно, это прописано в Бюджетном кодексе, но проблема в том, что сегодня очень сложно прогнозировать цену на нефть и доходы бюджета на несколько лет вперед. Однако если будет расти доля несырьевых доходов бюджета, то прогнозирование его доходов на несколько лет вперед станет снова актуальным.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Сохранить баланс бюджета в условиях снижения нефтяных доходов, не повышая налоги и ни снижая затрат, невозможно. Похоже, что пойдут по линии увеличения региональных и местных налогов. Это удобно. С одной стороны, именно на региональном уровне основные социальные обязательства, и там не хватает денег, с другой – за региональные налоги федеральная власть ответственности не несет.
Дефицит бюджета можно покрыть за счет «печатного станка», и фатальных проблем экономики напрямую это не создаст – у нас очень маленькая денежная масса. Но в монетарной логике, в которой живет правительство, это делать не будут, по крайне мере, пока будет можно вводить региональные налоги. Кроме того, эмиссия может подорвать и так слабое доверие к национальной волюте.
В свою очередь, отказ от корректировки приведет к усилению давления на карман людей, что приведет к снижению спроса и удару по экономике. Трехлетнее планирование, на наш взгляд, чисто психологический прием – доказательство стабильности ситуации.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Снижение расходов в ближайшей перспективе не предвидится, поэтому правительство будет использовать те резервы, что у него есть. Это резервы из самого бюджета (к примеру, оставлена в резерве компенсация ПФРу на покрытие дефицита страховой части трудовой пенсии за счет взносов работодателей в накопительную часть трудовой пенсии), международные резервы (ЗВР – золотовалютные резервы), а также резервы по другим направлениям. Государство имеет возможность разместить на внутреннем и внешнем рынке с достаточно приемлемыми условиями свои долговые ценные бумаги. Контракты по ВПК бьют рекорды, что разгоняет экономику, как в свое время это было сделано в США (Великая депрессия была окончательно побеждена военными заказами из Европы). Приватизация сейчас не принесет серьезных доходов, но ее грамотная подача (продажа небольших частей активов в течение длительного периода с рекламой в финансовых кругах) «подогреет» интерес спекулянтов и позволит воспользоваться приходящими деньгами для наполнения бюджета. Проверка на обоснование льгот и сборов, особенно появившихся в 90-е годы, также должна принести бюджету дополнительные средства, но только при обдуманном проведении реформы, поскольку принцип «не навреди» может сэкономить на порядок больше средств. Кроме того, на помощь пришла и Налоговая служба. Новые правила сроков подачи отчетности и постепенный вывод граждан «из тени» с помощью современных технологий увеличивает налоговые платежи в бюджет, динамика которых стала положительной опережающими темпами.
В стране существует серьезный недостаток ликвидности, внутренняя валюта не удовлетворяет спрос, а зарубежная стоит необоснованно много. ЦБ не запускает «печатный станок» под предлогом роста инфляции, поэтому рост денежной массы напрямую маловероятен, но мегарегулятор будет использовать другие инструменты для насыщения рынка деньгами. Изменение ставок, резервирования, выпуск ценных бумаг и ограничения по некоторым видам операций позволяют ЦБ выполнить поставленную задачу. Еще одним рычагом для решения вопроса дефицита бюджета стала национальная валюта. Ее снижение вдвое позволило сохранить в том же объеме размер экспортной выручки, а благодаря санкциям и увеличению стоимости зарубежной валюты был серьезно ограничен вывоз средств из страны. Это, в свою очередь, повысило конкурентоспособность экономики и снизило зависимость от иностранных кредитов. К сожалению, полностью нивелировать двукратное снижение рубля не получится, поскольку в некоторых отраслях без закупок из-за рубежа в ближайшие годы обойтись нельзя. Фармацевтика, станкостроение, приборостроение, автопромышленность, сельское хозяйство, судостроение и многие другие отрасли еще не могут в полной мере замещаться только российскими ресурсами, технологиями и кадрами.
Если правительство неправильно рассчитало свои возможности и резервы, то к концу года ему придется принимать решения по наполнению бюджета очень быстро и точно, что очень сложно и повышает вероятность неэффективного расходования средств. Трехлетний бюджет позволяет составить достаточно гибкий и в тоже время ясный план по взаимоотношениям между субъектами в экономике страны. Это сделает возможным прогнозирование ресурсов и средств на всех уровнях, от министерств и госмонополий до мелких подрядчиков. План – стратегия развития страны на несколько лет должен быть у правительства всегда. Коррекция имеющегося плана всегда будет лучше, чем его написание во время работы, поскольку тактика не должна определять повестку дня. Возврат к планированию действий в стратегическом поле означает уверенность правительства в выходе из кризиса и понимание того, как этого добиться (пусть даже и в общих чертах).
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Доходы бюджета и бизнеса экспортеров за последние два года в целом снизились не сильно благодаря мощной девальвации национальной валюты и контрсанкций. Правительство понимает, что повышение налогов приведет лишь к уходу бизнеса в тень, поэтому прямого роста налоговой нагрузки не будет. За счет эмиссии финансировать бюджет нецелесообразно, в истории новой России такой опыт уже был, поэтому будут задействованы резервные фонды и различные формы оптимизации министерств и ведомств. Вероятно, ЦБ РФ скоро продолжит цикл снижения ключевой ставки, что приведет к ослаблению рубля осенью. Это должно запустить экономический рост и подстегнуть спрос. Что касается корректировки бюджета, то она отменена в связи со стабилизацией ситуации на рынке нефти. В долгосрочной перспективе трехлетний бюджет обеспечит определенность для экономических агентов, что позитивно для экономики.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Полагаю, что если налоги и не будут повышаться, то будут постепенно отменены многие льготы по налогам: другого выхода у правительства просто нет. Скорее всего, у правительства есть расчет на постепенное возвращение цены нефти к отметке 55 – 60 за баррель, при которой бюджетный дефицит действительно становится не так страшен. Отказ от пути «накачивания экономики деньгами», например, через выкуп гособлигаций, выглядит странно с учетом того, что именно такую тактику последний десяток лет практикуют центральные банки развитых стран, и в их моделях экономик это срабатывало. Риск развития инфляции сейчас минимален, курс рубля достаточно высок, в том числе и благодаря высокой ключевой ставке. И на фоне массовых отзывов лицензий у банков и сокращения денежной ликвидности денежная эмиссия могла бы стать оживляющей экономику мерой. Снижение ставки могло бы сделать более дешевыми кредиты для бизнеса и запустить экономический рост. Отказ корректировать бюджет указывает на то, что у правительства есть определенный прогноз и стратегия, которой они придерживаются, и которая должна сработать именно при текущих параметрах бюджета.
Богдан Зварич, аналитик ИХ «ФИНАМ»: На мой взгляд, отсутствие пересмотра бюджета связано с тем, что текущие показатели поступления средств в бюджет удовлетворяют правительство. При этом пересмотр может произойти во второй половине года, когда уже будут более понятны экономические реалии года, динамика внешних площадок и другие сопутствующие условия. Однако я не думаю, что государство будет наращивать налоговую нагрузку, так как это может привести к еще большему ухудшению в экономике. Что же касается покрытия дефицита бюджета, то скорее всего оно произойдет за счет заимствования средств. Вряд ли государство в текущий момент пойдет на дополнительную эмиссию, поскольку это будет стимулировать рост инфляции, что в текущих условиях не позволит Центральному банку дальше снижать ставку для стимулирования экономики.
Отмечу, что динамика рубля будет определяться не нуждами бюджета, а скорее ситуацией на рынке энергоносителей. В результате рыночных механизмов национальная валюта найдет сбалансированный уровень по отношению к доллару и евро. Да, возможно, что это приведет к ослаблению рубля, однако, на наш взгляд, во второй половине года возможен рост цен на нефть в район 50 – 55 долларов за баррель, что будет способствовать росту национальной валюты.
Основным поводом для перехода на трехлетнее планирование стало ожидание снижения волатильности на рынке энергоносителей. Чем она ниже, тем легче оценивать параметры бюджета на длительный срок. Стабилизация, если она произойдет, поможет прогнозировать закладываемые в бюджет цифры без последующего их пересмотра, что создаст базу для полноценного планирования бюджетных доходов и расходов, а также экономических показателей.
Написать комментарий
Очень грамотные вещи говорит директор Мани Фанни, чувствуется экономическое образование, превосходные анализаторские способности, умение находить общий язык с разными игроками финансового рынка! Огромный респект такому человеку, надеюсь благодаря таким руководителям в скором будущем область микрофинансирования в РФ обретёт новое лицо!