На пути модернизации государственных закупок
1 апреля 2011 года в РИА "Новости" прошло очередное закрытое заседание Делового клуба на Тверской (Саввинское подворье). На этот раз гостем клуба стал Алексей Лихачев, заместитель министра экономического развития РФ. Что сообщил высокопоставленный чиновник собравшимся слушателям?
Заместитель министра экономического развития РФ, Алексей Евгеньевич Лихачев, рассказал на закрытом заседании Делового клуба на Тверской о концепции Федеральной контрактной системы. Как она будет регламентировать отношения в области госзакупок. И какую реакцию общественности вызывают предлагаемые нововведения?
Похоже, тему госзакупок будут обсуждать до тех пор, пока в них будет необходимость. Вернее, не перестанут оспаривать необходимость конкретных закупок, критиковать существующие положения закона и пытаться провести в жизнь иные нормы их осуществления. Поэтому дискуссия на этот счет не затихает, разве что имеет периоды возрастания и снижения общественного интереса. Последнее оживление вокруг вопроса вызвало поручение президента Дмитрия Медведева о создании нового закона. Разработкой концепции занялись Минэкономразвития и ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
На встрече с журналистами замминистра минэкономразвития РФ, Алексей Лихачев, рассказал, что в основу нового закона частично будет положен опыт государственных закупок США. Прямо на генеалогию указывает само название «Федеральная контрактная система», но оно рабочее, сверх того - символическое, потому что за ним скрывается желание государства регулировать весь цикл закупки. Введение новых порядков направлено исключительно на искоренение коррупции и на разумные траты бюджетных средств. Это, по мнению Алексея Лихачева, требует другого анализа, который бы учитывал как планирование, так и прогнозирование на первичных этапах, а также систему контроля на заключительных.
Здание нового законопроекта, который находится на стадии концептуальной разработки, строится на гипотезе, что размещение заказа должно развиваться точно так же, как растут потребности государства и меняется рыночная специфика. Особое внимание предполагается уделять ценообразованию и определению государственной потребности в той или иной закупке. А так как речь идет о крупных приобретениях и многомиллионных контрактах, подразумевается, что процедура размещения предложения должна быть ужесточена. Шагом к повышению гарантий честной сделки станет предквалификация участников торгов на электронном аукционе. Отдельная комиссия займется установлением начальных цен на основе статистических данных, информации из реестра, цен производителей, результатов исследований рынка и прочих источников.
Узаконивая жесткий контроль над госзакупками со стороны государства, законопроект уже вызвал массу недовольных откликов. Но Лихачев подчеркнул, что попытка перевести обсуждение закона в эмоциональную плоскость является всего лишь желанием уйти от его нормы. Законопроект пишется в режиме открытости для общества, отчего часто оказывается объектом блоггерских нападок. Конструктивное обсуждение положений закона, заявил замминистра, было бы продуктивнее, чем выкрикивание оценок «хороший» или «плохой». Пока базовый закон ФКС о полном цикле госзакупки не отрегулирует и не сделает понятным механизм назначения первоначальной цены, никакая экономия бюджетных средств авторам законопроекта не представляется возможной.
Написать комментарий