20 АПР, 13:45 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Состояние и перспективы экспорта российского образования – II

20 Октября 2010 9705 1 Исследования
Состояние и перспективы экспорта российского образования – II

Россия ставит своей стратегической задачей усиление международных позиций в сфере образования. Но какова эффективность подобных мероприятий? Каковы дальнейшие перспективы рынка обучения иностранцев? Что мешает России выйти на международные стандарты этого рынка?

5. Особенности мирового рынка экспорта образования. Перейдём к анализу экономической стороны динамично развивающегося мирового рынка образования. Его суммарные финансовые показатели, включая языковые курсы для иностранных граждан, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование и т.д., уже превышают 100 миллиардов долларов США, а общее число иностранцев, ежегодно выезжающих с различными образовательными целями за рубеж, превышает 5 миллионов человек. Наибольший объем образовательных услуг иностранцам (прежде всего, по программам третичного уровня) оказывает высшая школа. Основные доходы от очного обучения иностранных студентов получают в основном Соединенные Штаты (20 млрд. долл. без учета субсидий иностранным учащимся), Великобритания (свыше 10 млрд. долл. США), Австралия (около 14 млрд. австралийских долл.), а также Франция, Германия и некоторые другие страны. На долю указанных 5 стран приходится более 50% мирового контингента иностранных студентов очной формы обучения. Поэтому в США экспорт высшего образования считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии – четвертой экспортной отраслью и т.д.

А как обстоит дело с экономической стороной подготвки кадров для зарубежных стран в Российской Федерации? Рассмотрим основные статьи этих доходов по всем программам/формам обучения в вузах и учреждениях СПО, а также в иных сегментах образования. Начнём с высшей школы.

За получение российского образования по очной форме (средняя стоимость в 2008/2009 году – 100 тыс. руб.) сегодня платят почти ¾ иностранных слушателей подготовительных отделений, студентов, стажеров, аспирантов, докторантов, что составило суммарно 7,9 млрд. рублей или 264,6 млн. долларов США. Однако почти вдвое больший доход приносит пребывание иностранных граждан на территории России в период обучения по очной форме в российской высшей школе (их траты на питание, проживание, транспорт, досуг, медицинское обслуживание и т.д. в 2008/2009 академическом году составили 13,7 млрд. руб. из расчета среднемесячных расходов одного иностранного учащегося в размере 12,5 тыс. руб. в месяц). Таким образом, общий доход от обучения иностранцев по очной форме в российской высшей школе достиг в 2008/2009 году 21,6 млрд. рублей или 719,8 млн. долларов США.

Наиболее высокой была стоимость очного обучения в Московской академии хореографии (11 тыс. евро за 10-месячную программу стажировок), а также до 300-320 тысяч рублей (эквивалент 10 тысячам долларов США) по ряду программ и специализаций в МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, МГИМО. Наиболее низкой была оплата обучения в вузах Минсельхоза – в среднем 33,5 тысячи рублей или 1,1 тысячи долларов США (а по некоторым программам дипломированных специалистов она составляла всего 16-20 тыс. руб. или 600 долл. США).

Основная часть данных доходов приходится на вузы Минобрнауки (они получили около 46% совокупной оплаты за обучение иностранных граждан по очной форме), Правительства РФ (20%) и Минздрава (18%). Самую большую сумму за свою учебу иностранцы заплатили в 2008/2009 году МГУ им. М.В.Ломоносова – 1,2 млрд. рублей или 40 млн. долларов США. Санк-Петербургский государственный университет получил 591,8 млн. рублей или 19,7 млн. долларов США, а РУДН – 485,3 млн. рублей или 16,2 млн. долларов США.

Бесплатное обучение 35,5 тысячи иностранных граждан, в том числе 10 тысяч госстипендиатов, обошлось российскому бюджету в 2592,4 млн. рублей или 86,4 млн. долларов США (из расчета средней стоимости обучения одного студента в России в 2009 году в 73 тыс. руб.).

Совокупная плата за заочную подготовку иностранных граждан (почти все 100% из них обучаются по контракту) составила в 2008/2009 академическом году 2018,3 миллиона рублей (из расчета среднегодовой стоимости обучения в 35,1 тыс. руб.). Ещё оценочно 721,1 миллиона рублей принесли российской экономике расходы на питание, проживание, танспорт и т.д. данной категории иностранцев в период их пребывания (приезда) в Россию на сессии и иные учебные занятия (в среднем в течение одного календарного месяца).

Средняя стоимость обучения по контракту в зарубежных филиалах и других структурных подразделениях российских вузов и в их совместных, дочерних и ассоциированных учреждениях составляла в 2008/2009 академическом году около 800 долларов США, а общие доходы отечественных вузов от данного вида экспорта образовательных услуг равнялись примерно 67,3 миллионам долларов США.

Самой высокой (22 тысячи долл. США за академический год) является плата за обучение в частном (ассоциированным) подразделении МГУ им. М.В.Ломоносова “Международный центр МГУ” в г.Женева (Швейцария), в котором обучается более 200 человек.

Совокупные доходы российских вузов от платного обучения иностранных граждан в России и за рубежом по очной и заочной формам и всем программам подготовки составили в 2008/2009 академическом году 12032,1 миллиона рублей или 401,1 миллиона долларов США. Их доля в структуре внебюджетных доходов государственных вузов от платного обучения всех студентов (176,5 млрд. руб. в 2009 году) составила 5,9%, а по отношению ко всем бюджетным расходам на образование (423,1 млрд. руб. в 2009 г.) – 2,8%.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, к 2020 году доля оплаты иностранных студентов (прежде всего третичного уровня обучения) должна достигнуть 10% от всех расходов на образование. Исходя из того, что на в период с 2008 по 2011 годы бюджетные ассигнования на образование увеличивались в среднем на 4,5-4,6%, их размер в 2020 году может составить 720 млрд. рублей, 10% от которой равно 72 млрд. рублей. При условии, что в ближайшие 10 лет среднегодовой прирост размеров оплаты для иностранных учащихся очной формы обучения в вузах сохранится на уровне 15% (каковым он являлся в 2000-2009 годах), а соотношение обучающихся на дневных отделениях по контракту и на бюджетной основе будет таким же, как сегодня (3:1), совокупные доходы высшей школы от их обучения составят предположительно 69,8 млрд. рублей или 9,7% от предполагаемых ассигнований бюджета на систему образования. Вместе с доходами от заочной подготовки иностранцев намеченный плановый показатель развития высшего образования вполне может быть достигнут.

Доходы российской экономики от обучения иностранных граждан в отечественных учреждениях СПО намного скромнее, чем в вузах – 211,1 миллиона рублей или 7,0 миллиона долларов США за 2008/2009 академический год в качестве совокупной оплаты учебы студентов-контрактников (около 5 тыс. чел. на дневных отделениях при средней стоимости обучения по очной форме в 34,5 тысячи рублей и 1,9 тысячи человек на заочных отделениях при средней стоимости заочного и вечернего обучения 22,1 тысячу рублей) и 502,5 миллиона рублей или 16,7 миллиона долларов США – в качестве их расходов на проживание, питание и т.д. в период учебы в России (из расчета 275 долл. США в месяц).

Бесплатное обучение тысячи иностранных учащихся учреждений СПО (преимущественно выходцев из Казахстана и Белоруссии, поступивших на учебу на общих основаниях с гражданами РФ) обошлось российскому бюджету примерно в 31 миллион рублей или 1,03 миллиона долларов США (из расчёта содержания одного учащегося системы СПО в 2008/2009 академическом году в среднем в 31 тыс. руб.).

Для наглядности финансовые показатели экспорта российского высшего и среднего профессионального образования по всем формам/программам обучения (включая заочное, обучение за рубежом, обучение на подготовительных факультетах, стажировки и т.д.) отражены в табл.3.

Таблица 3. Финансовые показатели экспорта российских образовательных услуг в 2008/2009 академическом году.
Программы/формы обучения, типы российских образовательных учреждений и место обучения иностранных гражданЧисло иностранных граждан, обучавшихся по российским образовательным программам, тыс. чел.Общая сумма оплаты за обучение на контрактной основе иностранных граждан, млн. руб./млн.долл. СШАРасходы на проживание и питание иностранных граждан в период обучения на территории РФ, млн. руб./млн.долл. СШАРасходы на бесплатное обучение иностранных граждан из российского бюджета, млн. руб./млн. долл. СШАСовокупные доходы (расходы) от оказания российских образовательных услуг иностранным граж-данам, млн. руб./млн. Долл. США
Очное обучение в учреждениях СПО в России 5,9 169,1
/5,6
486,8
/16,2
31,0
/1,0
624,9
/20,8
Заочное обучение в учреждениях СПО в России 1,9 42,0
/1,4
15,7
/0,5
0,0 57,7
/1,9
Обучение по российским программам СПО за рубежом 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0
Очное о бучение в российских вузах на территории РФ 108,9 7938,8
/264,6
13656,1
/455,2
2592,4
/86,4
19002,5
/633,4
Заочное и вечернее обучение и экстернат в вузах России 57,5 2 018,3
/67,3
721,1
/24,0
0,0 2 739,4
/91,3
Очное, заочное, дистанционноеобучение и экстернат в филиалах, представительствах, учебных пунктах и других структурных подразделениях российских вузов за рубежом 85,0 2 075,0
/69,1
0,0 292,0
/9,7
1 783
/59,4
Итого 259,4 12 243,2
/408,0
14879,7
/496,0
2 915,4
/97,1
24 207,5
/806,9

Вне системы третичного образования в России также осуществляется обучение иностранных граждан. В частности, в учреждениях НПО насчитывается примерно 3 тыс. иностранных учащихся. Их подготовка происходит на бесплатной основе. Это обошлось российскому бюджету в 2008/2009 академическом году примерно в 97,5 миллиона рублей или 3,3 миллиона долларов США (из расчёта содержания одного учащегося системы НПО в 2008/2009 академическом году в среднем в 32,5 тыс. руб.). В то же время родители этой группы иностранных учащихся внесли в российскую экономику в качестве оплаты питания, проживания, одежды, учебников, досуга и т.п. своих детей в течение 10 учебных месяцев сумму в 247,5 миллиона рублей, что эквивалентно 8,3 миллиона долларов США (из расчета среднемесячной стоимости проживания одного иностранного учащегося учреждения НПО в РФ в 2008/2009 году в 8250 рублей).

Немалые доходы в мире (оценочно около 5 миллиардов долларов США в год) даёт и обучение иностранных школьников. Например, в Великобритании в 2007 году в частных школах и школах-пансионах насчитывалось около 30 тысяч иностранных детей и подростков в возрасте 7-18 лет. Родители платят за их обучение и проживание от 14 до 25 тысяч фунтов стерлингов в год. Это приносит британской экономике ежегодно свыше 350 миллионов фунтов стерлингов (около 600 миллионов долларов США). Недёшево стоит обучение молодых иностранцев и в школах Австралии (от 7 до 15 тысяч австралийских долларов в год). Множество иностранных школьников обучается в США, Германии, Франции, Канаде, Швейцарии, других странах мира. Даже в Китае с 1995 года стали открываться платные дошкольные учреждения и школы для детей из иностранных семей. Так, по состоянию на 2007 год в КНР насчитывалось 75 школ и 11 детских садов для иностранных детей; в них обучались примерно 5 тыс. человек. Большинство из этих школ располагались в Пекине (20) и Шанхае (18), а также Тяньцзине, Гуанчжоу, Циндао, Сучжоу, Сиане, Даляне и ещё 19 крупных городах. Список китайских учебных заведений, имеющих право оказывать образовательные услуги несовершеннолетним иностранцам, ежегодно утверждается Министерством образования КНР. Очень важно, что подавляющее большинство иностранных школьников планирует в дальнейшем продолжить образование в вузах этих же стран.

Почти во всем мире иностранные дети и подростки могут учиться только в частных школах, если хотя бы один из их родителей не имеет местного вида на жительство или не является беженцем, что в этом случае даёт им право посещать государственную школу. В России ситуация в этом сегменте образования иная. В 2008/2009 годы число школьников из иностранных семей превышало 100 тысяч человек (в основном это дети трудовых мигрантов из стран СНГ и более 70% из них сосредоточены в школах Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга). Почти все эти иностранные школьники (99%) обучались на бесплатной основе, что обошлось российским муниципальным бюджетам в 4,1 миллиарда рублей или в 138,3 миллиона долларов США (из расчёта расходов на одного ученика в 2008/2009 году в среднем в 41,7 тыс. руб.). В то же время родители этой группы иностранных учащихся внесли в российскую экономику в качестве оплаты питания, одежды, учебных принадлежностей, досуга и т.п. своих детей в течение 9 учебных месяцев сумму, эквивалентную 4925 миллионов рублей или 164,2 млн. долларов США (из расчета суммы прожиточного минимума одного ребёнка школьного возраста в РФ в 2008/2009 году в 5,5 тыс. рублей в месяц).

В частных школах насчитывалась только одна тысяча иностранных детей, в основном из семей дипломатов, консульских работников, представителей зарубежных организаций в РФ и бизнесменов из стран Европы и Северной Америки, а также промышленно развитых стран Азии. Доходы от их обучения составили оценочно 10 миллионов долларов США в качестве платы за обучение (составлявшей свыше 1 тысячи долл. США в месяц) и ещё приблизительно 2,5 миллиона долларов США (74,3 млн. рублей) – сопутствующие расходы (на их питание, проживание и т.п. из расчета 8,3 тысячи рублей в месяц). Таким образом, с финансово-экономической точки зрения обучение обучение иностранцев в общеобразовательных школах и учреждениях НПО не только не приносит доходов, но и является весьма затратным.

Крупным сегментом рынка образовательных услуг являются и курсы иностранных языков для граждан различных стран. Так, в 2005 году для изучения английского языка в 10 англоязычных стран мира (Великобританию, Канаду, США, Ирландию, Австралию, Мальту, Новую Зеландию, ЮАР) приезжали 1,3 миллиона человек. Совокупные доходы только от оплаты за их обучение в принимающих странах составили около 10 миллиардов долларов США (без учета расходов иностранцев на проживание в среднем в течение 2-3 месяцев, их питание и т.д.).

Увеличивается также число иностранных граждан, изучающих испанский, французский, немецкий языки. Необычайно возрос в мире интерес к китайскому языку и культуре, порожденный экономическими успехами этой страны. По данным из китайских источников, число изучающих китайский язык во всем мире достигает 40 миллионов человек. Этот неакадемический сегмент международного образования очень важен, ибо существует прямая зависимость между числом зарубежных граждан, владеющих тем или иным иностранным языком либо изучающих его в национальном образовательном учреждении или на языковых курсах, и числом иностранных студентов, обучающихся на соответствующих языках.

Число иностранных граждан, приезжающих в Россию для изучения русского языка вне академического сектора образования, составило в 2009 году, по экспертным оценкам, примерно 20 тысяч человек. На этих курсах, нередко именуемых лингвистическими турами, поездками с образовательно-туристическими целями и т.д., занимаются школьники, студенты и взрослые преимущественно из стран Европы, Азии и Северной Америки. Чаще всего эти языковые курсы (поездки) носят краткосрочный характер (в среднем до двух-трех недель, но не более месяца) и осуществляются в период летних и зимних каникул или отпусков. Организуют эти языковые курсы (туры) в Россию в основном туристические компании, специализирующиеся на въездном туризме, нередко совместно с учебными заведениями, используя их аудитории и преподавательский состав для проведения занятий либо приглашая оттуда преподавателей русского языка. Доходы от организации в России этих курсов и поездок иностранных граждан были равны оценочно 1,1 млрд. рублей или 45 млн. долларов США, из которых 15 млн. долларов приходились на оплату самих краткосрочных языковых курсов, а до 30 млн. долларов – на их питание, проживание, транспортно-экскурсионные расходы иностранцев.

На зарубежных курсах русского языка в 40 странах, функционирующих под эгидой Росссотрудничества (ранее – Росзарубежцентр) в основном на хозрасчетной (платной) основе, в 2009 году обучалось 15,1 тыс. человек. Самые большие контингенты слушателей курсов русского языка были в Египте (3,4 тыс. чел.), Франции (1,1 тыс. чел.), Болгарии (1,0 тыс. чел.). Для сравнения: в конце 1980-х годов по линии Союза советских обществ дружбы (ССОДа – предшественника Росзарубежцентра и Россотрудничества) русский язык на курсах в 90 странах мира изучали 600 тысяч человек (наибольшая доля – в странах Восточной Европы и Азии). Кроме того, ССОД направлял за границу для пропаганды русского языка, образования, культуры, научно-технических достижений и т.д. до 10 тыс. различных выставок в год, рассылал более 450 периодических изданий, а также издавал на четырех языках свой ежемесячный журнал "Культура и жизнь", который распространялся в 130 странах.

Стоимость обучения на зарубежных языковых курсах Россотрудничества различна – от 0,2-0,4 доллара США за занятие в Индии, Эфиопии, Египте и до 10 евро за одно занятие в группе (или до 40 евро за индивидуальное занятие) во Франции. Общий доход от данной сети зарубежных курсов русского языка составил в 2009 году оценочно 5,0 млн. долл. США (в 2002/2003 учебном году, когда на этих языковых курсах занимались 6,5 тысяч человек, доход от их обучения составлял 1,7 млн. долл.).

Суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2008/2009 академическом году, включая платные курсы русского языка для иностранцев в России и за рубежом, обучение и проживание в России иностранных школьников и дошкольников, студентов, стажеров, аспирантов и т.д., составили 35243,9 млн. рублей, что больше на 6333,9 млн. рублей, чем в 2007/2008 году (рост доходов в рублях на 21,9%). В долларовом же эквиваленте увеличение суммарных доходов от экспорта образования было минимальным – всего на 1,6% (с 1156,4 млн. долл. США в 2007/2008 году до 1174,8 млн. долл. США в 2008/2009 году), что связано с падением курса рубля по отношению к американской валюте в 2008-2009 годах. Если же из общей суммы оплаты за обучение иностранных граждан и их бытовых расходов в период пребывания в России вычесть затраты из российского бюджета на бесплатное обучение почти 40 тысяч иностранных студентов вузов, учреждений НПО и СПО, 100 тысяч иностранных школьников, 19 тысяч иностранных воспитанников государственных детских садов, а также финансирование Россией четырех крупных совместных университетов в странах СНГ, двух средних школ и т.д. (в совокупности 889,5 млн. рублей), то “чистый” доход Российской Федерации от всех форм и программ обучения иностранцев в 2008/2009 академическом году составит 26348,9 млн. рублей или 878,3 млн. долларов США. Это означает, что на долю России приходится около 1% ежегодных доходов от мирового рынка образовательных услуг. Данный показатель свидетельствует о низкой международной конкурентоспособности отечественной системы образования.

Можно также отметить, что доходы отечественной экономики от обучения по различным российским образовательным программам более чем 400 тысяч иностранных граждан в 2008/2009 году были меньше средств, расходуемых примерно 80 тысячами российских школьников, студентов, стажеров, аспирантов на свое обучение (как по академическим программам, так и на языковых курсах) и проживание за рубежом (прежде всего, в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Китае и ряде других стран). Оценочно это свыше 1,5 млрд. долл. США в год.

6. Образование и рынок труда. Несмотря на ряд мер по модернизации средней и высшей школы, в том числе введение ЕГЭ, переход на двухуровневую структуру высшего образования, создание новых федеральных и исследовательских университетов и т.д., финансирование образования и науки в России по-прежнему осуществляется по остаточному принципу, а собственная материальная база большинства вузов слаба. По своим финансовым возможностям (в плане технического обеспечения учебного процесса, проведения научных исследований и т.д.) они находятся в заметно разных "весовых категориях" с североамериканскими и западноевропейскими университетами (в США, например, развитие и финансирование науки и образования в 2009 году объявлено национальными приоритетами).

Основной источник финансирования профессионального образования и определение его приоритетов – национальная экономика. Однако российский рынок труда (российские предприятия, торговые компании и различные организации) заказчиками высококвалифицированных кадров не выступают, ибо на протяжении последних 8-10 лет экономика фактически не модернизируется и находится в технологическом застое. Сами же вузы (равно как и учреждения среднего профессионального образования) не в состоянии прогнозировать спрос на те или иные специальности (для них хронической стала проблема организации текущей учебно-производственной практики, за которую с вузов предприятия и организации – потенциальные работодатели, нередко требуют оплаты). Как результат – многие выпускники отечественных вузов устраиваются в России не по профилю обучения и вынуждены впоследствии "доучиваться" или переучиваться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Это свидетельствует о значительном несоответствии номенклатуры массово выспускаемого отечественного “образовательного товара” производственным потребностям работодателей.

Как известно, одной из особенностей современной российской системы высшего образования является феноменальный рост количества вузов (с 535 в 1991/1992 году до 1108 в 2008/2009 году, а вместе с филиалами – до более, чем 3,5 тысяч), не порожденный реальными потребностями национальной или международной экономики. Резко выросла и численность студентов – с 2,6 миллиона человек в 1991/1992 году до 7,5 миллиона человек (включая заочников) в 2008/2009 году при одновременном значительном сокращении в России населения и особенно молодежи школьного возраста. А если, в соответствии с международной классификацией, в число россиян, получающих в настоящее время образование по программам третичного уровня, включить и 2,2 миллиона учащихся средних профессиональных учреждений (колледжей и аналогичных им учебных заведений), а также свыше 150 тысяч аспирантов и докторантов, то общее число российских студентов и аспирантов (как очной, так и заочной формы обучения) составит почти 10 миллионов человек. В результате по показателю числа студентов третичного уровня образования, приходящихся на 10 тысяч населения (630 человек), Россия опередила все развитые страны мира.

Оборотной стороной массовости российского высшего образования стал низкий уровень его подушевого финансирования (в расчете на одного студента – в несколько раз меньше, чем в большинстве ведущих западных и азиатских стран). Усиливающееся технологическое отставание России и сырьевая “однобокость” ее экономики закономерно привели к ухудшению качества образования в отечественной высшей школе и снижению степени его соответствия современному научно-техническому прогрессу. Все это в той или иной мере отражается на международной конкурентоспособности российского образования и на качестве обучения иностранных граждан.

Очень слабы позиции российских учреждений СПО, что связано не только с отсталостью их учебного оборудования, сложностями организации производственной практики, но и с сохраняющимися различиями в системах образования с другими ведущими странами. Например, если колледжи и ПТУ в России выпускают мастеров и техников, то выпускник европейского или североамериканского колледжа с дипломом бакалавра, обучавшийся по формально сходной программе профессионально-технического уровня (МСКО-5В), считается инженером.

По-прежнему существуют значительные различия и в вузовской системе образования. Так, западные магистратуры и аспирантуры обычно объединены в систему последипломного обучения (сходные образовательные стандарты существуют также в Японии и в ряде других промышленно развитых стран Азии). В отличие от них в России аспирантура (равно как и докторантура) с точки зрения органов государственного управления и государственной статистики является отдельной областью подготовки научных кадров (обучение аспирантов осуществляют 831 научно-исследовательский институт и 621 вуз). При этом в системе российской науки лишь 5% работников являются гуманитариями, в то время как доля аспирантов в российских вузах и академических НИИ, готовящих диссертации в области гуманитарных наук, составляет 50%. Данная проблема в определенной мере связана с сохраняющейся разобщенностью российской системы высшего образования и академической наукой по ведомственному признаку.

Явно реликтовой программой обучения стала докторантура, совершенно не пользующаяся спросом у иностранных граждан: в 2008/2009 году по этой программе проходили подготовку менее 100 человек, в основном из стран СНГ и Азии, что составляло 0,04% от общей численности всех иностранцев, обучавшихся в российской высшей школе по очной и заочной формам.

"Товарный знак" российского высшего образования по-прежнему хорошо узнаваем и имеет спрос в большинстве стран СНГ (прежде всего, у молодежи из русских семей, желающей получить высшее образование на своем родном языке), однако за пределами бывшего СССР дипломы российских вузов, за редким исключением (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана и некоторые другие) сегодня уже не могут на равных конкурировать с дипломами американских, английских, французских, немецких и австралийских университетов (что подтверждают и последние международные рейтинги университетов). Сам факт обучения в российской высшей школе давно перестал содействовать карьерному росту в государствах Восточной Европы, Азии, Африки, Арабского региона, ранее ориентировавшихся в своей политике, экономике и подготовке кадров на Советский Союз.

Уровень знаний иностранных абитуриентов как никогда ранее низок. По большинству базовых общеобразовательных дисциплин зачисляемые на учебу в российские вузы иностранцы имеют в среднем оценку между "удовлетворительно" и "хорошо" (многие из них не смогли бы пройти по конкурсу в национальные или западные вузы ввиду столь низких оценок в школьных аттестатах и более высоких требований на вступительных экзаменах). Очень плохим стало знание русского языка: многие иностранные студенты, стажеры, а также частично аспиранты нередко до самого конца учебы не могут в должной мере овладеть языком обучения, что сказывается на качестве их профессиональной подготовки. Снижение уровня подготовленности по русскому языку связано с общей тенденцией сокращения распространенности (популярности) русского языка в мире.

Фактором, сдерживающим рост численности очной формы обучения иностранных граждан в России, является и нехватка мест в студенческих общежитиях и уровень их комфортности (сервиса), а также в целом неблагоприятная социокультурная обстановка – регулярные проявления расизма и национализма (оскорбления и физические нападения) в отношении лиц неславянской внешности и неспособность российских правоохранительных органов должным образом обеспечить личную безопасность иностранных учащихся, особенно из азиатских, африканских и арабских стран.

Достаточно красноречивыми являются результаты социологических опросов более пяти тысяч иностранных студентов, стажёров, аспирантов из 110 стран, обучавшихся в 112 российских вузах. Опросы проводились в 2001, 2003 и 2005 годах Центром социологических исследования Минобрнауки России. Так, основной трудностью, с которой сталкивались опрошенные в первые недели и месяцы после приезда на учёбу в Россию – незнание русского языка (отмечали 52,7% респондентов в 2001 г., 56,2% - в 2003 г., 61,0% - в 2005 г.). Причём плохое владение русским, затрудняющее не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемой специальности, сохранялось у многих до самого последнего курса обучения.

Более ¾ иностранных студентов проживают в общежитиях, однако полностью удовлетворены предоставляемыми вузом бытовыми условиями и работой местных коммунальных служб 23,3%, работой блока питания (столовых, кафе, буфетов) – 26,6%, медицинским обслуживанием – 28,6%, условиями для занятия спортом – 29,9% (опрос 2005 г.).

Нарекания большинства опрошенных вызывали и состояние учебных аудиторий и лабораторий, их техническое оснащение, а также укомплектованность вузовских библиотек необходимой учебно-научной литературой, особенно по техническим и естественно-научным дисциплинам (хорошим оснащение признавали немногим более 1/3 респондентов).

7. Качество и эффективность обучения иностранцев в России. Хроническое недовольство иностранных студентов и аспирантов вызывает организация и условия проведения учебно-производственной практики (полностью удовлетворены этой стороной учебного процесса в 2005 г. были лишь 39,4% респондентов) и возможности участия в научной работе (полностью удовлетворены 35,1%).

Ключевым вопросом являлась оценка качества получаемой в российском вузе профессиональной подготовки. Оно полностью соответствовало личным ожиданиям лишь половины опрошенных в 2005 году; ещё 28,5% отметили, что качество подготовки соответствует частично, а остальные указали, что качество подготовки вообще не соответствует их ожиданием или даже затруднились его оценить.

Перспективы своего трудоустройства на родине с российским дипломом иностранные студенты оценили в 2005 г. следующим образом: легко устроятся на работу – 44,5%, возникнут некоторые трудности – 42,9%, устроиться на работу будет очень тяжело – 12,6%.

Помимо ставших “традиционными” претензий к качеству образования, технической оснащенности учебного процесса, бытовым неурядицам и т.п., иностранных студентов, стажёров и аспирантов во всё возрастающей степени беспокоила личная безопасность, а именно рост национализма и расизма среди местного населения, молодёжи и студентов. С проявлениями таковых в 2005 году сталкивались 53,8% опрошенных, а в 2003 г. – 51,5%. Как оказалось, опрошенные иностранцы опасаются в первую очередь местных скинхедов, расистов, националистов (46,9%), уличных преступников, грабителей (31,3%), милиции (18,8%), террористов (14,6%), других лиц (1,1%). При этом лишь 20,8% респондентов считали, что сотрудники российских правоохранительных органов смогут защитить их личную безопасность, если в этом возникнет необходимость.

Намерение остаться в России жить и работать на постоянной основе в 2003 году выражали 11,6% опрошенных, в 2005 году – 10,3%.

Каждая экспортная отрасль для своего развития и повышения конкурентоспособности требует значительных инвестиций. Не является исключением и экспорт образовательных услуг. Например, лидер по доходам от обучения иностранцев – США – ежегодно выделяет почти 7 миллиардов долларов (субсидии, гранты, стипендии) для обучения иностранных граждан в своих колледжах и университетах (этой помощью пользуются 28% иностранных учащихся), получая в качестве совокупной прибыли (включая расходы иностранцев на проживание в США) сумму в 3,6 раза больше – 25 миллиардов долларов. Таким образом, каждый из почти 700 тысяч иностранцев, обучающихся в США по программам третичного уровня, принес американской экономике в среднем 26,5 тысячи долларов, в то время как в России данный показатель значительно ниже – в среднем 4,8 тысячи долларов США от каждого иностранного студента вузов и учреждений СПО очной и заочной форм обучения на территории РФ (в совокупности 174,2 тыс. чел.). И это не удивительно, ибо совокупный размер материальной помощи иностранным студентам с российской стороны в 2008/2009 году был равен сумме, эквивалентной 87,4 миллионам долларов США (в нее включены 10 тысяч госстипендий соотечественникам в бывших советских республиках и иностранным гражданам для бесплатного обучения в российских вузах и СПО, а также перечисление средств отечественным вузам за бюджетные места, на которые поступили на общих основаниях более 18 тысяч выходцев из стран СНГ в соответствии с межгосударственными договорами, и расходы на 7,5 тысяч иностранных студентов, в основном из европейских и азиатских стран, обучающихся в России в рамках межвузовских партнерских договоров на компенсационной основе). Соответственно, доходы от очной формы обучения иностранцев (а это именно им адресованы субсидии из средств российского федерального бюджета) составили в 2008/2009 академическом году 834,8 миллионов долларов США. Таким образом, соотношение размеров данных форм материального стимулирования обучения иностранных студентов-очников в России и доходов от их обучения составляет 1:9,5, тогда как в США это соотношение достигает 1:3,5. Соответственно, экономическая эффективность (доходы) от обучения одного иностранного студента в России примерно в 5,5 раза ниже, чем в США.

Иначе говоря, экономическая эффективность подготовки кадров для зарубежных стран напрямую зависит от объемов инвестиций в эту сферу, в том числе и в образовательную инфраструктуру. При сохранении существующего положения дел (замедленного увеличения численности иностранных студентов очной формы обучения в сравнении с общемировыми показателями) утопично ожидать превращения России в одного из признанных лидеров международного образования. В этой связи необходимо принятие более амбициозных планов и их адекватное ресурсное обеспечение.



* * *

Статья подготовлена в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Анализ результатов реализации приоритетного национального проекта «Образование» как методической основы управления модернизацией системы образования в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации», выполненного в 2010 г. Центром социального прогнозирования и маркетинга.



Литература

  1. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник. М.: 2009.
  2. The Global Competitiveness Report 2010-2011/ World Economic Forum. 2010.
  3. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Москва, 1 сентября 2010 года.
  4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
  5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуски 1-7/ Авторы-составители А.Л.Арефьев, А.Ф.Шереги. М.: 2002-2010.
  6. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуски 1-2/ Авторы-составители А.Л. Арефьев, А.Ф.Шереги. М.: 2007, 2009.
  7. Higher Education to 2030. Volume 2. Globalisation. Centre for Educational Research and Innovation. OECD. Paris, 2009.
Александр Арефьев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Н
21.07.2012 0 0
Наталья, преподаватель русского как иностранного:

Спасибо за интересную статью.Интересно было бы узнать положение дел в военных вузах: сколько иностранцев обучается там и какой процент от общего числа иностранных студентов составляют иностранные курсанты, насколько увеличилось их количество. Если у вас есть такая информация, пожалуйста, опубликуйте. О военных иностранцах сейчас совсем ничего не пишут.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more