Правила войны согласно международному праву
Израиль отвечает на теракты ХАМАС массированными бомбардировками, полной блокадой сектора Газа и, возможно, наземным наступлением. Что регулируется международным правом – и что представляет собой военное преступление?
Война – это насилие, а точнее: использование организованного насилия для достижения политических целей. Международное право стремится сдерживать это насилие посредством правил.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил состояние войны. На следующий день после резни на юге Израиля Нетаньяху прямо заявил, что все места, где действовал или скрывался ХАМАС, будут превращены в руины. С тех пор Израиль бомбит Газу. Всего за шесть дней на Газу было сброшено около 6000 бомб, при этом бомбардировки продолжались с прежней силой. В Газе было убито более 4000 человек, хотя фактическое число погибших там, вероятно, намного выше.
Самооборона – в пределах дозволенного
Право Израиля на самооборону от вооруженного нападения в соответствии со статьей 51 Устава ООН не оспаривается. Однако это право на самооборону ограничено международным гуманитарным правом. Соответственно, одним из наиболее важных принципов является принцип дифференциации: воюющие стороны должны проводить различие между гражданскими лицами и комбатантами, между гражданскими объектами и военными целями.
Но это означает лишь то, что гражданские лица или гражданские объекты не должны быть преднамеренной целью атак. Другими словами, убийство гражданских лиц запрещено только в том случае, если оно явно преднамеренно.
На практике, объясняет профессор Стефан Тальмон, эксперт по международному праву из Германии, это означает: «Если ХАМАС разместит ракетный объект в жилом районе, Израиль имеет право атаковать этот ракетный объект – даже за счет того, что среди гражданского населения ужасно называют «побочным ущербом». ... И этот побочный ущерб, в зависимости от военной цели и требований, также может быть очень высоким».
В Газе невозможно провести различие между гражданскими и военными целями, как того требует международное право. Это один из самых густонаселенных и застроенных районов на земле. Туннели ХАМАСа проходят под жилыми домами, а объекты ХАМАСа иногда располагаются в жилых и офисных зданиях. Международное право не предусматривает этого.
«Если ХАМАС скрывается в школах, мечетях и больницах, сохраняя там командные центры, то это законные военные цели», - объясняет Тальмон. В то же время, если ХАМАС устанавливает военные позиции в гражданских районах, это также представляет собой военное преступление.
Коллективные наказания запрещены
Израиль ввел всеобъемлющую блокаду сектора Газа. Министр обороны Израиля Йоав Галлант говорил о тотальной блокаде, в ходе которой Газа будет отрезана от поставок электричества, воды, продуктов питания и топлива. Израильская правозащитная организация «Бецелем» обвинила Израиль в военных преступлениях, учитывая масштабы воздушных ударов и блокады. Гуманитарная организация «Врачи без границ» заявила о коллективном наказании Газы в нарушение международного права.
По словам профессора Тальмона, большинство экспертов по международному праву согласны с тем, что полная блокада – продовольствием, питьевой водой, топливом, медицинскими товарами – противоречит международному праву.
«В международном праве существует запрет на то, что называется коллективным наказанием, в данном случае коллективным наказанием всего палестинского населения сектора Газа. Не все из них являются членами ХАМАС и не все несут ответственность за это нападение, но они все одинаково страдают от этой реакции Израиля – без разбора».
Более того, международное право прямо запрещает морить голодом гражданское население.
«Если я введу полную блокаду, в какой-то момент закончится еда или питьевая вода, и тогда гражданское население будет умирать от голода. Это незаконно согласно международному праву», - говорит Тальмон.
Эвакуация законна, выселение незаконно
13 октября израильские военные приказали более чем миллиону гражданских лиц в северной части сектора Газа – почти половине всего населения – перебраться на юг территории. То же самое относится и к международным организациям. ХАМАС, с другой стороны, призвал население остаться – и, по данным израильской армии, не позволил ему бежать.
Поскольку инфраструктура сектора Газа находится в руинах и не хватает мест для такого количества людей, Организация Объединенных Наций заявила, что такая эвакуация невозможна. Ян Эгеланд, бывший министр иностранных дел Норвегии и нынешний генеральный секретарь организации по оказанию помощи Норвежскому совету по делам беженцев, назвал приказ об эвакуации незаконным.
«Это не возможность эвакуации, это приказ о переселении. Согласно гуманитарному праву это называется насильственным перемещением населения и является военным преступлением», - сказал он.
Поскольку обстрел продолжается, выполнение приказа также не является гарантией безопасности.
Тем не менее профессор Тальмон утверждает, что эвакуация гражданского населения оккупационной державой допустима в соответствии с международным правом. Например, для обеспечения защиты и безопасности населения и обеспечения возможности проведения военных операций. По мнению Тальмона, Израиль не действует в этом отношении незаконно.
Международное гуманитарное право «архаично»
«Любая попытка Израиля выселить население со всего сектора Газа будет запрещена международным правом. Однако на территории противника эвакуация или принудительное переселение населения для его собственной защиты и безопасности, безусловно, допустимы с точки зрения международного закона», - уточняет эксперт.
Международное гуманитарное право, или право войны, как его раньше называли, архаично, говорит Стефан Тальмон: «Это было сделано странами для стран – теми, кто предполагал, что однажды они сами действительно будут вести войну. При этом они старались не надевать на себя кандалы и не навязывать правила, которым они не смогут следовать».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Написать комментарий