Что означает недавняя встреча Путина и Ким Чен Ына?
С 12 по 17 сентября Ким Чен Ын совершил официальный визит в Россию.
Этот визит не стал неожиданностью. Почву уже подготовила громкая поездка министра обороны РФ Сергея Шойгу в Пхеньян в июле, которая показала, что Москва и Пхеньян заняты оживленным дипломатическо-стратегических отношений.
О сути переговоров Путина и Кима известно немного, и никаких совместных заявлений или соглашений подписано не было. Однако в своих публичных комментариях сам Путин и другие официальные лица России совершенно ясно дали понять, что обсуждались «все вопросы», включая возможности двустороннего военного сотрудничества.
Есть несколько причин, по которым Москва заинтересована в возрождении стратегических связей с КНДР.
Во-первых, Северная Корея полностью поддерживает Россию в вопросе Украины. Помимо Сирии, Пхеньян — единственный член ООН, признающий Крым, а также Донецк, Луганск, Запорожье (Запорожье) и Херсон российскими территориями.
За возобновлением взаимодействия Москвы и Пхеньяна стоят также экономические расчеты. Северокорейская рабочая сила в обмен на российские деньги и сырьевые товары, такие как нефть, зерно и удобрения, является наиболее очевидной сферой коммерческого партнерства.
Еще одним экономическим проектом, который обе стороны могут попытаться возродить, является совместное железнодорожно-портовое предприятие Хасан-Раджин. Десять лет назад Россия завершила строительство железнодорожного сообщения, соединившего Транссибирскую магистраль через российский приграничный поселок Хасан с северокорейским портом Раджин. Тогда были надежды, что Хасан-Раджин соединит предполагаемую Транскорейскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. Эти ожидания не оправдались. Несмотря на то, что Россия потратила 300 миллионов долларов на строительство линии и модернизацию портовых сооружений в Раджине, проект по большей части простаивал из-за вывода войск Южной Кореи, ужесточения санкций против Северной Кореи и Covid-19.
Что же касается возможности поставок северокорейского оружия в Россию, то, на первый взгляд, это выглядит вполне логичным. Если Путин и Ким заключили сделку по поставкам оружия, мы скоро узнаем об этом. В любом случае северокорейское оружие, даже если оно и попадет в Россию, может в лучшем случае сыграть вспомогательную роль. Что имеет значение, так это собственная способность России поддерживать и наращивать внутреннее производство вооружений.
Комментируя встречу с Кимом, Владимир Путин заявил, что Россия продолжает соблюдать введенные ООН ограничения и «не собирается ничего нарушать». Тем не менее, возможно, будет уместным творческое переосмысление Россией режима санкций против Северной Кореи. Многие в Москве совершенно ясно заявляют, что Россия больше не должна чувствовать себя связанной санкциями в отношениях с КНДР.
Какова игра Кима с Москвой? У Пхеньяна могут быть краткосрочные коммерческие соображения, такие как получение от России денег, нефти и продуктов питания в обмен на потенциальные поставки рабочей силы и боеприпасов. Однако именно логика долгосрочного баланса сил может быть основной движущей силой стремления Кима к более тесным отношениям с Россией.
У Северной Кореи нет реалистичного способа самостоятельно сократить растущий разрыв в современных боевых возможностях со своими противниками. Единственный способ исправить все более шаткий баланс военной мощи — это искать стратегических союзников, положив конец трем десятилетиям стратегического одиночества. Именно Москва может стать источником некоторых важнейших видов оружия и технологий, таких как разведывательные спутники и истребители. Более того, Россия и Северная Корея могут провести совместные военные учения, на такую возможность намекнул Сергей Шойгу еще до визита Кима.
Хотя визит Кима на Дальний Восток России не привел к каким-либо публичным соглашениям или совместным заявлениям, тот факт, что Россия и КНДР участвуют в подобных дипломатических маневрах, важен сам по себе. В ближайшие несколько месяцев мы, вероятно, увидим хотя бы некоторые результаты соглашений и/или договоренностей, достигнутых Путиным и Кимом в ходе переговоров.
В каком-то смысле это будет разворот эпохи холодной войны, когда Москва и Пекин выступали гарантами военной безопасности Пхеньяна. Однако на этот раз распределение ролей будет несколько иным. Китай останется основным экономическим благотворителем и дипломатическим защитником Пхеньяна, в то время как Россия может играть роль главного военного партнера Севера. Москва будет рада такой роли хотя бы потому, что ей уже мало что терять с Вашингтоном, Сеулом и Токио.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции
Написать комментарий