Трамп – не наш. Как президент США управляет Кремлем и машиной российской пропаганды
Президент США Дональд Трамп продолжает удивлять своей непоследовательностью и непредсказуемостью не только американских граждан, но и российские власти, которые уже распорядились, чтобы в эфире отечественных телеканалов его было поменьше. Почему очарование Трампом проходит и к чему это ведет?
Западные СМИ, подкрепленные обиженными спецслужбами – большая сила: они заставили Трампа пересмотреть подход к России, считают в Кремле, но сделали это, по мнению опального президента, нечестным образом – с помощью «лживых, ужасных, недостоверных» новостей о неформальных связях чиновников его администрации с Россией. Удалось им это за рекордно короткий срок – «медовый месяц» между Белым домом и Кремлем еще не прошел, а российским телеканалам велено прекратить «подобострастно» говорить о Трампе. Да и вообще американский лидер не на шутку разошелся: он сделал Путина «политиком №2», обойдя коллегу по количеству упоминаний в январе 2017 года.
Более того, в рок-н-ролльных импровизациях Трамп освоил нехитрую науку управления примитивной машиной российской пропаганды: до выборов заявлял, что в Крыму люди сами хотели присоединиться к России, и тут же записывался в «наши», собственно, как и полуостров, а стоило ему написать в твиттере: «Крым был ВЗЯТ Россией при администрации Обамы. Не был ли Обама настроен слишком мягко по отношению к России?» – и уже «с глаз долой, из сердца вон». При том что телевизионная пропаганда – производная от политического вектора Кремля. Неужели он столь же непродуман и прочерчивается захмелевшей рукой, которая еще недавно держала бокал шампанского по случаю победы «нашего» Дональда?
Конец двойной игры
На самом деле планы Кремля на ведение двойной игры – тайная дипломатия под прикрытием жесткой риторики – потерпели крах после того, как об отставке объявил советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн. Понимая, насколько контакты с российскими представителями могут быть «токсичными», в Москве приготовились забыть о «новом старте» в двухсторонних отношениях, на который еще вчера сильно надеялись. Хотя из Москвы в Вашингтон все еще летят намеки на то, что не все потеряно, но терпение, все же, не безгранично. Они призваны скорректировать движение Трампа, вдруг резко начавшего отклоняться от заявленной цели – поладить с Россией. Правда, делается это на уровне странных заявлений о невыполнении американским президентом своих предвыборных обещаний. Но дело тут скорее в подобострастии к российскому президенту и желании выслужиться, которые Кремль пока не отменял.
Трамп, в свою очередь, дает 77-минутную пресс-конференцию, на которой обвиняет СМИ в том, что о нем, по его мнению, сейчас думает Путин: хозяин Белого дома не может наладить отношения с Москвой из-за каких-то фейковых новостей. Понимает он и другое – если он передаст России «дурацкую пластиковую кнопку "перезагрузка"», которую Хиллари Клинтон нажимала с Сергеем Лавровым при Обаме, то моментально станет «плохим парнем». Похоже, заданный им вопрос о Крыме и реакцию Барака Обамы на его присоединении к России, столь задевший Кремль, следует теперь переформулировать: была ли Россия слишком мягка с Трампом?
Стратегия выжидания, оправданная неразберихой в Вашингтоне, привела к растущим как на дрожжах ожиданиям и ничем не подкрепленным надеждам. Однако прозвучало достаточно «звоночков» для того, чтобы информационное пространство – это поле для баталий с врагами, перенастроить, перегруппировать силы и расставить новые акценты. Во-первых, Путин мог сильно разочароваться в «полезном идиоте», обнаружив в нем действительно идиота, который, взобравшись на президентский пост в США, не знает, что такое договор СНВ-3. В первом телефонном разговоре между двумя лидерами, состоявшемся 28 января, российский президент затронул вопрос исполнения договора, и Трампу пришлось спрашивать у советника, о чем речь, хотя это он первым увязал санкции с сокращением ядерных потенциалов.
Во-вторых, если закрыть глаза на некомпетентность нового президента США, то, как насчет наличия у него политической воли противостоять инерции американской системы, настроенной против России? Как видим, хвост виляет собакой, и Трамп постепенно перемещается в колею «жесткого курса». Произошло возвращение к прежнему подходу – политике сдерживания и противостояния: Вашингтон требует от Москвы выполнять Минские соглашения и вернуть Киеву Крым. Тогда о какой сделке остается говорить? До ухода со сцены Флинна короля «делала свита», но теперь очевидно: неформального диалога за спиной у общественности не получится, а формальные переговоры всегда будут скованы вниманием истеблишмента, политической элиты, прессы и гражданского общества. Никаких прорывов в духе бизнес-сделок они не сулят: «король-то голый!»
Мезальянс бизнесмена и геополитика
Также выяснилось, что проектировщик «большой сделки» с Россией в Белом доме – это расстрельная должность и крест на репутации, а значит, на нее не будет претендентов. Но даже если и найдется некто бесстрашный, перед ним окажется скудное меню «что США могут получить от России» с одним единственным более-менее реализуемым, но абстрактным пунктом: совместная борьба с террористами на Ближнем Востоке. Прочее – продолжение ядерного разоружения, отказ Москвы от союзничества с Ираном и Китаем – из области нереалистичных задач. И здесь выявляется обратная пропорциональность: чем меньше Россия может предложить США, тем больше становится «проблема России» для Америки.
Конечно, Москва хотела бы от США гораздо большего: ослабления НАТО, сворачивания системы ПРО в Восточной Европе, признания Крыма российской территорией, снятия международных санкций, утверждения постсоветского пространства в качестве зоны влияния России и контроля над миропорядком по модели «Ялта-2». Но на такой мезальянс в Вашингтоне не пошли бы и самые отпетые и беспринципные бизнесмены, а уж с «проблемой России» им лучше оставить все как есть.
В силу этого отрезвление приходит к обеим заинтересованным сторонам. Последней попыткой очаровать Трампа может быть личная встреча с ним Путина, на которой ему придется применить искусство дзюдо в дипломатии и, выступая в более легком весе, перевернуть представления американского коллеги. Но если он окажется недостаточно гибким, очевидно будет взят иной курс – стать еще большей проблемой и полностью развязать себе руки. Пока же населению России готовятся сообщить: не от Обамы были все беды; если спарринг-партнер хозяина Кремля не поддастся, в качестве причины им скоро приладят имя Трампа.
Написать комментарий
Какая то мешанина. Выводы сделаны на какие то ни чем не обоснованные. Не понять то Трамп и Госдеп управляет Россией, то Россия управляет ими. А в заключение Россия вот вот развалится, народ - тупое было ничего не соображающее и залившее мозги алкоголем. И на почве алкоголизма этот народ спит и видит как бы начать войнушку.
Алга, не заметил cколько внимания Путину уделяют во всем мире? Или Вам так удобнее смотреть: одно вижу, а другое в упор не замечаю?
Трампу столько много внимания уделяют в русских СМИ, что кажется, будто выбирала его не Америка, а Россия. Но здесь все просто - прикажут из Кремля не любить Трампа, значит, русские не будут любить Трампа. Потом найдут какую-нибудь другую надежду русского народа. Потом опять ее отменят. Так Россия и живет, чужой жизнью. Предпочитая лезть в жизнь других стран вместо того, чтобы наладить жизнь у себя.