22 ДЕК, 13:00 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


«Свои» и кризис безопасности

9 Декабря 2011 9672 0 Интервью и комментарии
«Свои» и кризис безопасности

Ныне существующая российская система защиты предпринимательской деятельности сложилась как система защиты и отстаивания прежде всего интересов владельцев бизнеса. Система не ориентирована на пресечение негативной деятельности со стороны «своих», наносящих ущерб бизнесу, а в случае крупного бизнеса - и национальным интересам страны. Почему?

Игорь Герасимов,

эксперт ТПП РФ по вопросам промышленной контрразведки

 

Между тем, практика показывает, что самые серьезные проблемы безопасности, как правило, создают именно «свои» - родные, близкие, доверенные лица собственника. И в этих случаях система защиты предпринимательской деятельности сразу даёт сбой.

            Причем зачастую «свои», допустившие серьезные проступки, не несут никакого наказание. А это чревато для бизнеса последствиями, иногда отдаленными, иногда почти моментально проявляющимися.

            Да, есть в этом и кадровая проблема. Дело в том, что противодействие «своим» требует от людей, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса, не только высоких профессиональных качеств, мужества, но и готовности решать такие вопросы без оглядки на возможные негативные последствия своих поступков. Высока вероятность в лучшем случае просто остаться без денег и работы. Не каждый на это решится. Проще промолчать и «не заметить», положиться на авось.

            Вот примеры из жизни.

Ограбление «по-родственному»

            В районном городе ограбили ювелирный салон. Салон располагался на первом этаже жилого дома и был оснащен всевозможной охранной электроникой. Внутри магазина находилось небольшое помещение («бункер») с единственным входом и двойной железной дверью, куда в конце рабочего дня с прилавков убирали весь товар. Два входа в салон: центральный с улицы и задний со двора, с двойной железной дверью и внушительной задвижкой изнутри. Был и сейф.

            Злоумышленники, отключив сигнализацию и камеры видеонаблюдения, проникли в магазин через подвал, пробив дыру в полу. Затем, не торопясь, они просверлили замок первой двери "бункера", открыли вторую, не повредив ни замка, ни двери, и вынесли, никем не замеченные, материальные ценности. Сумма ущерба составила порядка 15 млн рублей.

            Приехавшие полицейские констатировали высокий профессионализм грабителей и, выдвинули версию: работали залетные профессионалы. Особенно поражал сам факт проникновения в помещение через пол и применение для открытия замка железной двери электрической дрели. Пинкертоны сравнивали эпизод с похожими преступлениями, пытаясь найти общее и разобраться в происшедшем. Но предпринимателю, армянину по национальности, версии и сравнительный анализ были не нужны. Прождав безрезультатно две недели, он обратился к нам.

            В жизни оказалось все, как всегда, проще и неожиданней.

            Мы установили, что жуликами были двоюродные обедневшие братья владельца, которые давно ему завидовали. Человеком, сделавшим слепки с ключей и специально не закрывшим заднюю дверь, был «свой» мастер-армянин, для которого владелец бизнеса в жизни многое сделал...

            (Для полноты картины следует сказать пару слов об атмосфере, в которой работал эксперт. В том регионе, где произошло ограбление, сильно укоренилась кавказская диаспора, и в ее восприятии произошедшего преступниками обязательно должны были быть русские; мысль о «своих» как виновниках просто не имела права на существование. Публично доказывая правду, можно было ввязаться в «войну», в которой и сам заказчик расследования, он же потерпевший, скорее всего, оказался бы не на стороне эксперта: предательство «своих» трудно принять, а тем более признать. У некоторых коррумпированных полицейских, которым по определению не по душе была работа эксперта на их территории, с самого начала был свой подход к делу: обидели «уважаемого человека», надо найти злодеев, но не искать же их среди родственников, а то вдруг потерпевший обидится, а диаспора возмутится, начнет в отсутствии толерантности и национальной терпимости обвинять. Начальство тоже было обескуражено: ведь как-никак «прикрытие» бизнесмену от разных напастей обеспечивало, никто на подопечной территории на такое решиться не должен бы, наверняка гастролеры поработали…)           

«Контрафакт» на карманные расходы

            Как то обратилось к нам одно региональное издательство, занимающееся разработкой и выпуском учебников по ЕГЭ. Беспокоило издательство, что контрафактные учебники по ЕГЭ под брендом их фирмы появились на книжном рынке столицы. Наносимый экономический ущерб предприятию был не столько велик, сколько неприятен. Нас просили определить типографию, где печатается данная продукция, найти склады, на которые она свозится, и по возможности закрыть торговую точку на "Олимпийском" – там эта продукция продавалась. Впрочем, у заказчика были весьма большие сомнения, что все это удастся сделать.

            После сбора первичной информации практическую работу мы начали с торговой точки. Но ни её владелец, ни торговец ничего интересного на наши вопросы ответить не смогли. Владелец торгового места, сдав его в аренду, не проявлял интерес к продаваемой там продукции. А торговцем оказался юрким гражданином  из соседнего государства, стремящемся заработать, на чем только можно. Конечно, можно было возбудить в отношении его уголовное или административное дело, но в целом это проблему контрафакта не решало.

            Взялись за представителя фирмы в московском регионе. От него в основном и шла главному владельцу бизнеса негодующая информация о наличии подделки на книжных рынках столицы. Попутно мы сделали проверку типографий, выпускающих подобную, но оригинальную продукцию.

            В результате всплыли интересные вещи. Как выяснилось, автором идеи выпускать подделки был сам представитель фирмы в московском регионе, он же оказался и организатором сбыта этой продукции. Поначалу он на компанию, продукцию которой подделывал, не работал. Но единолично извлекать прибыль из созданного и налаженного контрафактного процесса у него получилось недолго. Один из учредителей фирмы, приемный сын владельца предприятия, вскрыл дело. Но пресекать его не стал, а взял и перестроил сложившуюся ситуацию под себя. После чего изготовление контрафактных учебником начало осуществляться уже под его прикрытием. Естественно, владелец предприятия оказался не в курсе. Московича приняли на работу в качестве столичного представителя компании, в новой контрафактной схеме ему отвели роль организатора сбыта. Ну, а процесс  производства был перенесен из Подмосковья на одну из типографий региона, под контроль «сыночка».

            Однако произошедшие перемены новоиспеченного представителя фирмы вскоре устраивать перестали.  Созданный им «контрафактный конвейер» стал ему, уже как официальному представителю фирмы в Москве, мешать работать, повышать сбыт оригинальной продукции и, следовательно, больше зарабатывать. Да и основные деньги от реализации подделок стали оседать в кармане "сыночка". Но из-за сына владельца прямо отказаться от контрафактных продаж он не мог. Поэтому и продемонстрировал главному владельцу компании праведный гнев по отношению к «подельщикам» и по его указанию затеял борьбу с ними. В такой ситуации продавец на «Олимпийском», на которого все показывали пальцем, выступил просто в роли «мальчика для битья».

            В ходе работы вскрылась и печать в тайне от хозяина фирмы дополнительных тиражей оригинальных учебников в региональных типографиях; по своему объему эти неучтенные тиражи значительно превосходили объемы контрафактной продукции, и поэтому экономический ущерб от неё был куда серьезней.

            Мы доложили результаты проделанной работы заказчику, основному владельцу бизнеса. Предложили разрешение этой проблемы за счет управленческого решения. И случилось «чудо»: контрафактные учебники исчезли с книжных рынков страны.

«Кризис» и бизнес-процессы

            На одном заводе строительных материалов было проведено расследование причин потери заводом рынка сбыта вследствие так называемого «мирового экономического кризиса».

            Работал завод устойчиво и давно, продукция его пользовалась повышенным спросом. Но вдруг начали снижаться объемы реализации своей продукции, и снизились  они вскоре аж на 70 процентов. Топ-менеджеры приняли  решение снизить объёмы производства: кризис ведь! Ну, а этим быстро воспользовались конкуренты, захватив рынок сбыта производимых заводом стеновых блоков.

            Шум, гам, смена команды управленцев. Пришли другие, приняли своё «антикризисное решение»: стали проводить новую политику реализации продукции, выстраивая договорные отношения с потребителями в первую очередь через призму своих личных интересов. Старались выйти из сложившейся ситуации минимальной ценой на продукцию, льготными условиями отгрузки, а не запуском производства на «докризисные» мощности и поиском дополнительных ниш на рынке. Хотя об этом-то как раз можно было подумать: у конкурентов дела в кризис шли не плохо, и, следовательно, не кризис был причиной неурядиц.

            Периодически наведывалась на завод охрана одного из собственников предприятия, демонстрировала суровый вид и крепкие мускулы, пыталась на свой манер контролировать экономическую деятельность завода.

            ...В результате нашего расследования выяснилось: провал не был следствием объективного стечения обстоятельств в строительном бизнесе, не был вызван мировым экономическим кризисом. Не был он вызван, как считалось, неправильной ценовой политикой бывшего генерального директора, которого сделали «козлом отпущения». Причина оказалась проста: сговор группы лиц из числа руководящего звена предприятия, направленного на искусственную остановку завода. В эту группу входил и сын одного из совладельцев завода, назначенный присматривать за проходящими на предприятии бизнес-процессами. Ну, а сами бизнес-процессы осуществлялись по заказу конкурента, имеющего похожее производство и заинтересованного в захвате рынка сбыта для реализации собственной продукции. Были подкуплены люди, которые могли влиять на производственный процесс, на формирование ценовой политики предприятия, и отвечали за договорную политику. Это привело к «падению спроса», искусственному снижению объема выпускаемой продукции.

            Интересно, что, по экспертным оценкам, когда вся эта история разворачивалась, реальный спрос на продукцию завода увеличился в 2-3 раза.

Системный кризис

            Опыт практической работы говорит о кризисе нынешней системы безопасности предпринимательской деятельности. Причем кризису подвержена сама система в целом, а не отдельные её части.

            Они-то, некоторые её части, в чем-то вполне адекватны. Так, к примеру, охрана неплохо обеспечивает сохранность имущества; но вот возможность реагирования на угрозы безопасности организации, создаваемые управленческими решениями топ-менеджмента или родственников владельца бизнеса, как правило, нулевая. Отвечающие за безопасность бизнеса специалисты, которые хорошо справляются с решением самых разных вопросов в своей сфере деятельности, обычно пасуют в условиях, когда предают "свои" - люди из верхнего эшелона управления организации.

            Ну, а с недружественной деятельностью некоторых чиновников по отношению к отечественному бизнесу и предпринимательству вообще практически невозможно бороться.

            К тому же сложившаяся система безопасности предпринимательской деятельности в силу разных причин обычно и сама не стремится решать имеющиеся проблемы в сфере бизнеса и предпринимательства. Больше всего различные её представители заняты обсуждением проблем безопасности, составлением отчетов о проведенных мероприятиях и выработкой мер, остающихся на бумаге. При этом понимая, но в тоже время не принимая тот факт, что большинство бизнесменов пони мает обеспечение безопасности их предпринимательской деятельности  как реальное решение проблемных вопросов, вызывающих у них беспокойство.

            Первопричиной всего этого является отсутствие необходимого законодательства об ответственности собственников и предпринимателей за состояние своего бизнеса, за положение дел на предприятии.  Соответствующие законы изменили бы отношение предпринимателей к своей собственности, заставили их по-новому подойти к вопросу обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. При этом необходимо, конечно, спрашивать именно с настоящих владельцев собственности.

            Такой подход может поставить заслон негативной деятельности «своих»; он будет способствовать решению и кадровой проблемы: люди, отвечающие за безопасность бизнеса, без опаски будут останавливать разрушительную деятельность «своих». Собственность перестанет разваливаться, в чем нормальный владелец должен быть кровно заинтересован. Тем самым будет преодолен и сложившийся кризис безопасности предпринимательской деятельности.

            Можно, конечно, и ничего не предпринимать. И виновных вроде бы как и не будет. Хотя самолеты будут падать, потому что «свои» выпустили плохие детали; корабли - тонуть, потому что «свои» позволили выйти из порта неисправному судну; предприятия - разваливаться, причем вроде бы и без чьей-то вины; уголовные дела по «своим» - тормозиться… Все это будет и дальше способствовать углублению системного кризиса, что, в свою очередь, если не реагировать, все равно неизбежно вызовет нужные социально-экономические преобразования, но уже снизу.


Статьи по теме

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more