Спецслужбы спасают положение. Что руководство ФСБ, СВР и ГРУ делало в Вашингтоне
В конце января главы ключевых российских спецслужб прибыли на секретные переговоры в Вашингтон. Двум из них для этого не помешали даже санкции США. Через время администрация президента США отказалась от ужесточения санкций против России и через Минфин опубликовала показавшийся многим подозрительным «кремлевский доклад». Что же произошло?
Тайное становится явным
Кремль можно было обвинить в фаталистическом бездействии перед лицом угрозы новых санкций США: крупнейшие бизнесмены нервничали за границей, главы госкорпораций и госбанков пытались внушить публике, что им все равно, правительство судорожно придумывало схемы спасения «оборонки» и поддержки финансового рынка. Но пока Кремль делал вид, что ни на какие переговоры по смягчению санкций не пойдет, в Вашингтон вылетел беспрецедентный состав переговорщиков: сразу три высокопоставленных руководителя спецслужб – главы СВР, ФСБ и ГРУ в конце января совершили секретный визит в США.
Переговоры прошли крайне успешно и президент Владимир Путин, ознакомившись накануне с «кремлевским докладом», который в последнюю минуту был подменен и вместо ближайшего окружения российского президента включал всю политическую элиту страны, решил похвастать столь нечастыми и тем более редко продуктивными контактами с американскими партнерами. На встрече с доверенными лицами 30 января он аккуратно упомянул о поездке руководителя ФСБ Александра Бортникова в США.
Несмотря на то, что президент предусмотрительно умолчал о сопровождавшем его директоре Службы внешней разведки Сергее Нарышкине, посол России в США Анатолий Антонов в интервью «России 1» подтвердил, что и он в это время находился в Вашингтоне. Позднее газета The Washington Post выяснила третьего участника переговорного процесса. Им оказался начальник Главного управления Генштаба вооруженных сил России Игорь Коробов.
Примечательно, что последние двое, в отличие от Бортникова, находятся под санкциями США: Нарышкин с 2014 года под «крымскими», а Коробов – с декабря 2016 года за вмешательство в выборы президента. Но американская сторона, как выяснилось, сделала для них исключение и приостановила визовые ограничения. В теории подобная мера возможна лишь в одном случае – когда речь идет о национальной безопасности США.
Сразу появилась версия, что весь цвет отечественных спецслужб выложил на стол переговоров веские основания отказаться от жесткого варианта «кремлевского доклада» и ужесточения санкций против оборонного сектора и суверенного долга России. Но в обмен на что и с кем договаривались российские переговорщики?
Газета The Washington Post установила, что встречи проходили с директором ЦРУ Майком Помпео и директором Центральной разведки США Дэном Коутсом. Не подтвержденными остались контакты с руководителем аппарата Белого дома Джоном Келли и министром обороны Джеймсом Мэттисом, скорее всего, в силу нарушения протокола. На требование главы демократической фракции Сената Чака Шумера дать разъяснения по поводу необычного визита, Помпео выдал ритуальную отговорку – переговоры были обусловлены заботой о безопасности американских граждан. И больше ничего.
В течение недели стало очевидно, что российская троица силовиков купировала нежелательные последствия от применения закона «О противодействии противникам Америки с помощью санкций» (CATSA) и, вероятно, благодаря их оперативному вмешательству были прочерчены красные линии для санкций США. Но что они привезли американскому разведсообществу и что значили их переговоры под покровом тайны?
Опора на силовиков
Прежде всего, следует отметить, что приостановка персональных санкций требует высокого решения и действительно существенного основания. Поэтому не исключено, что во встрече в обозначенном формате был заинтересован лично президент Трамп. Вторыми в списке тех, кому важно в условиях политической конфронтации и скандала о вмешательстве России в президентские выборы поддерживать рабочее общение, идут спецслужбы США. Какими бы ни были тучи над Москвой и Вашингтоном, глава ЦРУ не отказался от поездки в Россию в мае 2017 года, а Бортников слетал в США на форум о проблемах терроризма в 2015 году. Спецслужбы не воюют, но сотрудничают, что периодически подчеркивает президент Путин, поблагодаривший ЦРУ за информацию о теракте в петербургском супермаркете «Перекресток» в декабре прошлого года.
Очевидно, даже сенатор Маккейн согласится с тем, что прерывать профессиональные контакты не следует. Но «ястребов» в США удивил беспрецедентный формат – сразу три главы ключевых спецслужб России одновременно в Вашингтоне. Информационной завесой для встреч, безусловно, послужили Чемпионата мира-2018 и Олимпиада в Южной Корее – мероприятия, на которых важно исключить угрозу терроризма. И хотя, по словам Помпео, все острые темы в разговоре так или иначе поднимались, российские спецслужбы показали свою полезность по более важным для США темам. И вряд ли это был компромат на противников Трампа или доказательство коррупции в ВСУ Украины.
Во-первых, руководство спецслужб могло принять участие в брифинге по хакерам и дать гарантию того, что Москва не будут вмешиваться в выборы в Конгресс США, которые пройдут в ноябре 2018 года. Во-вторых, речь должна была идти о ситуации в Сирии и предотвращении возврата боевиков ИГИЛ в родные места. В-третьих, российская сторона могла поделиться важной информацией по Северной Корее и Ирану. Все это крайне интересно США и укрепляет взаимное доверие. Возможно, совокупность ценной информации оказалась достаточной для того чтобы подправить «кремлевский доклад» и в надежде на дальнейшее сотрудничество отложить наиболее болезненные санкции.
Вместе с тем на позитиве от встреч, которые даже задним числом не омрачила подозрительность американских законодателей, отношения между Москвой и Вашингтоном немного оттолкнулись от дна. О полноценном восстановлении, естественно, говорить рано. Однако на фоне публикации списка потенциальных носителей влияния Москвы, который охватил всех российских бизнесменов с состоянием от 2 млрд долларов и визита глав спецслужб в Вашингтон становится понятна многоговорящая рокировка: теперь внешнеполитическая миссия переговорщиков возлагается не на «заклейменные» денежные мешки, а на «честь» государства – спецслужбы. Для этого у силовиков есть ряд преимуществ: секретность и протокольность, прямой мандат и близость к политическому руководству. Обсуждать взаимодействия Москвы и Вашингтона они могут в стороне от политической борьбы.
Для «олигархов» это не очень хорошая новость – больше в качестве каналов связи и передачи политических сигналов Кремль их не рассматривает. Более того, по линии спецслужб может начаться обсуждение репатриации незаконно вывезенных из страны капиталов. При этом роль спецслужб резко возрастает и несколько теснит Министерство иностранных дел. Путин же в очередной раз доказывает, что опора на родных ему силовиков себя оправдывает: Россия избежала серьезных санкций, а отношения с США получили еще один шанс.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий