06 МАР, 12:06 МСК
USD (ЦБ)    89.7878
EUR (ЦБ)    95.7035


Российская электроэнергетика: государственное регулирование и перспективы развития отрасли

6 Марта 2025 132 0 Экономика
Российская электроэнергетика:  государственное регулирование и перспективы развития отрасли

Электроэнергетика играет ключевую роль в российской экономике, выступая не только поставщиком энергии для всех отраслей, но и являясь важным потребителем продукции других секторов.

Межотраслевые связи показывают высокую степень интеграции электроэнергетики в экономическую систему страны. Развитие и модернизация электроэнергетики имеют мультипликативный эффект, способствуя росту промышленности, транспорта, сельского хозяйства и улучшению качества жизни населения. Поэтому инвестиции в эту отрасль являются стратегически важными для устойчивого экономического развития России. Мультипликативный эффект инвестиций в электроэнергетику оценивается в 2-3 раза, то есть каждый вложенный рубль генерирует 2-3 рубля дополнительного ВВП за счет стимулирования смежных отраслей (Институт экономики РАН. Исследование "Мультипликативные эффекты инвестиций в электроэнергетику".). Это делает электроэнергетику приоритетной сферой для государственных и частных инвестиций.

Государственное регулирование в сфере производства электроэнергии охватывает широкий спектр направлений: от нормативно-правового обеспечения и контроля до стимулирования инвестиций и инноваций. Государственное регулирование данной сферы направлено на поддержание надежности энергоснабжения, развитие инфраструктуры, внедрение инноваций и обеспечение доступности электроэнергии для потребителей. В рамках государственного регулирования электроэнергетики реализуется комплекс законодательных и нормативных актов, определяющих основы функционирования отрасли.

Главным документом является Федеральный закон № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", принятый в 2003 году (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, № 13, ст. 1177.). Закон устанавливает принципы государственного регулирования, включая обеспечение недискриминационного доступа к энергетической инфраструктуре, формирование конкурентных рынков и защиту интересов потребителей. Кроме того, действует Энергетическая стратегия России на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1523-р от 09.06.2020, которая определяет стратегические направления развития энергетики (Распоряжение Правительства РФ № 1523-р от 09.06.2020 "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2035 года" // Официальный интернет-портал правовой информации).

Государственное регулирование в области производства электроэнергии включает лицензирование деятельности, тарифное регулирование, контроль за качеством и надежностью энергоснабжения. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и предотвращение злоупотреблений на рынке электроэнергии. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) контролирует соблюдение требований безопасности при производстве и передаче электроэнергии.

Особое внимание уделяется тарифной политике в электроэнергетике. Тарифы на электроэнергию для населения и предприятий регулируются государством с целью обеспечения их экономической обоснованности и социальной приемлемости. Федеральная тарифная служба (ныне функции переданы ФАС) устанавливает методики расчета тарифов и контролирует их применение (Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" // Вестник ФСТ РФ, 2004, № 9.).

Важным инструментом государственного регулирования является Государственная информационная система промышленности (ГИСП), созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ № 236 от 16.03.2015. ГИСП представляет собой информационную платформу, объединяющую данные о предприятиях промышленности, включая энергетический сектор. Система обеспечивает сбор, обработку и анализ данных, необходимых для принятия управленческих решений на государственном уровне.

С помощью ГИСП осуществляется мониторинг показателей деятельности предприятий электроэнергетики, включая объемы производства, техническое состояние оборудования, инвестиционные проекты (Государственная информационная система промышленности (ГИСП) // Официальный сайт.). Это позволяет оперативно выявлять проблемы и принимать меры по их устранению. Кроме того, система способствует прозрачности отрасли, обеспечивая доступ к информации для заинтересованных сторон.

Государственное регулирование направлено на стимулирование модернизации и инновационного развития электроэнергетики. Реализуются программы поддержки внедрения передовых технологий, повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии. В частности, в рамках ГИСП осуществляется управление программами импортозамещения и локализации производства оборудования для энергетики.

Для обеспечения энергобезопасности и устойчивости энергосистемы государство регулирует процессы технологического присоединения новых потребителей и генераторов, развитие сетевой инфраструктуры (Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".). Федеральная сетевая компания (ПАО "ФСК ЕЭС") выполняет функции по передаче электроэнергии и отвечает за эксплуатацию Единой национальной электрической сети. Государство контролирует инвестиционные программы сетевых компаний, направленные на модернизацию и развитие электрических сетей.

Важным направлением государственного регулирования является экологическая политика в энергетике. Установлены нормы по снижению выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, внедрению "зеленых" технологий (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.). Государство стимулирует использование возобновляемых источников энергии через механизмы поддержки, включая гарантированные тарифы и компенсации.

Российская энергетика прошла славный путь, есть чем гордиться, но впереди ее ждут серьезные перемены. С одной стороны, традиционные источники энергии, такие как тепловые и атомные электростанции, продолжают играть доминирующую роль в энергобалансе страны. Однако значительный износ оборудования и необходимость модернизации инфраструктуры требуют существенных инвестиций и внедрения инновационных технологий. Это не только повысит эффективность и надёжность энергосистемы, но и позволит снизить удельные расходы топлива и эксплуатационные затраты.

С другой стороны, глобальные тенденции перехода к устойчивым и экологически чистым источникам энергии ставят перед российской электроэнергетикой новые вызовы. Развитие возобновляемых источников энергии, таких как ветровые и солнечные электростанции, становится неотъемлемой частью энергетической политики. Увеличение их доли в общем энергобалансе не только соответствует мировым трендам, но и способствует диверсификации энергетических ресурсов, повышая энергетическую безопасность страны.

В условиях глобальных изменений, связанных с переходом на чистую энергию, цифровизацией и внедрением новых технологий, перспективы развития электроэнергетики России приобретают особую значимость. Модернизация и техническое перевооружение являются важными направлениями развития отрасли. Значительная часть оборудования ТЭС исчерпала свой ресурс: более 50% генерирующего оборудования тепловых электростанций имеют возраст свыше 30 лет (Министерство энергетики РФ. Доклад о состоянии и развитии электроэнергетики в 2020 году. — М.: Минэнерго РФ, 2021.). Для обеспечения устойчивого энергоснабжения необходимо обновление оборудования с внедрением современных технологий. Согласно прогнозу Министерства энергетики РФ, к 2035 году планируется реконструировать и модернизировать порядка 40 ГВт мощностей ТЭС (Министерство энергетики РФ. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. — М.: Минэнерго РФ, 2020.), что позволит повысить их эффективность и снизить удельный расход топлива на 10–15%.

Экологические аспекты приобретают всё большую значимость в свете международных обязательств России по снижению выбросов парниковых газов. Энергетическая отрасль несёт ответственность за значительную часть выбросов CO₂, поэтому переход к низкоуглеродным технологиям и повышение энергоэффективности становятся неотложными задачами. Это требует не только технологических изменений, но и совершенствования нормативно-правовой базы, стимулирования инвестиций в «зелёную» энергетику и развития соответствующей инфраструктуры.

Развитие атомной энергетики продолжает оставаться стратегическим приоритетом. В настоящее время мощность АЭС в России составляет около 30 ГВт, при этом доля атомной генерации в общем объёме выработки электроэнергии достигает 20%. Планируется ввод новых энергоблоков, включая инновационные реакторы поколения "3+" с улучшенными показателями безопасности и эффективности. К 2035 году ожидается увеличение установленной мощности АЭС до 38 ГВт, что обеспечит дополнительную выработку порядка 60 млрд кВт·ч электроэнергии в год (Госкорпорация "Росатом". Годовой отчет за 2020 год. — М.: Росатом, 2021.).

Цифровизация отрасли открывает широкие возможности для оптимизации процессов генерации, передачи и распределения электроэнергии. Внедрение интеллектуальных систем управления, автоматизация и анализ больших данных позволяют повышать эффективность работы энергосистемы, сокращать технологические потери и улучшать качество обслуживания потребителей. Инвестиции в цифровые технологии становятся приоритетными и могут обеспечить конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках. Внедрение технологий «умной» энергетики, включая интеллектуальные сети (Smart Grid), системы автоматизированного управления и мониторинга, позволит снизить технологические потери электроэнергии на 5–7% и повысить качество энергоснабжения потребителей. Ожидается, что инвестиции в цифровизацию энергетики в период до 2030 года составят около 1 трлн рублей (Министерство энергетики РФ. Программа "Цифровая энергетика". — М.: Минэнерго РФ, 2019.).

Экспорт электроэнергии является важным направлением развития отрасли. Перспективы увеличения экспорта связаны с развитием энергетического сотрудничества с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируется увеличение экспортных поставок до 30 млрд кВт·ч к 2030 году (Министерство энергетики РФ. Стратегия развития экспорта электроэнергии до 2030 года. — М.: Минэнерго РФ, 2020.), что может обеспечить дополнительный доход в размере 1,5 млрд долларов США в год.

Инвестиции в сектор электроэнергетики являются не менее значимым фактором её развития. Согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, общий объём инвестиций в генерирующие мощности и сетевую инфраструктуру оценивается в 7,5 трлн рублей (Министерство энергетики РФ. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года.). Из них около 3 трлн рублей планируется направить на модернизацию и строительство ТЭС, 2 трлн рублей — на развитие АЭС, 1 трлн рублей — на ВИЭ, и около 1,5 трлн рублей — на развитие сетевого хозяйства.

Перспективы развития производства электроэнергии в России связаны с модернизацией существующих мощностей, развитием атомной и возобновляемой энергетики, цифровизацией и повышением энергоэффективности. Оценки показывают, что при реализации намеченных планов к 2035 году энергетический сектор станет более устойчивым, экологичным и технологически продвинутым. Увеличение генерирующих мощностей на 15%, снижение технологических потерь на 5–7%, сокращение выбросов парниковых газов на 30% — всё это позволит не только обеспечить внутренние потребности страны, но и укрепить её позиции на мировом энергетическом рынке. Для достижения этих целей потребуется значительный объём инвестиций, совершенствование нормативно-правовой базы и активное взаимодействие государства и бизнеса. Реализация этих задач создаст условия для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения.

Для реализации всех намеченных направлений развития необходимы координированные усилия государства, бизнеса и научного сообщества. Привлечение инвестиций, развитие человеческого потенциала, стимулирование научных исследований и разработок являются ключевыми элементами успеха.

Быкова Екатерина Андреевна, студентка магистратуры Факультета Международных экономических отношений
Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Екатерина Быкова
Екатерина Быкова (соавторы: Толкачев Сергей Александрович)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more