Региональные бюджеты в период стагнации
Резкое сокращение темпов экономического роста в 2013 году негативно сказывается на доходах бюджетов. Но если федеральный бюджет из-за высоких цен на нефть получает сверхплановые нефтяные доходы, то региональные администрации с трудом сводят концы с концами.
За первые восемь месяцев 2013 года номинальные доходы региональных бюджетов сократились (!) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на один процент. Такой результат, впрочем, во многом объясняется сокращением трансфертов из федерального бюджета на 7,7%. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы консолидированных региональных бюджетов немного выросли, даже несмотря на падение поступлений по налогу на прибыль почти на 20%.
Снижение доходов по сравнению с запланированным уровнем в регионах сочетается с необходимостью финансировать повышение заработных плат в бюджетной сфере в соответствии с Указами Президента. Такая комбинация ведет одновременно к деформации структуры расходов региональных бюджетов и росту бюджетного дефицита. На рис. 1 показан рост доли расходов на образование в региональных бюджетах в 2010–2013 годах, которая за это время в среднем по России выросла на 5 процентных пунктов.
В 2013 году финансовое положение регионов по России в целом и по всем федеральным округам, за исключением Северо-Кавказского ФО, ухудшилось. На рис. 2 представлено соотношение баланса (разности между доходами и расходами) и доходов региональных бюджетов за январь-август 2010–2013 годов. Если по России в целом в текущем году сохраняется положительный баланс бюджета, то по Сибирскому, Уральскому, Южному, Приволжскому федеральным округам суммарные бюджеты стали дефицитными. По России в целом профицит региональных бюджетов в 2013 году по сравнению с прошлым годом сократился в 5 раз.
Уменьшение балансов бюджетов и рост бюджетного дефицита заставляет регионы прибегать к долговому финансированию. На рис. 3 и 4 видно, что наиболее высокими темпами в 2013 году долг растет в Южном, Дальневосточном, Уральском ФО. По накопленному уровню долговой нагрузки (соотношению госдолга и доходов) лидерами являются Южный и Приволжский ФО.
Однако за «средней температурой по больнице» стоят совершенно разные «истории болезни».Проиллюстрируем это данными одного из федеральных округов. Из таблицы 1 видно, что в восьми областях ЦФО рецессия в сочетании с повышением зарплат в бюджетной сфере превратила положительный бюджетный баланс (характеризующий относительную бюджетную устойчивость) в отрицательный (возник бюджетный дефицит).
В число таких регионов попали Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Рязанская, Смоленская и Тамбовская области. Наиболее высокое соотношение бюджетного дефицита и доходов наблюдается в Белгородской и Смоленской областях. Положительный баланс по ЦФО в целом полностью обеспечен исключительно профицитами Москвы и Московской области: при исключении этих регионов соотношение баланса бюджета и доходов региональных бюджетов областей, входящих в состав округа, составило бы -3,7%.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
---|---|---|---|---|
Центральный федеральный округ | 16,3 | 25,6 | 8,6 | 4,0 |
Белгородская область | 13,1 | 14,5 | 4,3 | -15,0 |
Брянская область | 9,7 | 7,6 | 1,7 | -8,9 |
Владимирская область | 10,9 | 15,7 | 2,2 | 0,9 |
Воронежская область | 15,6 | 13,1 | 6,9 | -3,7 |
г. Москва | 17,2 | 32,9 | 8,0 | 4,8 |
Ивановская область | 15,8 | 8,4 | 6,7 | 1,0 |
Калужская область | 10,0 | 5,3 | 3,0 | -3,9 |
Костромская область | 2,0 | 4,0 | 2,4 | -1,5 |
Курская область | 20,9 | 12,2 | 11,1 | 0,7 |
Липецкая область | 19,0 | 15,6 | -0,1 | -3,4 |
Московская область | 19,8 | 22,2 | 20,9 | 15,1 |
Орловская область | 12,5 | 15,0 | 4,1 | 0,4 |
Рязанская область | 17,9 | 8,6 | -5,3 | -3,3 |
Смоленская область | 12,3 | 8,3 | 2,6 | -13,3 |
Тамбовская область | 12,1 | 9,8 | 0,2 | -6,6 |
Тверская область | 15,9 | 8,0 | -1,1 | 0,1 |
Тульская область | 7,7 | 15,8 | 5,3 | 8,1 |
Надежды на улучшение макроэкономической ситуации в России в IV квартале текущего года становятся все более призрачными, а значит, финансовое положение регионов (с учетом того, что значительная часть расходов традиционно приходится на конец года) еще больше ухудшится. Дефицит региональных бюджетов в целом за 2013 год, по нашим оценкам, может составить 600–700 млрд руб. (около 1% ВВП). Возможностей для улучшения ситуации две: секвестирование расходов или получение дополнительных кредитов из федерального бюджета. Вы на что ставите?
Андрей Чернявский
Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики
Написать комментарий
Хорошая статья.
Статья понравилась...
Использование кредитов от федерального центра не станет целебным средством... Регионам достаточно сократить количество чиновников, часть из которых вообще бесполезна, но при этом получает за безделье деньги....